Экстренное воздействие на уроках
Оценка 4.8

Экстренное воздействие на уроках

Оценка 4.8
Памятки +1
doc
воспитательная работа
Взрослым
12.04.2019
Экстренное воздействие на уроках
В данной консультации преподаватели найдут ответы на вопрос о том, как же вести себя в тот самый момент, когда на вашем занятии наблюдается поведение, направленное на привлечение внимания, и это поведение не дает вам нормально работать по теме урока. Вы познакомитесь со многими полезными приемами, используя которые вы будете оставаться в рамках партнерского стиля общения и в то же время сможете прекратить или постепенно свести на нет «нежелательное поведение. Эти приемы сгруппированы в шесть общих стратегий.
экстренное воздействие на уроках.doc
Консультация для преподавателей Тема: «Методы экстренного педагогического воздействия» Цель ­ Привлечение внимания: Сегодня мы познакомимся с тем, как же вести себя в тот самый момент, когда на вашем   занятии   наблюдается   поведение,   направленное   на   привлечение   внимания,   и   это поведение не дает вам нормально работать по теме урока. Вы познакомитесь со многими полезными   приемами,   используя   которые   вы   будете   оставаться   в   рамках   партнерского стиля   общения   и   в   то   же   время   сможете   прекратить   или   постепенно   свести   на   нет «нежелательное поведение. Эти приемы сгруппированы в шесть общих стратегий. Стратегия 1. Минимизация внимания Происходит   парадоксальная   вещь:   естественным   образом   реагируя   на   выходки студентов,   целью   которых   является   привлечение   внимания,   мы   как   бы   даем   им положительное подкрепление в виде нашего внимания,   закрепляя их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью   учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе только, когда  получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают  как   вид   особого   внимания   к   себе.   Зачем   же   поддерживать  с  помощью внимания   такое   поведение,   которое   нарушает   ведение   занятия   и   отвлекает   других. Стратегия   минимизации   внимания  содержит  множество   приемов,   призванных уменьшить   демонстративное   поведение, незамеченным.   поскольку   оно   будет   оставаться Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение   –   перестать   на   него   реагировать.   Нет   ответа,   значит   цель  не   достигается   с помощью этого действия. Когда студент ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я   проигнорирую  его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего   не случится,   кроме  того,   что   он   лишится   моего   внимания,   смело   применяйте   прием игнорирования.   Через   несколько   попыток   студент   прекратит   вести   себя   подобным образом. Контакт глазами. «Пристально посмотрите на него, – советуют опытные учителя. – Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд   означает   «хватит».   Пристальный   взгляд   (без   осуждения)   –   это   все   внимание, которое они «выручили» за свою проделку. Никаких слов – только взгляд. Встаньте   рядом.  Физическое   приближение   –   другой   инструмент,   помогающий минимизировать   поведение,   направленное   на   привлечение   внимания.  Продолжая   вести 2 занятие, просто подойдите и станьте рядом со студентом. Без контакта глазами и без слов они начинают понимать, что делают что­то не то, когда преподаватель стоит так близко. Используйте имя студента.  Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания   «в   награду»   за   демонстративное   поведение   и   рекомендовать   студенту присоединиться   к   тому,   что   вы   объясняете.   Преподаватель   делает   это,   периодически вставляя   имя   студента   в   контекст   занятия.   Это   может   звучать   так:  «Таким   образом, социальная психология, Вова, это наука...». Или: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о ...». Эти   простые   приемы   могут   быть   легко   использованы   со   студентами,   часто нарушающими поведение. Вы   можете   использовать   какие­то   жесты,   смысл   которых   известен   студентам. Например,   приложить   палец   к   губам   и   сказать:   «Тсс».   Вот   интересный   рассказ   одной учительницы. «Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я  поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими  детьми?  Боря   поднял  над   головой  окрещенные   руки,   как   это   делает баскетбольный судья. «Что это значит?» – спросила я. «Это означает, что  игра окончена» – ответил Боря.  Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак – и он помогал! Я часто добавляла подмигивание к этому нашему сигналу, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенно получил хотя бы две секунды моего внимания только себе. Прошло время, Боря вырос. Но где бы мы ни встречались с ним – в коридоре или на школьном дворе, я подмигивала ему и скрещивала руки – это были наши особые отношения». Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас занятие в группе, где   будет  студент   с  поведением,   направленным   на   привлечение   внимания,   приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то,   что   ты   сейчас   делаешь».   Просто   кладите   записку   на   стол   студента,   когда   он «разошелся». Не надо ничего говорить – все написано.  Формулируйте   «Я­высказывания».  Бывают   ситуации,   когда   нервы   не выдерживают,   и   просто   хочется   крикнуть   студенту,   который   заводит   аудиторию: «Прекрати немедленно!». Психологи советуют в этих случаях применять «Я­высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, 3 какое оно производит на вас впечатление. Вот пример:  «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что я теряю мысль. Пожалуйста, перестань». «Я­высказывания» состоит из 4 частей: первая – содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения...» вторая  – называет чувства преподавателя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение...» третья – описывает эффект от плохого поведения: «...