ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ
Оценка 4.8

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

Оценка 4.8
Занимательные материалы
doc
история
6 кл
21.04.2017
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ
Структура экзаменационных билетов Каждый билет включает 2 вопроса. Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления, раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений. В этом случае проявляются и оцениваются умения учащихся анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее. Второй вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка, исторической картой. Работа с текстом. Экзаменуемому предлагается: а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным). Работа с картой. Экзаменуемому предлагается: а) определить и описать по карте ход исторического события; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал. Исторические карты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным). Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы. Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов. Оценка их выполнения определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1 и 2 представлены в таблицах 1 и 2.
билеты 2017.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Яковлевка» cccc c  «РАССМОТРЕНО»                                                                 «УТВЕРЖДАЮ» на заседании МО _________________________                    Директор МБОУ «СОШ с.Яковлевка» Протокол №____ от «___»_________________г.                  ______________/В.Р.Салихова  Председатель МО__________/                             /                 Приказ № ___ от____________ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (6 «А», «Б» КЛАССЫ)                                                                                   (Ф.И.О., должность)   Составила: Тугушева Наиля Мусиновна       учитель истории и обществознания                                                               2017 год Пояснительная записка   Экзаменационные   билеты   охватывают   содержание   курса   истории   России   с   древнейших времён до конца  XVI  века. Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения   учащихся.   Таким   образом,   билеты   могут   использоваться   независимо   от   учебников,   по которым велось преподавание. Экзамен по истории проводится по выбору учащихся. Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.  Количество билетов в комплекте 15. Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся. В билеты включается также практическое задание для работы с историческим текстом, исторической картой, проверяющее   умения   анализировать   текст,   карту,   применять   знания.   Билеты   рассчитаны   на комплексную   проверку   подготовки   выпускников   6   классов   в   соответствии   с   требованиями образовательного стандарта. В число проверяемых элементов подготовки входят:  • знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;   •  понимание причинно­следственной обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;  • умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).  Структура экзаменационных билетов Каждый билет включает 2 вопроса. Первый вопрос предполагает   систематизированное   описание   значительного   исторического   события   (событий), процесса, явления, раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий,   значения;   сравнение   событий,   явлений.   В   этом   случае   проявляются   и   оцениваются умения учащихся анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее. Второй   вопрос  носит   практический   характер,   требует   применения   знаний,   умений.   Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка, исторической картой.  Работа   с   текстом.  Экзаменуемому   предлагается:   а)   определить,   о   каком   событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке; б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это   сделал.   Исторические   тексты   помещаются   на   специальных   раздаточных   листах,   которые прилагаются   к   экзаменационным   билетам   в   начале   экзамена   (включать   их   в   билеты   заранее представляется нецелесообразным).  Работа  с   картой.  Экзаменуемому   предлагается:   а)  определить  и   описать   по  карте  ход исторического   события;   б)   объяснить,   на   основании   чего   (каких   данных)   он   это   сделал. Исторические   карты   помещаются   на   специальных   раздаточных   листах,   которые   прилагаются   к экзаменационным   билетам   в   начале   экзамена   (включать   их   в   билеты   заранее   представляется нецелесообразным).  Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут.  При устной форме ответа экзаменуемые   могут   предварительно   составлять   письменный   план   ответа,   тезисы.   Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2. При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.   Оценка   их   выполнения   определяет   общую   экзаменационную   отметку.   Критерии оценивания ответов на вопросы 1 и 2 представлены в таблицах 1 и 2. Критерии оценивания ответа на первый вопрос билета  Таблица 1 Отметк а «5» «4» «3» «2» Критерии оценивания Дано   полное   описание   события,   явления   (названы   характерные   черты, приведены   главные   факты),   они   рассмотрены   в   историческом   контексте, соотнесены   с   другими   событиями,   раскрыты   причинно­следственные   связи, при сравнении показаны черты общего и различного (не менее 3 положений); ответ логически выстроен, суждения аргументированы. Названы   главные   характерные   черты   события,   явления   без   необходимой конкретизации   их   фактами,   недостаточно   раскрыты   связи   событий,   их преемственность,   при   сравнении   черты   общего   и   различного   названы   не полностью   (1­2   положения);     ответ   недостаточно   полон   (логичен, аргументирован); допущены неточности. Приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т.