Программа
Элективного курса по химии
«Химия в задачах и упражнениях»
для учащихся 10 -11 классов
Пояснительная записка
Необходимость разработки элективного курса для учащихся 10-х и 11-х классов «Химия в задачах и упражнениях» обусловлена тем, что в соответствии с базисным учебным планом среднего (полного) общего образования химии за 2 года выделяется всего70 часов. В содержании курса химии в 10-11-х классах представлены только основополагающие химические теоретические знания, включающие самые общие сведения. Поверхностное изучение химии не облегчает, а затрудняет ее усвоение. Особенностью данного курса является то, что занятия идут параллельно с изучением курса органической химии в 10-ом классе, и с изучением курса общей химии в 11-ом классе. Это даёт возможность постоянно и последовательно увязывать учебный материал курса с основным курсом, а учащимся получать более прочные знания по предмету. Программа курса послужит для существенного углубления и расширения знаний по химии, необходимых для конкретизации основных вопросов органической, общей и неорганической химии и для общего развития учеников.
Цель курса:
· расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
· углубление и расширение знаний по химии
· закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
· исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
· формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
· развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
· способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
· развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Курс базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении химии в основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо, чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.
Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» совместим с программой Н.Н.Гары. (Программа курса химии для 10-11классов) и учебно-методическим комплектом Г.Е Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана.
Элективный курс «Химия в задачах и упражнениях» предназначен для учащихся 10-11-ых классов и рассчитан на 35часов в 10классе и 34 часа в 11 классе
(1 час в неделю в 10 и 11 классах).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного предмета ученик должен
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета)
Литература:
1. Химия: практикум по органической химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006
2. Химия: практикум по общей химии. 10-11классы/ сост. Н.И. Тулин. - Волгоград: Учитель, 2006
3. Задачник с «помощником». 10-11классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Н.Гара, Н.И. Габрусева. –М. : Просвещение, 2009
4. Учимся решать задачи по химии. 8-11 классы/авт.-сост. Р.А. Бочарникова. –Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2016
5. Цветков Л.А. Органическая химия: Учеб. Для 10-11кл. общеобразоват.учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС
6. Курсы по выбору: выбор за вами / Ред.-сост. Л.Г.Пройчева.-М.: Центрхимпресс, 2007.
7. Н.И. Тулина. Углубленное изучение отдельных тем общей химии»; опубликована: Химия. 10-11 классы: сборник элективных курсов/авт.-сост. В.Е. Морозов. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007
Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе на 2022-2023 учебный год
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|||
10а
|
10б |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
|||
1 |
Введение. Роль и место расчетных задач в системе обучения химии и практической жизни. Типы задач. |
1 |
06.09.2023 |
|
05.09.2023 |
|
2 |
Вычисления с использованием понятий «количество вещества», «число Авогадро», молярная масса, молярный объем. |
1 |
13.09 |
|
12.09 |
|
3 |
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. |
1 |
20.09 |
|
19.09 |
|
4 |
Вывод формулы вещества по относительной плотности и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. |
1 |
27.09 |
|
26.09 |
|
5 |
Изомерия и номенклатура органических соединений |
1 |
04.10 |
|
03.10 |
|
6 |
Урок-упражнение по отработке навыков составления изомеров и их названий |
1 |
11.10 |
|
10.10 |
|
7 |
Расчет объемных отношений газов при химических реакциях |
1 |
18.10 |
|
17.10 |
|
8 |
Вычисления массы (количества, объема) вещества по известному количеству (массе, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. |
1 |
25.10 |
|
24.10 |
|
9 |
Вычисление массы, количества или объема продукта реакции по известной массе, количеству или объему исходного вещества, содержащего примеси. |
