Элективный курс химия 10,11 кл.

  • docx
  • 04.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Элективный курс 10-11 классы 2022-2023 г..docx

 

Программа

Элективного курса по химии

«Химия в задачах и упражнениях»

для учащихся 10 -11 классов

 

 

                  

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

                                                                 


Пояснительная записка

Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х и 11-х классов «Химия в задачах и упражнениях» обусловлена тем, что в соответствии с базисным учебным планом среднего (полного) общего образования химии за 2 года выделяется всего70 часов. В содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение.     Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, и с изучением курса общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической  химии и для общего развития учеников.

Цель курса:

·        расширение знаний, формирование умений и навыков у  учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

·        углубление и расширение знаний по химии

·        закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;

·        исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;

·        формировать целостное представление  о применении математического аппарата  при решении химических задач;

·        развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

·        способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе  совместной работы;

·        развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.

В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.

Для повышения интереса к теоретическим вопросам и  закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» совместим с программой Н.Н.Гары. (Программа курса химии для 10-11классов) и учебно-методическим комплектом Г.Е Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.

Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 35часов в 10классе и 34 часа в 11 классе

(1 час в неделю в 10 и 11 классах).

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 В результате изучения элективного предмета ученик должен

 Знать/понимать

 Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;

Уметь

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)

 

Литература:

1. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006

2. Химия: практикум по общей химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Задачник с «помощником». 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвещение, 2009

4. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочарникова. –Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2016

5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. Для 10-11кл. общеобразоват.учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС

6. Курсы по выбору: выбор за вами / Ред.-сост. Л.Г.Пройчева.-М.: Центрхимпресс, 2007.

7. Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе на 2022-2023 учебный год

Тема урока

Кол-во часов

Дата

10а

 

10б

план

факт

план

факт

1

Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач.

1

06.09.2023

 

05.09.2023

 

2

Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем.

1

13.09

 

12.09

 

3

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества.

1

20.09

 

19.09

 

4

Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

1

27.09

 

26.09

 

5

Изомерия и номенклатура органических соединений

1

04.10

 

03.10

 

6

Урок-упражнение по отработке навыков составления изомеров и их названий

1

11.10

 

10.10

 

7

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях

1

18.10

 

17.10

 

8

  Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.

1

25.10

 

24.10

 

9

 Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси.

1

08.11

 

07.11

 

10

  Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

15.11

 

14.11

 

11

 Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества

1

22.11

 

21.11

 

12

Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

1

29.11

 

28.11

 

13

 Расчеты по термохимическим уравнениям

1

06.12

 

05.12

 

14

Химические реакции в органической химии

1

13.12

 

12.12

 

15

Понятие о циклоалканах

1

20.12

 

19.12

 

16

Алкадиены

1

27.12

 

26.12

 

17

Каучук

1

10.01

 

09.01

 

18

Бензол и его гомологи

1

17.01

 

16.01

 

19

Химические свойства углеводородов и способы их получения.

1

24.01

 

23.01

 

20

Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные.

1

31.01

 

30.01

 

21

Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами

1

07.02

 

 

06.02

 

22

Переработка углеводородного сырья

1

14.02

 

13.02

 

23

Характерные химические свойства предельных одно­атомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения

1

21.02

 

20.02

 

24

Характерные химические свойства альдегидов, пре­дельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способы их получения.

1

28.02

 

27.02

 

25

Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные.

1

06.03

 

05.03

 

26

Урок-практикум (Эксперимент)

1

13.03

 

12.03

 

27

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы.

1

20.03

 

19.03

 

28

Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их получения.

1

03.04

 

02.04

 

29

Генетическая связь аминов с другими классами органических соединений

1

10.04

 

09.04

 

30

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений

1

17.04

 

16.04

 

31

Азотсодержащие гетероциклические соединения.

1

24.04

 

23.04

 

32

Схемы  превращений по теме « Азотсодержащие соединения»

1

08.05

 

07.05

 

33

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

1

15.05

 

14.05

 

34

Подведение итогов

        1

22.05

 

21.05

 

                                                                                                     Итого 34 часов

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе на 2022-2023 учебный год

Тема урока

Кол-во часов

Дата

11а

 

план

факт

1

Химический элемент . Строение атома. Изотопы.

1

05.09.23

 

2

Основные понятия и законы химии

1

12.09

 

3

Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона

1

19.09

 

4

Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов

1

26.09

 

5

Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

1

3.10

 

6

Валентность и степень окисления

1

10.10

 

7

Основные виды химической связи, меха­низмы их обра­зования

1

17.10

 

8

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

1

24.10

 

9

Характеристи­ки химической связи.

1

7.11

 

10

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

1

14.11

 

11

Дисперсные системы.

1

21.11

 

12

Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов.

1

28.11

 

13

Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»).

1

5.12

 

14

Кристаллогидраты

1

12.12

 

15

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.

1

19.12

 

16

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций.   

1

26.12

 

17

Химическое равновесие. 

1

9.01

 

18

Производство серной кислоты контактным способом.

1

16.01

 

19

Окислительно-восстановительные реакции(ОВР). 

1

23.01

 

20

Электролитическая диссоциация. (Э.Д.) 

1

30.01

 

21

Водородный показатель. 

1

6.02

 

22

Гидролиз. 

1

13.02

 

23

Металлы.

1

20.02

 

24

Коррозия металлов

1

27.02

 

25

Расчёты по теме «Электролиз»

1

5.03

 

26

Неметаллы.  

1

12.03

 

27

Кислоты органические и неорганические. 

1

19.03

 

28

Амфотерные органические и неорганические соединения.

1

2.04

 

29

Понятие о комплексных соединениях

1

9.04

 

30

Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.

1

16.04

 

31

Цепочки превращений, отражающие генетическую связь  между классами неорганических и органических веществ.

1

23.04

 

32

Химия и экология. 

1

7.05

 

33

Химия и повседневная жизнь человека

1

14.05

 

34

Подведение итогов

1

21.05