Элективный курс по русскому языку "От слова к тексту"
Оценка 5

Элективный курс по русскому языку "От слова к тексту"

Оценка 5
docx
16.06.2020
Элективный  курс по русскому языку "От слова к тексту"
элективный курс 11 класс русский язык.docx

 П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я      З А П И С К А.

                  Программа элективного курса по русскому языку   «От слова к тексту » предполагает анализ текста, углубленное изучение синтаксиса для создания текста, сочинения-рассуждения  для учащихся 11 класса  в качестве дополнения к базовому курсу.

                  Программа включает в себя теоретический материал, а также вопросы и задания практического характера.  Практическая работа по данной  программе  проводится  для:  1) развития свободной и образной письменной и устной речи учащихся;

2) формирования у учащихся навыков в работе над сложными синтаксическими конструкциями, созданием текста – сочинения.

          Цели :

    - развивать речемыслительные способности учащихся;

    - способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника;

 -  развить навыки самостоятельной аналитической работы с текстом;

 - выработать умения быстро ориентироваться в тексте;

 - выделять синтаксические конструкции, усвоить синтаксические отношения между словами;

  - развивать навыки употребления слов и словосочетаний в речи;

  - определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений;

-     выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене;

-    устранять стилистические ошибки и грамматические ошибки;

-    использовать разновидности обращений;

-  при изучении сложных предложений акцентировать внимание учащихся, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи

 -  подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов – сочинений разных жанров;

 - формировать потребности выражать свои мысли, чувства, убеждения.

         Элективный курс « От слова к тексту » создает условия для развития пунктуационных навыков, речевых, для развития творческих способностей учащихся, формирования функциональной грамотности.

       Хочется обратить внимание, что ряд тем перекликается с темами базовой программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования, и профильной, но эти темы в данной программе усложнены.

       Рабочая программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, для двух групп: базового и профильного уровня). Данная программа поможет выполнять разно уровневые варианты экзаменационных заданий, используя возможные алгоритмы действий, позволит приобрести навыки выполнения тестов любой сложности, создания сочинения-рассуждения и эффективно подготовиться к ЕГЭ.

       Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности, но присутствует и занимательный характер.

       В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

    - обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

    - расширение и углубление знаний по синтаксису;

    - развитие интонационно выразительной речи;

    - самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но в создании текстов лингвистического характера;

    -  развитие логического и абстрактного мышления;

    - выработка умений для создания собственного текста – сочинения (рассуждения) с использованием аргументов для доказательства своей точки зрения по определённой проблеме;

     - воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.

 В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

      - владеть навыками анализа текста (определение основной мысли текста, авторской позиции, его проблемы,);

     - владеть навыками синтаксического разбора предложения любой структуры;

     - определять вид связи в подчинительном словосочетании;

     - самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

     - создавать текст-рассуждение, которое соответствует личным представлениям учащегося по данной проблеме;

    - владеть навыками стилистической правки текста;

     - владеть навыками пунктуации в предложениях со словами и конструкциями;

     - использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   п  /п

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс. Тема занятия.

Кол-во

часов

Сроки

прове-

дения

1-2.

Текст. Его строение. Анализ текста. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение

2

 

3.

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

1

 

4.

Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами и СПП.

1

 

5.

Текст. Средства связи предложений в тексте.

1

 

6.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

1.

 

7.

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

1

 

8.

Пунктуация в простом и сложном предложении.

1

 

9.

Обособленные члены предложения и знаки препинания.

1

 

10.

Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

1

 

11.

Простое осложненное предложение.

1

 

12.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

 

13.

Сложноподчиненное предложение.

1

 

14.

Сложное предложение с разными видами связи.

1

 

15.

Двусоставное и односоставное предложение.

1

 

16.

Сложное предложение. Виды сложного предложения.

2

 

17.

Средства связи предложений в тексте.

1

 

18.

Определение типов речи: алгоритмы, памятки, таблицы.

2

 

19.

Тип речи рассуждение и его отличительные особенности.

1

 

20.

 Композиция текста рассуждения. Ошибки построения риторического жанра рассуждения

2

 

21.

 

Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления.

2

 

 

22.

Как писать сочинение-рассуждение на экзамене.

1

 

 

23.

Проблема текста как междисциплинарное понятие

1

 

 

24.

Практическая работа с текстом. Дидактический банк: задания, упражнения.

2

 

 

25.

Рекомендации по определению позиции автора.

1

 

 

26.

Практическая работа: создание сочинения-рассуждения по тексту. Анализ работ. 

2

 

 

27.

Итоговая работа. Создание сочинения-рассуждения с использованием синтаксических конструкций.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

 

1.     Введение. Синтаксис и пунктуация ( повторение )

2.     Синтаксические нормы ( предложения с деепричастием; нормы согласования, управления, примыкания; предложения с однородными членами; сложноподчинённые предложения).

3.     Простое предложение ( типы предложений; согласование сказуемого с подлежащим; второстепенные члены предложений; синонимия односоставных предложений).

4.     Пунктуация простого предложения ( однородные члены предложения; обособление второстепенных членов предложения).

5.     Синтаксическое лото «Простое предложение» ( семинар).

6.     Сложное предложение  ( виды  предложений, своеобразие их семантики, структуры и функций; синонимия предложений разных видов, трудные случаи пунктуации).

7.     Текст ( средства связи в тексте; типы речи).

8.     Функционально-смысловой тип речи рассуждение ( композиция текста рассуждения; смешение типов речи; составление плана сочинения рассуждения; основные языковые средства оформления рассуждения).

9.     Сочинение-рассуждение на экзамене ( памятка написания; типичные ошибки в композиции текста-рассуждения; рекомендации учащимся).

10. Проблема текста как междисциплинарное понятие ( алгоритм выявления и формулирования проблемы текста; практическая работа с текстом).

11. Дидактический банк ( методика обучения связной речи и типы упражнений: аналитические, теоретические; определение позиции автора).

12. Практическая работа (практические материалы: тексты и задания, творческие упражнения: ситуативные, пересказ, восстановление).

13. Создание сочинения – рассуждения ( вступление, тезис - проблема, подбор аргументов, позиция автора, заключение).

 

 

 

 

Состав УМК

 

1.      Учебное пособие: « Русский язык и литература. Русский язык», 10-11 классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, базовый уровень в 2 частях,  М. «Русское слово».2016 г.

2.      Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Н. М. Божко. Издательство «Учитель» 2012 г.

3.      Уроки русской словесности ( практикум по культуре речи). Т. Л. Служевская. Санкт-Петербург. 2010 г.

4.      Трудности синтаксиса. Русский язык. С. И. Львова. Библиотека учителя. М. Дрофа.2010 г.

5.      Интернет – ресурсы: мультимедийные приложения с тестами по русскому языку  для сдачи ЕГЭ.

6.      Путь к успеху. Сочинение – рассуждение. Т. И. Павлова. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону. 2011 г.

7.      Учимся писать сочинения разных жанров. И. Г. Трегубова. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2015г.

8.      Нарушевич А. Г. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов-на-Дону. Легион.2014г.

9.      Егораева Г. Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части3 (С) М. Издательство «Экзамен», 2013.


 

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач: - обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне; - расширение и углубление…

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач: - обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне; - расширение и углубление…

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления

Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления

Содержание курса. 1.

Содержание курса. 1.

Состав УМК 1. Учебное пособие: «

Состав УМК 1. Учебное пособие: «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2020