д.), фрагментарные   сведения   без   раскрытия   причинно­следственных   связей,   в сравнении   указана   одна   черта   общего   и   одна     различного;   ответ   неполон, непоследователен Не   приведены   единичные   элементы   характеристики   (даты,   факты,   имена   и т.д.), не раскрыты причинно­следственные связи, не названы черты общего и различного; ответ неполон, непоследователен Критерии оценивания ответа на второй вопрос билета  Работа с текстом Отметк Критерии оценивания Таблица 2 а «5» «4» «3» «2» Дано   полное   описание   события,   явления   (названы   характерные   черты, приведены главные факты), указаны 2 и более элемента текста, позволившие его определить. Названы   главные   характерные   черты   события,   явления   без   необходимой конкретизации   их   фактами,   указан   1   элемент   текста,   позволивший   его определить. Названы   главные   характерные   черты   события,   явления   без   необходимой конкретизации   их   фактами,   не   указан   элемент   текста,   позволивший   его определить. Не названы главные характерные черты события, не указан элемент текста, позволивший его определить. Работа с картой Отметк а Критерии оценивания «5» «4» «3» «2» Дано   полное   описание   события,   явления   (названы   характерные   черты, приведены главные факты), указаны 2 и более элемента карты, позволившие его определить. Названы   главные   характерные   черты   события,   явления   без   необходимой конкретизации   их   фактами,   указан   1   элемент   карты,   позволивший   его определить. Названы   главные   характерные   черты   события,   явления   без   необходимой конкретизации   их   фактами,   не   указан   элемент   карты,   позволивший   его определить. Не названы главные  характерные черты события, не указан  элемент карты, позволивший его определить. Экзаменационные билеты       по истории России (6 класс) Билет №1 пар. 4 стр.36­38  Ч.1 1. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. 2. Работа с историческим документом. ОТВЕТ. Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающая на одной территории, взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиции), осуществляется охрана границ. Образование государства это длительный процесс. Предпосылки т.е. предварительные условия создания государства, складывались у восточных славян на протяжение нескольких столетий. В IX(9) веке в жизни восточных славян большее значение стала иметь торговля. Торговый путь соединял Балтийское(Варяжское) море с Чёрным(Русским) и называли этот путь «из варяг в греки». Конечным пунктом этого водного пути была богатая Византия – место прибыльной торговли. Там славяне обменивались разными товарами. Таких людей, главным занятием которых стала торговля, называли купцами. Занятие торговлей было делом очень прибыльным, но сложным и опасным. Купеческие караваны грабили степные кочевники- печенеги. Земледельцы везли теперь излишки продуктов в город, на продажу. Постепенно города подчиняли себе территории, на которых обитали различные восточнославянские племена. В городе нельзя было руководствоваться племенными традициями, требовались единые для всех правила поведения. Таким образом, развитие торговли и городов привели к формированию новых порядков. Возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать торговые интересы и территорию славян от врагов. 2. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили. Владимир   повелел   опрокинуть   идолы.   Когда   влекли   Перуна   по   Ручью   к Днепру, оплакивали  его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку­ будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, ­ будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если не было бы это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий   же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскимина Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих  плакали   о  них;  ибо  не утвердились   ещё  они  в  вере и  плакали  о  них  как   о мёртвых. Билет № 2 пар.5 стр. 39­48  Ч.1 1. Формирование   Древнерусского   государства.   Характеристика   деятельности первых русских князей 2. Работа с исторической картой. ОТВЕТ.     Б­1.   Согласно «Повести временных лет» в 862 году в 9 веке сложились два крупных объединений, в которых правили приглашенные князья. Одно находилось на севере, в, с центром в Новгороде и князем Рюриком, другое – на юге, с центром в Киеве и князем Аскольдом. В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 г. Олег объединил Новгород и Киев в результате образовалось государство, получившее название РУСЬ. Историки называют его Древнерусским государством или Киевской Русью. Главой Руси был киевский великий князь. Все племена признававшие власть Киева заключали с великим князем договор, в котором они обязаны уплачивать дань мехами.. Объезд киевского князя со своей дружиной своих земель для сбора дани, получило название полюдье. Племена были обязаны также в случаи войны собирать для князя ополчение. Им руководил воевода. Он был вторым лицом после князя. В городских центрах все важнейшие вопросы решало вече. В 907г. Был совершен поход князя Олега в Царьград. В знак победы князь прибил к городским воротам свой щит и был заключен мирный договор 911г.. Князь умер от укуса змеи. После  смерти Олега киевским князем стал  Игорь сын Рюрика. Князь Игорь (912­945) предпринял большой поход  на Византию в 941г. Он был неудачным. Греки сожгли  весь флот руссов  с применением « горючей смеси». Однако это не остановило князя  и в 944г. он пошел на Византию и был заключен мирный договор. В одном из своих  походов князь был убит древлянами. После смерти Игоря правила государством его  жена княгиня Ольга(945­957). Она изменила порядок собирания дани .