Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»
СОШ № 2 г. Белоярский
СООТВЕТСТВУЕТ
МО учителей Протокол №_1___ от«_30_»_августа_2019г |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР Райзинк Е.В «_30_»_августа_2019_ г |
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета Протокол №___7__ от«_31__»_августа_2019_ г |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 357 от«_1_»_сентября_2019 г |
Рабочая программа
Элективного курса по географии для 9 класса
«Рекреационная география»
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Костьянова И.Н.
учитель высшей квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт.: И. Н. Кузьмина (из сборника «Элективные курсы по географии для профильного обучения». Сост. Н.В. Болотникова.) Волгоград: «Учитель», 2007г.
Программа элективного курса «Рекреационная география » предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов.
Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития территориальных рекреационных систем. Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления. Рекреационная география способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей. В данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.
Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.
Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов и семинаров.
Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.
Задачи курса:
1.Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии.Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.
2.Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.
3. Оценка сравнительной выгодности ( и значения) географического положения рекреационных объектов.
4.Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.
5. Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю), которые проводятся в течение полугодия.
Предполагаемые результаты изучения курса.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- соотношение понятий « отдыха» и « рекреация»;
- виды рекреационной деятельности;
- соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;
- территориальные рекреационные системы;
-методы изучения территориальных рекреационных систем;
- главные рекреационные районы мира.
Учащиеся должны уметь:
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
- давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.
Содержание курса.
Введение ( 1 час).
Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки ( 4 часа).
Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация (1 час).
Лекция: Виды рекреационной деятельности (1 час),
Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма».
Семинар: Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час).
Урок-практикум: Практическая работа №1 (1 час).
Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (4 часа).
Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). Подсистемы (ТРС) (1 час).
Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час).
Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха».
Семинар: особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки (1 час).
Тема 3. Рекреационные ресурсы мира (5 часов).
Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика (2 часа).
Самостоятельная работа: Выявление и нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха.
Урок-практикум: Практическая работа№2 (1 час).
Урок-практикум: Практическая работа №3 (1 час).
Семинар: Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов (1 час).
Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа).
Урок-практикум: Практическая работа №4 (1 час).
Урок-практикум: Практическая работа №5 (1час).
Заключительное занятие (1 час).
Практическая работа.
1.Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.
2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской.
3. Обоснование маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.
4. Выявление рекреационных ресурсов и территорий ХМАО. Оценка их состояния. Определение их рекреационной ёмкости. Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов. Нанесение на карту-схему области рекреационных ресурсов и территорий местности.
5. Природный парк Нумто: оценка рекреационного потенциала территории.
Тематический план
№ п/п |
Название тем курса |
Всего часов |
Лекции |
Практ. работы |
Семинары |
Форма контроля |
1. |
Введение |
1 |
|
1 |
|
|
2. |
Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки |
4 |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельная работа, участие в семинаре |
3. |
Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии |
4 |
3 |
- |
1 |
Самостоятельная работа, участие в семинаре |
4. |
Рекреационные ресурсы мира |
5 |
2 |
2 |
1 |
Тест, участие в семинаре |
5. |
Участие учащихся в рекреационных исследованиях |
2 |
- |
2 |
- |
Практическая работа |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Практическая работа |
|
Итого: |
17 |
7 |
6 |
3 |
|
Литература
1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе.-2003.-№4.
2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс-М, 2002
3. Веденин, Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека.- М., 1988.
4. Герасимова, И. П., Преображенский, В. С. Основы конструктивной географии-М., 1986.
5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе.–2001.-№6.
6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. –1994.–
№2.
7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира.- М., 2002.
8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира».-2001.
9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационные системы.- М., 1981.
10. Мироненко, Н. С., Бочкарёва, М. М. Рекреационные системы.- М.,1986.
11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбассе // География в школе.-2001.-№3.
12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе.-2003.-№6.
13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе.-2003.-№4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.