потому что я теряю мысль...» четвертая – содержит просьбу: «...пожалуйста, перестань» «Я­высказывание» сообщает студентам только то, что мы чувствуем. Вы в такой форме не даете привычного подкрепления. Если, используя «Я­высказывание», вы будете искренни в словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих студентов. Стратегия 2. Разрешающее поведение Запретный   плод   всегда   сладок.   Это   свойство   человеческой   натуры   известно   со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не о том, чтобы запретить есть   яблоко,  а   в   том,  чтобы  уничтожить   всю   прелесть   содеянного,   объявив   яблоко   не запретным. Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения. Стройте свой урок на основе вопиющего поведения. Вот пример такого урока математики. Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким   воспитательным   методам.   Плевались   на   уроках   и   переменах.   Тогда   учитель математики   сказал,   что   раз   они   так   любят   плевки,   он   собирается   учить   их   проводить эксперименты по статистике исключительно на плевках. Он сделал мишень и движущийся контур,   очертил   на   полу   расстояния   и   велел   тщательно   записывать   результаты   своих достижений. Методика проведения экспериментов была усвоена, а дети больше не хотели и слышать о плевках. Этот прием хорошо работает с ругательствами, которые могут быть использованы  в теме   «Сленг»,   с   надписями   на   английском   языке   (названия   молодежных   групп  и молодежных лозунгов) – в английском, с выкриками запоминающихся рекламных слоганов – в обучении орфографии, пунктуации и стилистике. 4 Доведите   до   предела   демонстративную  выходку.  А   вот   другой  прием, используемый в той же ситуации массовой эпидемии плевания. Провинившиеся ученики получали задание плюнуть 500 раз. После   первой  сотни плевков, они уже мечтали только об одном  –  никогда больше   не видеть трубочек для плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло. Этот прием годится для многих хамских выходок: студентов, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять все занятие, студенты, которые постоянно болтают или   издают   неприличные   звуки,   должны   записать   полную   часовую   аудиокассету   своих речей или звуковых упражнений и принести завтра в группу и т.п. Весь класс присоединяется к выходке.  Ира без конца стучит ручкой по парте. Учитель: «Ну, хорошо. Класс, возьмите свои ручки и 3 минуты стучите ими по парте. Начали!» Ира стучит со всеми и не получает какого­то особого внимания. И интерес к этому виду деятельности у Иры пропадает. Используйте «разрешенную квоту».  Этот прием рекомендует доктор  Рудольф Дрейкурс в книге «Психологи в классе». Прием состоит в том, что какое­то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться. В   качестве   примера   того,   как   работает   этот   прием,  д­р   Дрейкурс   описывает следующий случай. Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере 10 раз. Однажды утром, перед началом занятий, учитель договорился с Джонни, какое количество «иканий» будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследи! за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда «лимит»   на   сегодня   был   исчерпан,   учитель   говорил   Джонни:   «На   сегодня  ­  все!»   Так постепенно число громких иканий было сведено на нет. Скептики, возможно, скажут: «А что будет, если ученик продолжит вы ходку после слов учителя «На сегодня – все»? Если это случится, оставь те эту технику и используйте другую технику. Или же проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его  цели –  возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а, например,   власть.   Техника  «разрешенной   квоты»  работает   только   в   отношении поведения, направленного на привлечение внимания. 5 Учителя, которые использовали эту технику, утверждают, что ученики соблюдают правило   «разрешенной   квоты».   Почему?   Потому   что   особые   отношения   между   вами   и учеником, ваши улыбки, отметки мелом — все. Это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят   свергать   ничьих   авторитетов.   Им   нужно   лишь   немного   внимания,   чтобы   не чувствовать себя «пустым местом». Стратегия 3. Делайте неожиданности! Часто мы можем прекратить неподобающее поведение, действуя неожиданно.  Мы что­то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все  и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же   преподаватель   отказывает   в  игре,   лучше   делать   это  необычным   способом.   Скажем, короткие   вспышки   хохота   лучше,   чем   что­либо   другое,   могут   разрядить   атмосферу   в группе. Чем больше юмора на вашем занятии в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии: Выключите  свет.  Это старый  испытанный  способ, который учителя используют уже   давно.   Когда   кто­то   из   учеников   или   весь   класс,   стал  неуправляемым,  просто поверните   выключатель,   подождите   тишины   несколько  минут.   Нет    необходимости   в очередной раз читать обвинительную речь или лекцию о   том, что ученики плохо себя ведут,   ведь   они   и   сами  прекрасно   знают,  что   нарушают   поведение.   В   этой   ситуации молчание дает больший эффект, чем громкие слова. Задайте музыкальный звук.  Учителя музыки часто исполняют аккорд    или же несколько  аккордов на пианино в момент нарушения поведения  вместо пианино,  может быть использован любой музыкальный инструмент и не только на занятиях по музыке. Начните говорить тихим голосом. Известны результаты социологического опроса учеников   разных   классов.   На   вопрос:  «Что   вам   больше   всего   не   нравится   в   школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут». Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение   и   внутреннюю   свободу   учеников.   