теперь точно  были определены размеры дани – уроки; и место сбора – погосты. Ольга в первые  приняла христианство 957 в Византии. Первыми киевскими князьями были Олег и  Игорь. 2  Рассмотрите   карту   и   выполните   задание.   Поход   какого   князя   обозначен стрелками на карте? Укажите год похода. Ч.1 1. Правление   Владимира   Святославича.   Причины   и   значение   принятия христианства на Руси.  2. Работа с историческим документом.   №   Билет 3 пар.6стр.49­55   уч. ОТВЕТ.  До 9 века государственной религией населения было язычество. В 957 году княгиня ОЛЬГА (945-957) приняла христианство в Царьграде (Византия). После возвращения Ольга передала княжение своему сыну СВЯТОСЛАВУ (957-972). После смерти Святослава княжил государством Владимир (980-1015). Он понимал, что удерживать под своей властью все славянские земли , опираясь на военную силу,нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир видел в ХРИСТИАНСТВЕ. Он решил принять христианство по византийскому образу. Так как Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Но самое главное было в том, что киевский князь хотел укрепить княжескую власть. С принятием христианства Владимир хотел укрепить международный авторитет Руси. В 988 году Владимир принял христианство и женился на византийской принцессе Анне. Вернувшись домой он устроил массовое крещение Руси. Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью с миром, а кое-где насильно.Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского гос-ва, так и на каждого человека. Христианство изменило быт наших далёких предков и их нравы, пришла письменность, образование, церковное искусство. Существенно изменилась и международное положение Древнерусского гос-ва. Оно встало в общий ряд христианских гос-в Европы. Принятие христианства укрепило гос- во, изменило быт и нравы его населения, способствовало развитию культуры. 2 Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. Было три брата. Один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве». Билет № 4  пар.7 стр. 56­61 уч. Ч.1 1. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. 2. Работа с исторической картой. ОТВЕТ. При Ярославе более четко были выработаны правила управления гос-вом. Киевский престол завещался старшему в роду. Время княжения Ярослава (1019-1054) стало эпохой расцвета Древнерусского гос-ва. Стремясь установить порядок и закономерность в своём гос-ве, Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборник) законов, которой получил название ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ. Этот документ предусматривал строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения оскорбления, обмани т.д. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепление гос-ва. Киевский князь имел право издавать законы, был высшим судьёй и главным защитником Русской земли. В отношениях с другими странами Ярослав стремился продолжить дело своего отца и деда – Владимира и Святослава. В 1030 году он утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера и построил там город ЮРЬЕВ. В 1041г. Ярослав заключил союзный договор с польским королём. В 1046 г. Византия и Русь заключили мирный договор, который закреплен браком сына Ярослава и дочери византийского императора КОНСТАНТИНА МОНОМАХА. Ярослав Мудрый стремился укрепить положение Руси с помощью династических браков. Сам он был женат на дочери шведского короля. Свою сестру отдал в жены польскому королю КАЗИМИРУ. Сын Ярослава ИЗЯСЛАВ взял в жены сестру казимира ГЕРТРУДУ. Дочь Ярослава АННА стала супругой французского короля ГЕНРИХА 1. Другая дочь стала королевой ВЕНГРИИ. Третья дочь – ЕЛИЗАВЕТА была выдана замуж за норвежского принца, ГАРОЛЬДА ГРОЗНОГО. Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского гос-ва. Он много времени уделял внутренним делам гос-ва, положил начало письменному законодательству. Также значительно укрепил и расширил границы Руси. 2.   Рассмотрите   карту   и   выполните   задание.   Поход   какого   князя   обозначен стрелками на карте? Укажите год похода. Билет № 5 Пар. 8 стр.64­ 69  Ч­1 1. Русь при наследниках Ярослава Мудрого.  2. Работа с историческим документом. ОТВЕТ.     Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил между своими  ИЗЯСЛАВ   получил   КИЕВ,   СВЯТОСЛАВ   ­ сыновьями   русские   земли. ЧЕРНИГОВ,ВСЕВОЛОД ­ ПЕРЕЯСЛАВЛЬ. При этом князь наказал сыновьям жить в мире и согласии и слушаться старшего брата Изяслава как своего отца. Первое время сыновья   Ярослава   Мудрого   правили   согласно   его   заветам.   Они   создали   новый   свод законов   —   Правду   Ярославичей.   Этот   документ   предусматривал   наказания   за покушение  на княжескую  собственность и на жизнь  людей, управлявших  княжеским хозяйством. Тем временем на южных границах Руси резко обострилась ситуация. Вторглись половецкие племена. Они молниеносно нападали, и так же они исчезали, оставляя на месте набега развалины и пожарища. В 1068 году половцы совершили крупный поход на Русь.   