Элективный курс по географии 9 класс "Рекреационная география"
Оценка 4.8

Элективный курс по географии 9 класс "Рекреационная география"

Оценка 4.8
rtf
09.03.2020
Элективный курс по географии 9 класс "Рекреационная география"
Эл. курс для 9 кл. Рекреационная география.rtf

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

 «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

СОШ № 2 г. Белоярский 

 

 

СООТВЕТСТВУЕТ

 

МО учителей

Протокол №_1___

от«_30_»_августа_2019г

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

                   Райзинк Е.В

«_30_»_августа_2019_ г

РАССМОТРЕНО

 

на заседании педагогического совета

Протокол №___7__

от«_31__»_августа_2019_ г

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ № 357

от«_1_»_сентября_2019 г

 

 

Рабочая программа

Элективного курса по географии для 9 класса

«Рекреационная география»

на 2019 - 2020  учебный год

 

                                  Составитель: Костьянова И.Н.

                                                                                          учитель высшей квалификационной категории

 

                                                                                              

 

 

                                                                 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка.

Программа элективного  курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт.: И. Н. Кузьмина  (из сборника  «Элективные курсы по географии для профильного обучения». Сост. Н.В. Болотникова.) Волгоград: «Учитель», 2007г.

Программа элективного курса «Рекреационная география » предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов.

Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития территориальных рекреационных систем. Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления. Рекреационная география способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей. В данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов и семинаров.

Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

Задачи курса:

1.Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии.Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

2.Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

3. Оценка сравнительной выгодности ( и значения) географического положения рекреационных объектов.

4.Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.

5. Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю), которые проводятся в течение полугодия.

Предполагаемые результаты изучения курса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- соотношение понятий « отдыха» и « рекреация»;

- виды рекреационной деятельности;

- соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;

- территориальные рекреационные системы;

-методы изучения территориальных рекреационных систем;

- главные рекреационные районы мира.

Учащиеся должны уметь:

- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

- давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.

 

 

 

Содержание курса.

Введение ( 1 час).

Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки ( 4 часа).

Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация (1 час).

Лекция: Виды рекреационной деятельности (1 час),

Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма».

Семинар: Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №1 (1 час).

Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (4 часа).

 Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). Подсистемы (ТРС) (1 час).

Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час).

Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха».

Семинар: особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки (1 час).

Тема 3. Рекреационные ресурсы мира (5 часов).

Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика (2 часа).

Самостоятельная работа: Выявление и нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха.

Урок-практикум: Практическая работа№2 (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №3 (1 час).

Семинар: Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов (1 час).

Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа).

Урок-практикум: Практическая работа №4 (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №5 (1час).

Заключительное занятие (1 час).

Практическая работа.

1.Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской.

3. Обоснование маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.

4. Выявление рекреационных ресурсов и территорий ХМАО. Оценка их состояния. Определение их рекреационной ёмкости. Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов. Нанесение на карту-схему области рекреационных ресурсов и территорий местности.

5. Природный парк Нумто: оценка рекреационного потенциала территории.

 

 

                                         Тематический план

п/п

Название тем курса

Всего

часов

Лекции

Практ. работы

Семинары

Форма контроля

1.

Введение

1

 

1

 

 

2.

Рекреационная география как одно из направлений

современной географической науки

4

2

1

1

Самостоятельная  работа, участие в семинаре

3.

Территориальные рекреационные системы

как объект изучения рекреационной географии

4

3

-

1

Самостоятельная работа, участие в семинаре

4.

Рекреационные ресурсы мира

5

2

2

1

Тест, участие в семинаре

5.

Участие учащихся в рекреационных исследованиях

2

-

2

-

Практическая работа

6.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Практическая работа

 

Итого:

17

7

6

3

 

 

 

 

 

Литература

1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе.-2003.-№4.

2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс-М, 2002

3. Веденин, Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека.- М., 1988.

4. Герасимова, И. П., Преображенский, В. С. Основы конструктивной географии-М., 1986.

5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе.–2001.-№6.

6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. –1994.–

 №2.

7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира.- М., 2002.

8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира».-2001.

9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационные системы.- М., 1981.

10. Мироненко, Н. С., Бочкарёва, М. М. Рекреационные системы.- М.,1986.

11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбассе // География в школе.-2001.-№3.

12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе.-2003.-№6.

13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе.-2003.-№4.

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка. Программа элективного курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт

Пояснительная записка. Программа элективного курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт

Оценка сравнительной выгодности ( и значения) географического положения рекреационных объектов

Оценка сравнительной выгодности ( и значения) географического положения рекреационных объектов

Содержание курса. Введение ( 1 час)

Содержание курса. Введение ( 1 час)

Выявление рекреационных ресурсов и территорий

Выявление рекреационных ресурсов и территорий

Литература 1. Александрова, А

Литература 1. Александрова, А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020