Когда   мы   начинаем   говорить   тише, наоборот, ученики начинают прислушиваться и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно. Измените   ваш   голос.  Используйте   необычную   манеру   говорить,   звуки, произношение, ударения или другой язык, может быть, даже бессмысленную речь. Шепчите 6 или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие­то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая поведение, и заставят обратить на вас внимание. Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5­7 классах. Когда один или несколько ваших учеников нарушают поведение, повернись к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидя г   ко   мне   спиной.   Не   хочешь   ли   посмотреть   на   ученика,   который   пускает   бумажные самолетики с задней парты?  Вот оно племя младое, незнакомое!» Если вы решите попробовать этот прием, предупредите вашего директора, что вы собираетесь   его   применить,   в   противном   случае,   директор  я  может   решить,   что   вы   – кандидат в психиатрическую клинику. Временно прекратите вести урок. Студенты знают, что преподаватель в колледже, чтобы учить. Когда вы прерываете занятие и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете студентам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» – вот все, что вам нужно сказать.  Стратегия 4. Отвлеките ученика Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик нарушает поведение. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем­либо другом. Как это сделать практически? Задавайте прямые вопросы. В момент, когда ученик нарушает поведение, полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?» или «Миша, что ты думаешь об этой физической проблеме. Такие вопросы и отвлекают от плохого поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии 1 «Минимизация внимания». Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!» Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас, Гриша, сходи к Марье Ивановне в 8­А и спроси, не могла бы она нам одолжить цветной мел?» Однако   не   используйте   этот  прием   часто,   так  как   ученики   с   поведением  могут решить,   что   именно   такое   их   поведение   награждается   особыми   поручениями.   Но   как единовременная мера он работает очень хорошо. Измените   деятельность.  Если   сразу   много   учеников   «бесятся»,   чтобы   наше 7 внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания вынуть  другие книги, послушать новое задание и так далее. Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения Не говорите ученику­нарушителю о его плохом поведении, а уделите кому­то из его одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо. Так вы подчеркнете, что хорошее, а не плохое поведение заслуживает внимания учителя и его уважения. Благодарите учеников. Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги  –  под партой».   Такие  утверждения,   обращенные   к   соседу   по   парте   или   приятелю   ученика­ нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна. Этот   прием   работает   только,   если   мы   описываем   желаемое   поведение   в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения, типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал» – абсолютно неэффективны,   так   как   неясны   эти   ваши   ожидания.   Будьте   внимательны,   избегайте благодарить   одних   и   тех   же   учеников   слишком   часто,   дабы   не   представить   их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса. Пишите  имена  примерных   учеников   на   доске.  Вы   можете   написать   имена примерных учеников на доске. Этим вы подкрепляете хорошее по ведение и посылаете красноречивый сигнал нарушителям остановиться Стратегия 6. Пересаживайте учеников Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть  два приема, подходящих для пересаживания. Меняйте  учеников  местами. Иногда этого вполне достаточно. «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду»  и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не почувствует желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным, будет воспринят как награда. «Стул   размышлений».  Некоторые   учителя   в   своем   классе   ставят   специальный «стул размышлений» на отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул отличается от других стульев. Его можно купить в комиссионке   и  перекрасить,  например,  в  ярко­красный  цвет.  Подойдет  любой  стул,  не 8 похожий на остальные. Этот стул – место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по­другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на стуле размышлений. Но   может   быть   так,   что   когда   вы   говорите   ученику­нарушителю:  «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика власть, а не внимание. То же самое, если, вернувшись на свое место, Женя вновь делает то же, используйте в этом случае техники из главы 10. Стратегии Приложение Меры экстренного педагогического воздействия» Техники Минимизация внимания  Игнорируйте демонстративное поведение. Контакт глазами. Становитесь рядом. Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока. Посылайте секретный знак. Посылайте письменные замечания. Используйте «Я­высказывание». Разрешающее поведение. Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до предела демонстративную выходку. Весь класс присоединяется к выходке. «Разрешенная квота». Делайте неожиданности! Выключите свет. Издайте музыкальный звук. Говорите тихим голосом. Измените голос. Говорите со стеной (или портретом) Временно прекратите вести урок. Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Благодарите учеников. Пишите имена примерных учеников на доске. Меняйте студентов местами. «Стул размышлений». Отвлеките ученика. Обращайте   внимание класса   на   примеры хорошего поведения. Пересаживайте учеников.

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках

Экстренное воздействие на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019