Навстречу   им   вышли   войска   трёх   русских   князей   —   Ярославичей.   Битва   с половцами на реке Альте закончилась разгромом русской рати. В  1078 году киевским князем стал единственный оставшийся в живых сын Ярослава Всеволод. В последние годы своей жизни он всё чаще поручал ведение дел своему сыну Владимиру Мономаху. Но после смерти Всеволода в 1093 году киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк. Пока князья враждовали между собой, половцы совершали на­ беги на Русскую землю. Они разграбили многие города и сёла, увели в плен огромное количество людей. Русская земля изнемогала от княжеских раздоров и половецких на­ бегов. По настоянию Владимира Мономаха, который княжил тогда в Переяславле, в 1097 году внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе ЛЮБЕЧЕ. Они поклялись, что не дадут половцам разорять Русь и будут сообща бороться с врагом. Князья договорились также, что отныне каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца. Решения съезда о поддержании мира и согласия на Руси были   нарушены   вскоре   после   их   утверждения.   Началась   новая   кровавая   усобица,   в которую была втянута вся Русская земля и даже её ближайшие соседи. Тем не менее Любечский съезд положил начало объединению русских военных сил против половцев. Вдохновителем общерусской борьбы с половецкой угрозой стал Владимир Мономах, земли которого граничили с Половецкой степью. Весной 1111 года, собрав общерусскую рать, он нанёс половцам сокрушительный удар. Многие кочевники ушли в глубь степей. На южных границах Руси наступило относительное затишье. 2.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили. В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира... И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира... Билет № 6 стр. 67­68  Ч­1 1. Правление Владимира Мономаха (1113­1125) 2. Работа с исторической картой. ОТВЕТЫ.          В   апреле   1113   года   в   Киеве   неожиданно   умер   Святополк   Изяславич.   Он   не пользовался   уважением   киевлян,   прославился   вероломством   и   алчностью.   Опасаясь разрастания беспорядков, киевские бояре отправили гонцов в Переяславль к Владимиру Мономаху,   правителю   сильному   и   авторитетному   в   народе,   с   приглашением   на престол.Князь Владимир Всеволодович, образованный человек и одарённый писатель, был   внуком   византийского   императора   Константина,   прозванного   Мономахом,   т.е. Единоборцем. Когда ему исполнилось 3 года, его по княжеской традиции посадили на коня, а в 13 лет отец отправил не по годам смышлёного мальчика править Ростово­ Суздальской   землёй.   В   14   лет   он   в   составе   войска   Ярославичей   принял   участие   в военном походе против полоцкого князя. В 17 лет Владимир Всеволодович получил в княжение Смоленск. Здесь он проявил себя как жёсткий, но мудрый и справедливый правитель.   В   последующем   Владимир   Мономах   получил   известность   на   Руси   как вдохновитель и руководитель многих походов против половцев, противник княжеских усобиц.   Киевским   князем   Владимир   Мономах   стал   в   возрасте   60   лет,   будучи   уже умудрённым политиком. Через несколько дней после своего вокняжения в Киеве Владимир Мономах дал Руси новый свод законов —  «Устав Владимира Всеволодовича».. «Устав» запретил превращать свободных людей в холопов за долги. Владимир   Мономах   заставил   подчиняться   себе   почти   всех   русских   князей.   За малейшее неповиновение карал силой. Своих сыновей он рассадил по крупным городам — Новгороду, Смоленску, Ростову, Суздалю. В 1116 году Мономах организовал новый большой поход против половцев, который возглавил его сын Мстислав. Княжение   Владимира   Мономаха   и   его   сына   Мстислава   (1125—1132)   стало временем восстановления единства Древнерусского государства. Однако после смерти Мстислава   вновь   начались   раздоры.   В   ходе   ожесточённой   борьбы   за   Киев   князья, занимая киевский престол, тем не менее сохраняли за собой и свои прежние владения. 2. Рассмотрите   карту   и   выполните   задание.   Какая   территория   выделена   штриховкой   на карте? Укажите к какому периоду относится данное событие. Билет № 7 пар.12 стр. 100­106  Ч­1 1. Начало раздробления Древнерусского государства. 2. Работа с историческим документом. ОТВЕТ. Усобицы между князьями привели к тому, что в середине XII века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей. Одной   из   причин   раздробленности   стал   сложившийся   в   Древнерусском государстве порядок управления. В каждой русской земле­волости собиралось своё   народное   собрание,   была   своя   выборная   власть,   своё   народное ополчение.. Кроме   того,   в   Древнерусском   государстве   не   было   твёрдого   и определённого   порядка   наследования   киевского   престола.   Принцип старшинства   на   практике   стал   осложняться   и   путаться   уже   во   втором   и третьем   поколениях   Ярославичей.   Княжеские   усобицы   подорвали обороноспособность   Древнерусского   государства.   Половцы,   разгромленные Владимиром Мономахом, вновь потянулись к южным границам Руси. В то же время половецкие отряды не всегда совершали набеги на русские земли по собственной инициативе. Степную конницу нанимали в борьбе друг с другом сами русские князья. Особенно   страдала   от   усобиц   Киевская   земля.   Страшную   картину представляла   она   после   половецких   набегов.   Дымились   сожжённые   дотла селения. Заброшенные пашни зарастали травой и кустарником. Прекратилось движение   торговых   караванов   по   Днепру.   