Элективный курс по географии 9 класс "Рекреационная география"

  • rtf
  • 09.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эл. курс для 9 кл. Рекреационная география.rtf

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

 «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

СОШ № 2 г. Белоярский 

 

 

СООТВЕТСТВУЕТ

 

МО учителей

Протокол №_1___

от«_30_»_августа_2019г

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

                   Райзинк Е.В

«_30_»_августа_2019_ г

РАССМОТРЕНО

 

на заседании педагогического совета

Протокол №___7__

от«_31__»_августа_2019_ г

УТВЕРЖДЕНО

 

Приказ № 357

от«_1_»_сентября_2019 г

 

 

Рабочая программа

Элективного курса по географии для 9 класса

«Рекреационная география»

на 2019 - 2020  учебный год

 

                                  Составитель: Костьянова И.Н.

                                                                                          учитель высшей квалификационной категории

 

                                                                                              

 

 

                                                                 2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка.

Программа элективного  курса разработана на основе авторской программы «Рекреационная география», авт.: И. Н. Кузьмина  (из сборника  «Элективные курсы по географии для профильного обучения». Сост. Н.В. Болотникова.) Волгоград: «Учитель», 2007г.

Программа элективного курса «Рекреационная география » предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов.

Рекреационная география – это самостоятельное направление географической науки, которое изучает закономерности формирования, размещения, функционирования и развития территориальных рекреационных систем. Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления. Рекреационная география способствует развитию у учащихся географического мышления, а также формированию у них представлений о природе как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей. В данном случае – потребностей в отдыхе, в восстановлении сил и духовном развитии. Изучение территориальных рекреационных систем помогает понять, что в пределах географической оболочки природа и общество функционируют как единое целое, поэтому необходима интеграция физической, экономической и социальной географии для познания этого единства.

Значение предлагаемого курса многогранно: он призван углубить знания и расширить кругозор учащихся в области географии, способствует ее экономизации, позволяет внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований.

Особенностью преподавания курса является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов и семинаров.

Основные цели курса: усвоение учащимися системы знаний в области рекреационной географии как элемента общей культуры современного человека; развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений; понимание современных тенденций развития территориальных рекреационных систем.

Задачи курса:

1.Углубление и расширение знаний по экономической и социальной географии.Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интереса к окружающему миру.

2.Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению рекреационных районов своей местности.

3. Оценка сравнительной выгодности ( и значения) географического положения рекреационных объектов.

4.Оценка уровня социально-экономического развития рекреационного района через систему показателей.

5. Выбор оптимального места отдыха для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю), которые проводятся в течение полугодия.

Предполагаемые результаты изучения курса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- соотношение понятий « отдыха» и « рекреация»;

- виды рекреационной деятельности;

- соотношение организации отдыха с другими отраслями народного хозяйства;

- территориальные рекреационные системы;

-методы изучения территориальных рекреационных систем;

- главные рекреационные районы мира.

Учащиеся должны уметь:

- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

- давать на основе различных источников характеристику туристического центра и маршрута.

 

 

 

Содержание курса.

Введение ( 1 час).

Тема 1. Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки ( 4 часа).

Лекция: Понятие о рекреационной географии. Отдых и рекреация (1 час).

Лекция: Виды рекреационной деятельности (1 час),

Самостоятельная работа: Составление плана схемы «Виды туризма».

Семинар: Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №1 (1 час).

Тема 2. Территориальные рекреационные системы как объект изучения рекреационной географии (4 часа).

 Лекция: Территориальные рекреационные системы (ТРС). Подсистемы (ТРС) (1 час).

Лекция: Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования ТРС (1 час).

Самостоятельная работа: Составление карты-схемы «Воздействие человека на среду во время отдыха».

Семинар: особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки (1 час).

Тема 3. Рекреационные ресурсы мира (5 часов).

Лекция: Главные рекреационные районы мира и их характеристика (2 часа).

Самостоятельная работа: Выявление и нанесение на контурную карту регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха.

Урок-практикум: Практическая работа№2 (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №3 (1 час).

Семинар: Проблемы, связанные с освоением новых рекреационных районов (1 час).

Тема 4. Участие школьников в рекреационных исследованиях (2 часа).

Урок-практикум: Практическая работа №4 (1 час).

Урок-практикум: Практическая работа №5 (1час).

Заключительное занятие (1 час).

Практическая работа.

1.Разработка комплекса организационных, экономических и социальных мер, способствующих сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме.

2. Анализ карт, путеводителей и другой литературы для выбора маршрута с определённой целью: социально-культурной или медицинской.

3. Обоснование маршрута с целью спортивно-оздоровительного путешествия.

4. Выявление рекреационных ресурсов и территорий ХМАО. Оценка их состояния. Определение их рекреационной ёмкости. Установление защитных мер охраны рекреационных ресурсов и ландшафтов. Нанесение на карту-схему области рекреационных ресурсов и территорий местности.

5. Природный парк Нумто: оценка рекреационного потенциала территории.

 

 

                                         Тематический план

п/п

Название тем курса

Всего

часов

Лекции

Практ. работы

Семинары

Форма контроля

1.

Введение

1

 

1

 

 

2.

Рекреационная география как одно из направлений

современной географической науки

4

2

1

1

Самостоятельная  работа, участие в семинаре

3.

Территориальные рекреационные системы

как объект изучения рекреационной географии

4

3

-

1

Самостоятельная работа, участие в семинаре

4.

Рекреационные ресурсы мира

5

2

2

1

Тест, участие в семинаре

5.

Участие учащихся в рекреационных исследованиях

2

-

2

-

Практическая работа

6.

Итоговое занятие

1

 

1

 

Практическая работа

 

Итого:

17

7

6

3

 

 

 

 

 

Литература

1. Александрова, А. Ю. География международного туризма // География в школе.-2003.-№4.

2. Атлас по экономической и социальной географии мира. 10 класс-М, 2002

3. Веденин, Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека.- М., 1988.

4. Герасимова, И. П., Преображенский, В. С. Основы конструктивной географии-М., 1986.

5. Даринский, А. В. Туристическая индустрия США // География в школе.–2001.-№6.

6. Даринский, А. В. Программа курса «География туризма» // География в школе. –1994.–

 №2.

7. Максаковский, В. П. Экономическая и социальная география мира.- М., 2002.

8. Максаковский, В. П. Методическое пособие для учителя «Экономическая и социальная география мира».-2001.

9. Мироненко, Н. С., Твердохлебов, И. Т. Рекреационные системы.- М., 1981.

10. Мироненко, Н. С., Бочкарёва, М. М. Рекреационные системы.- М.,1986.

11. Тивяков, С. Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбассе // География в школе.-2001.-№3.

12. Чермисин, П. А. Виды современного туризма // География в школе.-2003.-№6.

13. Хильченко, Л. Н. Практическая работа «Составление картосхемы основных районов международного туризма» // География в школе.-2003.-№4.