П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А.
Программа элективного курса по русскому языку «От слова к тексту » предполагает анализ текста, углубленное изучение синтаксиса для создания текста, сочинения-рассуждения для учащихся 11 класса в качестве дополнения к базовому курсу.
Программа включает в себя теоретический материал, а также вопросы и задания практического характера. Практическая работа по данной программе проводится для: 1) развития свободной и образной письменной и устной речи учащихся;
2) формирования у учащихся навыков в работе над сложными синтаксическими конструкциями, созданием текста – сочинения.
Цели :
- развивать речемыслительные способности учащихся;
- способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника;
- развить навыки самостоятельной аналитической работы с текстом;
- выработать умения быстро ориентироваться в тексте;
- выделять синтаксические конструкции, усвоить синтаксические отношения между словами;
- развивать навыки употребления слов и словосочетаний в речи;
- определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений;
- выявлять оттенки сходных конструкций при синонимической замене;
- устранять стилистические ошибки и грамматические ошибки;
- использовать разновидности обращений;
- при изучении сложных предложений акцентировать внимание учащихся, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи
- подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов – сочинений разных жанров;
- формировать потребности выражать свои мысли, чувства, убеждения.
Элективный курс « От слова к тексту » создает условия для развития пунктуационных навыков, речевых, для развития творческих способностей учащихся, формирования функциональной грамотности.
Хочется обратить внимание, что ряд тем перекликается с темами базовой программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования, и профильной, но эти темы в данной программе усложнены.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю, для двух групп: базового и профильного уровня). Данная программа поможет выполнять разно уровневые варианты экзаменационных заданий, используя возможные алгоритмы действий, позволит приобрести навыки выполнения тестов любой сложности, создания сочинения-рассуждения и эффективно подготовиться к ЕГЭ.
Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности, но присутствует и занимательный характер.
В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:
- обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;
- расширение и углубление знаний по синтаксису;
- развитие интонационно выразительной речи;
- самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но в создании текстов лингвистического характера;
- развитие логического и абстрактного мышления;
- выработка умений для создания собственного текста – сочинения (рассуждения) с использованием аргументов для доказательства своей точки зрения по определённой проблеме;
- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
- владеть навыками анализа текста (определение основной мысли текста, авторской позиции, его проблемы,);
- владеть навыками синтаксического разбора предложения любой структуры;
- определять вид связи в подчинительном словосочетании;
- самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;
- создавать текст-рассуждение, которое соответствует личным представлениям учащегося по данной проблеме;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- владеть навыками пунктуации в предложениях со словами и конструкциями;
- использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.
п /п |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 11 класс. Тема занятия. |
Кол-во часов |
Сроки прове- дения |
|||||
1-2. |
Текст. Его строение. Анализ текста. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение |
2 |
|
|||||
3. |
Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием) |
1 |
|
|||||
4. |
Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами и СПП. |
1 |
|
|||||
5. |
Текст. Средства связи предложений в тексте. |
1 |
|
|||||
6. |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. |
1. |
|
|||||
7. |
Синтаксический анализ предложения (обобщение). |
1 |
|
|||||
8. |
Пунктуация в простом и сложном предложении. |
1 |
|
|||||
9. |
Обособленные члены предложения и знаки препинания. |
1 |
|
|||||
10. |
Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
|
|||||
11. |
Простое осложненное предложение. |
1 |
|
|||||
12. |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
1 |
|
|||||
13. |
Сложноподчиненное предложение. |
1 |
|
|||||
14. |
Сложное предложение с разными видами связи. |
1 |
|
|||||
15. |
Двусоставное и односоставное предложение. |
1 |
|
|||||
16. |
Сложное предложение. Виды сложного предложения. |
2 |
|
|||||
17. |
Средства связи предложений в тексте. |
1 |
|
|||||
18. |
Определение типов речи: алгоритмы, памятки, таблицы. |
2 |
|
|||||
19. |
Тип речи рассуждение и его отличительные особенности. |
1 |
|
|||||
20. |
Композиция текста рассуждения. Ошибки построения риторического жанра рассуждения |
2 |
|
|||||
21.
|
Виды рассуждения, их особенности и языковые средства оформления. |
2
|
|
|||||
22. |
Как писать сочинение-рассуждение на экзамене. |
1 |
|
|
||||
23. |
Проблема текста как междисциплинарное понятие |
1 |
|
|
||||
24. |
Практическая работа с текстом. Дидактический банк: задания, упражнения. |
2 |
|
|
||||
25. |
Рекомендации по определению позиции автора. |
1 |
|
|
||||
26. |
Практическая работа: создание сочинения-рассуждения по тексту. Анализ работ. |
2 |
|
|
||||
27. |
Итоговая работа. Создание сочинения-рассуждения с использованием синтаксических конструкций. |
2 |
|
|
||||
Содержание курса.
1. Введение. Синтаксис и пунктуация ( повторение )
2. Синтаксические нормы ( предложения с деепричастием; нормы согласования, управления, примыкания; предложения с однородными членами; сложноподчинённые предложения).
3. Простое предложение ( типы предложений; согласование сказуемого с подлежащим; второстепенные члены предложений; синонимия односоставных предложений).
4. Пунктуация простого предложения ( однородные члены предложения; обособление второстепенных членов предложения).
5. Синтаксическое лото «Простое предложение» ( семинар).
6. Сложное предложение ( виды предложений, своеобразие их семантики, структуры и функций; синонимия предложений разных видов, трудные случаи пунктуации).
7. Текст ( средства связи в тексте; типы речи).
8. Функционально-смысловой тип речи рассуждение ( композиция текста рассуждения; смешение типов речи; составление плана сочинения рассуждения; основные языковые средства оформления рассуждения).
9. Сочинение-рассуждение на экзамене ( памятка написания; типичные ошибки в композиции текста-рассуждения; рекомендации учащимся).
10. Проблема текста как междисциплинарное понятие ( алгоритм выявления и формулирования проблемы текста; практическая работа с текстом).
11. Дидактический банк ( методика обучения связной речи и типы упражнений: аналитические, теоретические; определение позиции автора).
12. Практическая работа (практические материалы: тексты и задания, творческие упражнения: ситуативные, пересказ, восстановление).
13. Создание сочинения – рассуждения ( вступление, тезис - проблема, подбор аргументов, позиция автора, заключение).
Состав УМК
1. Учебное пособие: « Русский язык и литература. Русский язык», 10-11 классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, базовый уровень в 2 частях, М. «Русское слово».2016 г.
2. Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Н. М. Божко. Издательство «Учитель» 2012 г.
3. Уроки русской словесности ( практикум по культуре речи). Т. Л. Служевская. Санкт-Петербург. 2010 г.
4. Трудности синтаксиса. Русский язык. С. И. Львова. Библиотека учителя. М. Дрофа.2010 г.
5. Интернет – ресурсы: мультимедийные приложения с тестами по русскому языку для сдачи ЕГЭ.
6. Путь к успеху. Сочинение – рассуждение. Т. И. Павлова. Издательство «Легион». Ростов-на-Дону. 2011 г.
7. Учимся писать сочинения разных жанров. И. Г. Трегубова. Владивосток. Издательство ВГУЭС. 2015г.
8. Нарушевич А. Г. Итоговое сочинение в 11 классе. Ростов-на-Дону. Легион.2014г.
9. Егораева Г. Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части3 (С) М. Издательство «Экзамен», 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.