Опустела   Киевская   земля.   Киев потерял своё значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Росли новые городские центры. Они затмевали Киев своим богатством и не желали ему больше подчиняться. Причинами раздробления Древнерусского государства послужили также изменения  в хозяйственной  жизни страны. Княжеская дружина  постепенно оседала   на   землю.   Основой   богатства   бояр   становилась   теперь   не   дань, собираемая с подвластных земель, и не раздел военной добычи, а присвоение результатов   чужого   труда.   К   тому   же   князья   и   дружинники   утратили возможность обогащаться за счёт заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пути «из варяг в греки» из­за половцев и освоения новых торговых дорог между Западной Европой и Византией по Средиземному морю. Таким   образом,   Русь   распалась   на   15   самостоятельных   княжеств,   в каждом княжестве имелось свое войско, собственные меры длины и веса. Они вели также самостоятельную внешнюю политику. 2 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили. В лето 1097 г. Собрались (князья) в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем   губим   Русскую   землю,   сами   на   себя   усобицы   поднимая?   А   половцы   землю   нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем  соблюдать  Русскую   землю.  И  пусть  каждый  владеет   отчиной   своей:   Святополк­Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир­ Всеволодовой, Давид, Олег, и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод   раздал   города:   Давыду   –   Владимир,   Ростиславичам   же:   Володарю   –   Перемышль, Васильку­ Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все». Билет №8 пар.13 стр.108­115 Ч­2 1. Владимиро – Суздальское княжество  2. Работа с исторической картой. ОТВЕТ.   Ростова­Суздальская земля  по воле Ярослава Мудрого попала в руки его младшего сына Всеволода. Впоследствии этим краем владели его потомки Владимир Мономах, а затем его младший сын Юрий Долгорукий(1125­1157). Свое прозвище получил за стремление  протягивать руки. Он прератил Ростово­Суздальскую землю в   независимое   княжество.   Юрий   Долгорукий   построил   в   крае   новые   города   – Дмитров, Звенигород. В 1147 г. первое упоминание о Москве связано с именем этого князя.   После   одного   из   пиров   князь   внезапно   разболелся   и   умер.   Вероятно,   его отравили. После смерти Юрия на престол вступил его старший сын АНДРЕЙ (1157­ 1174). Вопреки воле отца он уехал во Владимир.  Отправляясь на север, Андрей увез одну   из   святынь   икону   Божьей   матери.     Как   повествует   летопись     кони   везшие повозку с иконой остановились в поле и ни какая сила не смогла сдвинуть повозку с места   им   пришлось   заночевать.   Во   сне   Андрею   явилась   Богородица,   повелевшая основать на месте ночлега церковь , а икону оставить во Владимире. Князь построил церковь. Его резиденция получила название Боголюбово, а сам князь Боголюбский. Главной целью князя стало  укрепление и возвышение   своего княжества. Андрей заложил   во   Владимире   новую   крепость,   построил   Золотые   ворота,   приказал возводить величественные храмы. Бояре недовольные с политикой князя ворвались в его покои и изрубили его мечами.  Усобица, которая вспыхнула после гибели Андрея Боголюбского на престоле оказался его младший сводный брат ВСЕВОЛОД (1176­ 1212).У него мног детей , поэтому получил прозвище Большое Гнездо. Всеволода первым присвоил себе титул   великого князя владимирского. Он при жизни стал делить сыновьям  уделы. После его смерти княжество раздробилось на несколько уделов. Лишь  сыну юрию удалось укрепить  свою власть. 2.   Рассмотрите   карту   и   выполните   задание.   Укажите   к   какому   периоду   относится события, показанные на карте. Укажите имя князя, участвовавшего в данном событии. Билет №9 пар.15 стр.4­11  Ч­2 1. Нашествие с Востока. Поход Чингисхана на Русь. 2. Работа с историческим документом. ОТВЕТ. В начале XIII в. в Центральной Азии на территории от Байкала и верховьев Енисея и  Иртыша на севере до южных районов пустыни Гоби и Великой Китайской стены  образовалось Монгольское государство. В 1206 г. на реке Онон состоялся съезд  монгольской знати ­ курултай (Хурал), на котором вождем монгольских племен был  избран один из нойонов: Темучин, получивший имя Чингисхан ­ "великий хан",  "посланный богом" (1206­1227). Победив своих противников, он стал управлять  страной через своих родственников и местную знать. Он поставил перед монголами  задачу завоевать мир. Главным орудием его государственной власти стала мощная и  многочисленная армия, отличавшаяся высокой организованностью и железной  дисциплиной. Управляемость этого войска обеспечивалась во многом благодаря  продуманному делению его на десятки, сотни, тысячи и «тьмы» (10 000) нукеров  (воинов).    После создания мощной армии Чингисхан приступил к выполнению своей задачи –  завоеванию всего мира, в короткое время ему удалось  покорить себе народы  Северного Китая, Средней Азии, Ирана и Кавказа.   В 1223г монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан Котян обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись 15 русских князей: киевский,  черниговский, смоленский, галицкий, Волынский и др. 31 мая на берегу реки Калки 1223г.  началось кровопролитное сражение. Но не было  согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования,  постоянно спорили между собой, некоторые князья вообще не принимали участия в  битве. Русские войска сражались храбро, но первыми под ударами монголов  дрогнули  и  бросились бежать с поля боя половцы, смяв сражавшиеся ряды русских,  монголы перешли в наступление и разбили русские войска. 