Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
с.Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края
«Элективные курсы и личностно ориентированное обучение».
(из опыта)
Автор: учитель
истории и обществознания
Донцова Валентина
Алексеевна.
Современное российское общество предъявляет сегодня образованию новые требования. Первоочередной задачей, в связи с модернизацией образования, сегодня стоит развитие личности молодых граждан России, формирование у них созидательных и познавательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.
В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
В связи с этим, востребованной становится разработка программ и содержания элективных курсов, решающих задачи, с одной стороны- углубления знаний, а с другой интеграции с социальной жизнью молодого поколения. Наиболее благоприятные возможности предоставляют элективные курсы по обществознанию. В системе предпрофильной подготовки элективные курсы дают личностно ориентированные знания о содержании общественных наук, правах и обязанностях человека в обществе, способах профессиональной ориентации.
В современном мире растёт поколение, которое практически обеспечено всем. Доступность ко всему не должно породить вседозволенность подрастающего поколения в современном обществе, иначе это может привести к росту преступности.
«В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории». https://fb.ru/article/245595/podrostkovaya-prestupnost-v-rossii
Таким образом, создание программы и проведение элективного курса «Подросток и закон» актуально.
Программа элективного курса «Подросток и закон» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учётом дидактических требований к уровню подготовки выпускников и направлена на повышение правовой грамотности подростков, осознание своих прав и обязанностей, причин и последствий правонарушений, развитие ответственности.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана на обучающихся 7 класса.
Выбор темы элективного курса «Подросток и закон» определён тем, что изучение вопросов права в курсе обществознания 7 класса, вызывает у обучающихся повышенный интерес, и в тоже время предусматривает рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, поэтому, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках элективного курса является целесообразным.
Элективный курс «Подросток и закон» ориентирован помочь обучающимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Особенность курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания в жизни.
Цель курса – воспитание у обучающихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Задачи курса:
- развитие умений обучающихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы,
- приобретение обучающимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем,
- формирование у обучающихся практических навыков поведения в различных ситуациях,
- обучение выполнению некоторых процессуальных
действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с
должностными лицами, работниками правоохранительных органов),
- обеспечение развития у обучающихся
необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей
и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать
решения, ставить цели и достигать результата.
Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с правовыми источниками, различными юридическими документами; разбор конкретных правовых ситуаций.
Ожидаемые результаты: предполагается, что к завершению курса обучающиеся будут: знать основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации; уметь анализировать ситуации и высказывать свое суждение, вести конструктивную дискуссию; проводить исследования в области права, оформлять и представлять результаты; работать с текстами правовых документов. Приобретут опыт: участия в групповой работе; планирования при проведении индивидуального или группового исследования; устной или компьютерной презентации; рефлексии; юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека.
Изучение курса спланировано на 17 часов учебного времени.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у обучающихся специальные предметные умения и навыки:
Тема 1.Право и его роль в жизни общества.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: понятия право, признаки права, нормативно-правовой акт, институт права, гипотеза, диспозиция, санкция.
• уметь объяснять понятия, решать задачи, анализировать, делать выводы.
Тема 2. Гражданское право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: понятия гражданское право, дееспособность, правоспособность, право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, виды собственности, национализация, понятия сделки и договора, виды договоров, стороны договора, физическое и юридическое лицо.
• уметь: решать задачи, опираясь на Гражданский кодекс, анализировать, делать выводы.
Тема 3. Семейное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: основы семейного права, что такое семья, брак, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей.
• уметь: решать задачи, опираясь на Семейное законодательство, анализировать, делать выводы.
Тема 4. Жилищное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: чем регулируются жилищные правоотношения, главным правовым источником является Жилищный кодекс РФ, как происходит реализация гражданами права на жильё, что такое приватизация.
• уметь: решать задачи, опираясь на Жилищный кодекс РФ, анализировать, делать выводы.
Тема 5. Трудовое право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: понятия трудовое право, занятость и трудоустройство, рабочее время и время отдыха, правовое регулирование труда несовершеннолетних, льготы для несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.
• уметь: охарактеризовать трудовое право как отрасль права, создать представления о правовом регулировании трудовых отношений, ответственности за нарушения трудового законодательства.
Тема 6. Административное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: что такое административное право, административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание.
• уметь: решать задачи, опираясь на кодекс РФ об административных правонарушениях, анализировать, делать выводы.
Тема 7. Уголовное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: основы уголовного права и его принципы, что такое преступление, основные виды преступлений, ответственность по уголовному праву, виды наказаний, уголовная ответственность несовершеннолетних.
• уметь: решать задачи, опираясь на Уголовный кодекс РФ, анализировать, делать выводы.
Методика работы предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические работы;
– «мозговой штурм»;
– викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность обучающихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение правовых задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
Условия для реализации:
Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея ИКТ оборудование: комплекты правовых документов «Кодексы и законы РФ», интернет-ресурсы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности обучающихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности обучающихся может быть:
– правовой диктант;
– деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, термины;
– текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;
– обобщающие вопросы и задания;
– тесты.
С целью демонстрации опыта данная программа опубликована на сайте педагогического издания «Вестник Просвещения» и рецензирована главным редактором издания М.Ю.Мальцевым.(см.приложение1,2)
Приложение1
Приложение 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.