1 |
08.11 |
|
07.11 |
|
10 |
Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. |
1 |
15.11 |
|
14.11 |
|
11 |
Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей растворенного вещества |
1 |
22.11 |
|
21.11 |
|
12 |
Вычисление массы (объема или количества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. |
1 |
29.11 |
|
28.11 |
|
13 |
Расчеты по термохимическим уравнениям |
1 |
06.12 |
|
05.12 |
|
14 |
Химические реакции в органической химии |
1 |
13.12 |
|
12.12 |
|
15 |
Понятие о циклоалканах |
1 |
20.12 |
|
19.12 |
|
16 |
Алкадиены |
1 |
27.12 |
|
26.12 |
|
17 |
Каучук |
1 |
10.01 |
|
09.01 |
|
18 |
Бензол и его гомологи |
1 |
17.01 |
|
16.01 |
|
19 |
Химические свойства углеводородов и способы их получения. |
1 |
24.01 |
|
23.01 |
|
20 |
Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые, смешанные. |
1 |
31.01 |
|
30.01 |
|
21 |
Урок-практикум по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между углеводородами |
1 |
07.02
|
|
06.02 |
|
22 |
Переработка углеводородного сырья |
1 |
14.02 |
|
13.02 |
|
23 |
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола и способы их получения |
1 |
21.02 |
|
20.02 |
|
24 |
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров и способы их получения. |
1 |
28.02 |
|
27.02 |
|
25 |
Схемы превращений отражающих генетическую связь между углеводородами и кислородсодержащими органическими соединениями: открытые, закрытые, смешанные. |
1 |
06.03 |
|
05.03 |
|
26 |
Урок-практикум (Эксперимент) |
1 |
13.03 |
|
12.03 |
|
27 |
Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. |
1 |
20.03 |
|
19.03 |
|
28 |
Химические свойства азотсодержащих соединения и способы их получения. |
1 |
03.04 |
|
02.04 |
|
29 |
Генетическая связь аминов с другими классами органических соединений |
1 |
10.04 |
|
09.04 |
|
30 |
Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений |
1 |
17.04 |
|
16.04 |
|
31 |
Азотсодержащие гетероциклические соединения. |
1 |
24.04 |
|
23.04 |
|
32 |
Схемы превращений по теме « Азотсодержащие соединения» |
1 |
08.05 |
|
07.05 |
|
33 |
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. |
1 |
15.05 |
|
14.05 |
|
34 |
Подведение итогов |
1 |
22.05 |
|
21.05 |
|
Итого 34 часов |
Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе на 2022-2023 учебный год
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
11а
|
||||
план |
факт |
|||
1 |
Химический элемент . Строение атома. Изотопы. |
1 |
05.09.23 |
|
2 |
Основные понятия и законы химии |
1 |
12.09 |
|
3 |
Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона |
1 |
19.09 |
|
4 |
Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов |
1 |
26.09 |
|
5 |
Структура периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. |
1 |
3.10 |
|
6 |
Валентность и степень окисления |
1 |
10.10 |
|
7 |
Основные виды химической связи, механизмы их образования |
1 |
17.10 |
|
8 |
Типы кристаллических решеток и свойства веществ |
1 |
24.10 |
|
9 |
Характеристики химической связи. |
1 |
7.11 |
|
10 |
Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. |
1 |
14.11 |
|
11 |
Дисперсные системы. |
1 |
21.11 |
|
12 |
Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов. |
1 |
28.11 |
|
13 |
Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов, («правило креста»). |
1 |
5.12 |
|
14 |
Кристаллогидраты |
1 |
12.12 |
|
15 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. |
1 |
19.12 |
|
16 |
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость реакций. |
1 |
26.12 |
|
17 |
Химическое равновесие. |
1 |
9.01 |
|
18 |
Производство серной кислоты контактным способом. |
1 |
16.01 |
|
19 |
Окислительно-восстановительные реакции(ОВР). |
1 |
23.01 |
|
20 |
Электролитическая диссоциация. (Э.Д.) |
1 |
30.01 |
|
21 |
Водородный показатель. |
1 |
6.02 |
|
22 |
Гидролиз. |
1 |
13.02 |
|
23 |
Металлы. |
1 |
20.02 |
|
24 |
Коррозия металлов |
1 |
27.02 |
|
25 |
Расчёты по теме «Электролиз» |
1 |
5.03 |
|
26 |
Неметаллы. |
1 |
12.03 |
|
27 |
Кислоты органические и неорганические. |
1 |
19.03 |
|
28 |
Амфотерные органические и неорганические соединения. |
1 |
2.04 |
|
29 |
Понятие о комплексных соединениях |
1 |
9.04 |
|
30 |
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. |
1 |
16.04 |
|
31 |
Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами неорганических и органических веществ. |
1 |
23.04 |
|
32 |
Химия и экология. |
1 |
7.05 |
|
33 |
Химия и повседневная жизнь человека |
1 |
14.05 |
|
34 |
Подведение итогов |
1 |
21.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.