6 князей были убиты.  Остался нетронутым лагерь князей не участвовавших в битве, 3 дня монголы  осаждали лагерь но так и не смогли его взять и согласились открыть его только после того как монголы пообещали их пропустить домой не тронув. Вероломно нарушив  обещание, монголы перебили всех русских воинов. Князья были подвергнуты  мучительной казни. Одержав победу, монголы не рискнули идти в глубь русских  земель. 2.Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили. В   лето   1237   г.   Пришли   татары   с   восточной   стороны   на   Рязанскую   землю, лесом…и начали разорять Рязанскую землю и захватили её до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.  Той же зимой пошёл Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар, и сошлись   у   Коломны,   и   была   жаркая   сеча,   и   убили   у   Всеволода   воеводу   Еремея Глебовича   и   иных   мужей   убили;   и   прибежал   Всеволод   во   Владимир   с   малой дружиной, а татары пошли к Москве… Билет №10 пар.17 стр. 19­25   Ч­2 1. Борьба   Руси   с   западными   завоевателями.   Александр   Невский.   Невская   битва.   Ледовое побоище. 2. Работа с исторической картой ОТВЕТЫ. Как говорят, беда не приходит одна, с одной стороны на Русь покушались  монголы, с другой – немецкие и шведские рыцари.  В Новгороде в это время правил  20­й Александр, сын Ярослава Всеволодовича. Он рано научился читать и писать. В  16 лет Александр стал новгородским князем. В июле 1240 шведские суда вошли в  устье Невы. Часть войск высадилась на левом берегу реки и разбили лагерь, а  остальные остались на кораблях. Командовал шведским десантом БИРГЕР. Он  настолько был уверен в успехе, что послал Александру вызов: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Князь зная орасположение и намерение швед.войск15 июля 1240г.   решил напасть как можно скорее. Александр Ярославич воспользовался погодой  (был туман). Русское войско отважно сражалось, часть отряда сжигала корабли и  мосты, другая часть – оттесняла врага к воде. Были в той битве и отличившиеся  отвагой. Так, например, Гаврило Олексич, Савва. Отличился и сам князь ранив  шведского военачальника. Шведы в панике бросились бежать. Александр Ярославич  вернулся в город как победитель. За его храбрость и находчивость восхваляли князя  не только его современники, но и последующие поколения. А за победу в битве  Александра прозвали Невским. Победа в Невской битве имела большое значение в те  времена. Во­первых, за Русью остались все ее земли, северо­западная граница была  защищена. Во­вторых, эта победа подняла дух русскому народу. Александр решил  заманить рыцарей на лед Чудского озера. 5 апреля 1242 г. На льду Чудского озера произошла решающая битва. Рыцари  построили свои войска в форме клина. В центре находилась хорошо вооруженная  доспехами пехота, на флангах тяжелая конница. Как только немецкое войско  вступило на лёд озера и двинулось на ополченцев. Русские воины по сигналу  Александра и слева, и справа бросились на вражескую конницу. Мужественно  сражались русские воины. Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них  ушла под лёд. Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием  Ледового побоища.Таким образом, в результате битв на Неве и Чудском озере было  отбито нападение на Русь е северо­западных соседей. Оно отстояло свою  территорию.   2.Рассмотрите карту и выполните задание. Какая территория выделена штриховкой на карте? Укажите к какому периоду относится события, показанные на карте стрелками. Билет   №11   пар.16 стр.12­19   Ч­2 1. Батыево нашествии на Русь. Повинности русского населения и последствия  Ордынского владычества. 2. Работа с историческим документом. ОТВЕТ.  В 1235 г. совет монгольских ханов   решил начать поход на запад. Войско возглавил внук Чингисхана Батый.В 1236г. монголы стерли с лица города Волжской Булгарии. Первый удар был нанесен в декабре 1237г. Рязанскому княжеству. Пять дней защитники Рязани отбивали атаки монголов. На шестой день враги пробили таранами город, подожгли его и перебили всех жителей.  Прославившимся человеком был   Евпатий   Коловрат,   который   смог   собрать   дружину   и   нанести   большой   урон врагу, но многие попали в плен. Зима 1237г. монголы захватили Коломну. Горожане во главе с воеводой Филиппом Нянькой , пять дней мужественно сдерживали напор врага. Но победе оказалась на стороне Батыя.  Монголам была открыта дорога  во Владимиро­Суздальскую землю. Февраль 1238г. войско Батыя подошли к Владимиру. Оборону города возглавлял воевода Петр Ослядюкович. После трехдневной осады монголы ворвались в город и подожгли его. Март 1238г. крупное сражение на р.Сить итогом стал разгром дружины великого князя владимирского Юрия Всеволодовича, а также смерть князя. Позже монголы совершили набеги на города Северо­Восточной Руси. Были взяты и разграблены Переяславль ­ Заленский, Тверь, Торжок, Козельск. Получив   большие   подкрепления   от   великого   хана,   Батый   задумал   новый   поход. Второй поход Батыя на Русь (1239­1241). В 1239г.отряды завоевателей захватили и сожгли   Переяславль,   Чернигов.   1240   г.   взяли   Киев,   после   трехмесячной   осады. Монголы   вышли   к   Адриатическому   морю   и   повернули   назад.   Батый   вернулся   в степи,  на   Волгу,   где   основал   город   Сарай  ,  столицу   своего   государства   Золотой Орды. Начиная с 1243г. по требованию Батыя многие князья должны были явиться в золотую Орду, чтобы получить подтверждение своих прав на княжение.. Каждому из них выдавался ярлык­ ханская грамота на управление княжеством. За первые 100 лет монгольского   владычества   на   Руси   было   убито   более   10   князей.   Ордынское владычество имело тяжелые последствия для Руси . Были разрушены многие города, забыты   многие   ремесла.   Из   русских   земель   в   Орду   уходила   огромная   дань. Экономика отставала на 50­100 лет. 2.Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись   обе   силы   великие   вместе   надолго   и   покрыли   полки   на   десять   вёрст   от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс   Бог   нашего   князя   за   победу   над   иноплеменниками.   А   Мамай,   в   страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами»… Билет №12  пар.19  стр.35­40   Ч­2 1. Формирование   Литовского   государства   и   взаимоотношения   Русского   и   Литовского государств. 2. Работа с исторической картой. В то время   как   Северо­Восточная   Русь   оказалась   разгромлена   монголами,   западным землям Руси удалось избежать нашествия в то Батыя, благодаря тому что их территория была окружена лесами и болотами, тем не менее угроза разорения нависла и над ними. Соседями Западной Руси были Литовские племена. К началу XIII века многие из них были либо завоеваны, либо истреблены крестоносцами. Свою независимость сохранили лишь литовские племена, жившие по реке Неман и его притокам. Соседями Западной Руси были Литовские племена. К началу XIII века многие из них были либо завоеваны, либо истреблены крестоносцами. Свою независимость сохранили лишь литовские племена, жившие по реке Неман и его притокам. Для того, чтобы противостоять захватчикам, они объединились, создав государство. Во главе Литовского княжества встал князь Миндовг (1230-1264). Новое государство с самого момента образования было русско-литовским. Русские и литовские земли объединились в единое государство для того, чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока. Управлять русскими землями Миндовг поставил своего старшего сына Войшелка. Но весной 1267 они вероломны были убиты. Своего расцвета Литовское гос-во достигло при Гедимине. Подчинились ему Минское и Брестское княжество, а в начале 30-х годов 14 века Киев признало власть Гедимина. Государство при Гедимине напоминало Русь со времен 1-х русских князей. Они сохранили свои обычаи и традиции. Столицей гос-ва был город Вильна. В европейских гос-вах Гедимина называли «королем Литвы и Руси». После смерти Гедимина политику отца продолжил его сын Ольгерд. При нем к Литве были присоединены Брянская, Северная, Черниговская и Подольская земли. После смерти Ольгерда 1377г. В Литовском княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда и племянник Витовт. Таким образом, в 13-14 веках сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенностью этого гос-ва было то что на его территории жили как литовцы, так и русские. Политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское. 2. Рассмотрите карту и выполните задание. Укажите к какому периоду относится события, показанные на карте. Укажите имя князя, участвовавшего в данном событии. Билет пар.20  стр.41­55  Ч­2 1. Усиление Московского княжества.  2. Работа с исторической документ. №13 Московское княжество становится самостоятельным при младшем сыне Александра Невского Данииле Александровиче (1376-1303). Оно было одним из самых небольших, но московскому князю удалось его значительно расширить. В 1301 г. он отвоевал у Рязани Коломну, на следующий год присоединил Переяславское княжество. Юрий Данилович вступил в борьбу за великое княжение. Основным соперником было соседнее Тверское княжество, князья которого в этот период владели ярлыком на Владимирское княжение. Последующие два десятилетия вражды наполнены кровавыми и драматическими событиями: наговорами московских и тверских князей друг на друга в Орде (ханом в этот период был Узбек), военными столкновениями, казнями и убийствами. После смерти Юрия Даниловича, московский стол перешел к Ивану Даниловичу Калите (1325-1340). Он стал усиливать княжество при помощи Орды. Подавив с помощью татар антиордынское восстание в Твери в 1327 г., он получил ярлык на великое княжение, а с окончательной отменой системы баскачества и переходом к откупу дани, становится главным ее сборщиком и доставщиком в Орду. Ему удалось также скупить ряд сел в других княжествах, установить свою власть над Угличем, Галичем и Белоозером. Его стали поддерживать боярство и церковь: митрополиты, сделали Москву своим постоянным местопребыванием. В годы его княжения татары не подходили к московским владениям. Преследуя цели обогащения и укрепления личной власти, Иван Калита сделал Московское кияжество самым сильным и богатым на Руси. Никто не решался оспаривать у него великое княжение. Усиление Москвы привело к тому, что можно было вступить в открытую борьбу с Ордой. Таким образом, необходимо отметить, что теперь судьба владимирского престола решалась уже не в Орде, а на Руси. Этому способствовало и ослабление Орды вследствие раздиравших ее усобиц и частых смен ханов. За чуть более 20 лет «замятни великой» на престоле сменилось 20 ханов. Однако в середине 70-х годов пришедший к власти темник (военачальник) Мамай сумел восстановить ордынскую мощь. Сплачивающаяся вокруг Москвы Русь и преодолевающая усобицы Золотая Орда стояли друг перед другом. Столкновение было неизбежным. 2.Прочтите   отрывок   из   летописи   и   укажите,   о   какой   битве   идет   речь. Объясните, на основании чего вы это определили. «Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными». Билет №14 пар.21 стр48­55  Ч­2 1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва и его значение. 2. Работа с исторической картой ОТВЕТ. В 1359г. на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359­1389), 9­ й   внук   Ивана   Калиты.   Главой   московского   правительства   фактически   стал митрополит   Киевский   и   всея   Руси.   Он   немало   приложил   усилий,   чтобы   Орда признавала   Дмитрия,   великим   князем   владимирским.   Решающее   значение   имело возведение   1366­1368   гг.   вокруг   Москвы   каменных   крепостных   стен.   Дмитрий Иванович не допускал  княжеских распрей, он вел политику своего  дедушки.   За время   «тишины   великой»   установленной   Иваном   Калитой,   русские   люди   стали отвыкать от страха перед ордынцами. Дмитрий первым из князей высказал открытое неповиновение   передать   владимирский   престол.   Победы   над   Литвой,   Тверью   и Резанью   рождали   уверенность,   что   можно   справиться   ордынцами.   В   результате усобиц   в   Орде   власть   захватил   коварный   умный   военачальник   МАМАЙ.   Чтобы укрепить успех, Мамай в 1378 г. решил отправить на Русь свою рать.  Князь Дмитрий отказался платить дань Орде и также готовился решающей битве. Встреча русских и ордынских полков произошла 11 августа 1378г. на Рязанской земле у реки Вожа. Московский   князь   разгромил   ордынцев.  Мамай  не  смог   смириться   с  поражением потерей дани. В короткий срок было собрано огромное войско. Немалые силы собрал и   Дмитрий.   Большую   поддержку   московскому   ополчению   оказала   православная церковь.   Дмитрий   посетил   Троицкий   монастырь.   Он   получил   благословление   на борьбу с захватчиками. Стараясь не допустить соединения Рязанских и литовских полков с ордынскими войском, Дмитрий двинул свои полки на юг. На военном совете было принято решение переправиться через реку Дон и принять бой на Куликовом поле. Дмитрий расположил свои войска в следующем порядке: в центре был большой полк, затем передовой полк, по фалангам полки правой и левой руки, в лесу засадный полк. Такое расположение русских войск затрудняло маневр конницы Мамая. Утром 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение. Стойко бились русские воины, но превосходство врага превышало. Сторожевой и Передовой   полки   были   смяты.   Большой   полк   устоял.   Выбрав   удачный   момент, засадный полк обрушился на врага. Ордынцы не ожидали появление новых сил, стали поспешно отступать. Русская конница преследовала и добивала врага на протяжении многих верст. Вскоре Мамай был убит в Крыму.   В честь великой победы народ прозвал   московского   князя   Дмитрия   ДОНСКИМ.   Куликовская   битва   истощила военные   силы   Московского   княжества.   Этим   воспользовался   хан   ТОХТАМЫШ, захвативший   власть   в   Золотой   Орде   после   Мамая.   Он   подчинял   один   город   за другим. Дмитрий Иванович вынужден был возобновить выплату дани. Хотя победа на Куликовом   поле   ещё   не   привела   к   полному   избавлению   Руси   от   ордынского владычества, но имела большое значение. Эта победа восстановила в народе веру в свои силы и превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества. 2. Рассмотрите карту и выполните задание. Укажите к какому периоду относится события, показанные на карте.. Билет №15 пар.26 стр. 84­93  Ч­2 1. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. 2. Работа с историческим документом. ОТВЕТ.  Дмитрий   Донской   умер  в   1389г.   В   своем   завещании   он   передает   московский   и владимирский   престол,   старшему   сыну     Василию   1   (1389­1425),     не     спрашивавший   на   то разрешения ордынского хана. Василий 1 продолжил политику отца. Он присоединил  к Москве Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества. Василий 1 завещал московский престол своему 9 летнему сыну Василию 2 (1425­1462). Он победил в междоусобной войне и укрепил великокняжескую власть.   Ликвидировал почти все мелкие уделы в Московском княжестве. Много   земель   было     присоединено   при     сыне   Василия   2,   Иване   3   (1462­1505).   Он   смог ликвидировать независимость Новгорода. С 1472 г. Иван 3 перестал платить дань  Орде. Важней задачей   оставалось   борьба   с   набегами   из   Казанского   ханства.     Но   в   1480   году   обстановка изменилась. Хан Орды Ахмат двинулся на Русь. Узнав о намерении хана, Иван 3 долго думал, как ему поступить: либо пойти на военное столкновение, окончит ь дело миром, возобновить уплату дани. 8 октября 1480г. ордынские войска подошли к притоку Оки – реке УГРЕ. Больше месяца   стояли   московские   и   ордынские   войска   на   противоположных   берегах   Угры.   После первой неудачной попытки переправиться через реку Ахмат уже не решался вступить в бой. Иван 3 затягивал время, до наступления морозов. Река замерзла, но Ахмат так и не решился атаковать противника.   11 ноября 1480 г. он приказал своему войску отступать. Вскоре хан был убит   в   Орде.   Так,   Стояние   на   Угре,   закончилось   продолжавшиеся   240   лет   ордынское владычество. Создание единого государства  с центром в Москве, означало что теперь на Руси был один правитель ­ единственный   великий князь. В 1467 г умерла первая супруга  Ивана 3, и тогда он женился во второй раз 1472 г. на племяннице последнего византийского императора Софье Полеолог.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017