Элективный курс "Избранные вопросы биологии
Оценка 4.9

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
биология
11 кл
20.02.2017
Элективный курс "Избранные вопросы биологии
Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний. Материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Избранные вопросы биологии.docx
Программа  элективного курса  для   10­11 класса по биологии «Избранные вопросы биологии  ».                                                                            Составитель  Смолина О.В.                                                                            1 квалификационная категория   г. Торжок 2013­2014 учебный год. Содержание  Введение Пояснительная записка Раздел 1. Организация освоения программы 1.1. Цели и задачи программы 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Раздел 2. Содержание программы     2.1. Тематический план     2.2. Содержание отдельных тем Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины    3.1.  материально­техническое обеспечение реализации программы    3.2. Рекомендуемая литература Введение  Пояснительная записка Актуальность программы. Проблема подготовки учащихся к сдаче  экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо   повторить   и   систематизировать   материал   по   биологии   за   весь школьный   курс.  В  рамках   уроков  –  это   сложно.  Данный   элективный   курс предназначен для учащихся 10­11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Курс   включает   основные   сведения   по   ботанике,   зоологии,   анатомии   и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с   программой   по   биологии   для   поступающих   в   вузы   и   новыми Государственными   стандартами   биологического   образования   РФ.   Она предназначена для повторения и систематизации знаний. Ожидаемый результат: 1. Формирование целостного представления о живом организме. 2. Углубление  основ биологических знаний и умений. 3. Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ. 4. Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья человека. 5. Улучшение навыков самоконтроля. Формы контроля: 1. Текущий   контроль   (оценка   активности   при   обсуждении   проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания); 2. Тематический   контроль   (оценка   результатов   тематического тестирования); 3. Итоговый   контроль   (оценка   результатов   выполнения   различных вариантов КИМов) Оценка   работ   проводится   по  5­ти   балльной   шкале   с  учетом   объема, качества, уровня сложности выполненных работ. Раздел 1. Организация учебного процесса Цель программы : упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ. Задачи: Обучающие: 1. Повышать качество биологических знаний. Воспитательные: 1. Формировать   способности   к   самостоятельному   процессу   познания   и мониторингу знаний. 2. Формировать умения работать в коллективе. Развивающие: 1. Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности. 2. Развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей. 3. Воспитание   культуры   труда   при   использовании   компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью. 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины № Раздел  Форма проведения Кол­ во часов занятия 1 Биология – наука о живой  природе. Методы научного  познания. 2 Клетка как биологическая система. 3 Организм   как биологическая система. 4 Система   и   многообразие организмов. 5 Организм   человека   и   его 1 8 17 20 10 Теоретическое занятие. Теоретические   и   практические занятия. Теоретические   и   практические занятия. Теоретические   и   практические занятия. Теоретические   и   практические здоровье. 6 Эволюция живой природы. 7 Экосистемы   и   присущие им закономерности. 8 Работа с контрольно­ 5 3 5 измерительными  заданиями. занятия. Теоретические занятия. Теоретические и практические  занятия. Работа контрольно­измерительными материалами и тренировочными  заданиями. В результате изучения данного курса ученик должен Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции. Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным   материалом,   с   техническими   средствами   обучения,   с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ. Раздел 2. Содержание дисциплины Учебный план 2.1. Тематический план. № Темы. 1 ӀӀ 2 3 4­5   Клетка   как Раздел   1.   Биология   –   наука   о живой   природе.   Методы научного познания. Раздел   2. биологическая система. Клеточная   теория. клетки. Многообразие   клеток   (клетки грибов, растений и животных). Химический состав клетки.   Строение Кол­ во часов Кол­во лекций, семинаров Экскурсии, практич. занятия 1 8 1 1 2 1 1 1 1 2 6 7 8 9 ӀӀӀ 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 ӀV 27     1 1 1 1 1 1 полового Энергетический обмен в клетке. Фотосинтез и хемосинтез. Пластический   обмен.   Биосинтез белков. Жизненный   цикл   клетки.   Митоз. Мейоз. Организм   как   биологическая система. Вирусы   –   неклеточные   формы жизни. .виды   бесполого   размножения организмов. Особенности размножения. Онтогенез. Эмбриональное развитие организма 1 Генетика   –   наука   о   наследовании 1 признаков. Моногибридное скрещивание. Решение задач. Дигибридное скрещивание. Решение задач по генетике. Сцепленное   наследование.   Работы Т. Моргана. Генотип   как   целостная   система. Взаимодействие генов. Решение задач по генетике. Наследование   генов   сцепленных   с полом. Решение задач по генетике. Закономерности   изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. изучения   Методы наследственности человека. Наследственные   болезни   и   их профилактика. Селекция,   перспективы Биотехнология. Система организмов. Царство   растений.   Растительные 1   методы   и   развития.   и   многообразие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ее   17 1 1 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 38 39 40 41 42 43 44 45 46 V 47 48 49 50     организмов.   Круглые   и   Основные классификация. ткани и органы. Жизнедеятельность   растительного организма. Классификация Бактерии Грибы и лишайники Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. растения. Покрытосеменные Семейства Однодольных растений. Семейства   Двудольных   растений. Значение растений. Царство   животные. признаки, Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Типы   Плоские, Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные) Тип Членистоногие (насекомые) Тип Хордовые. Класс Рыбы. Тип Земноводные. Тип Пресмыкающиеся. Тип Хордовые. Класс Птицы. Тип Млекопитающие. Контрольно­обобщающее занятие. Организм   человека   и   его здоровье. Место   человека   в   органическом мире. Ткани. Опорно­двигательная система. Кровообращение лимфообращение. Пищеварительная   система.   Обмен веществ. Мочевыделительная Хордовые. Хордовые. Хордовые. Класс Класс Класс         и   система. 1         1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 51 52 52 53 54 55 VӀ 56 57 58 59 60 VӀӀ 61 62 63 VӀӀӀ 64 65 66 67 68 Способы   Дивергенция, Кожа. Дыхательная и половая системы. Нервная система. Эндокринная система Анализаторы. Высшая нервная деятельность. Контрольно­обобщающее занятие Эволюция живой природы. Вид, его критерии. Характеристика популяции. Развитие   эволюционной   теории. Основные факторы эволюции. Микроэволюция. видообразования. конвергенция, параллелизм. Макроэволюция. Происхождение человека. Экосистемы   и   присущие   им закономерности. Биогеоценоз, его структура. Саморазвитие   и   смена   экосистем. Влияние   деятельности   человека. Агроценозы. Биосфера.   Проблема   устойчивого развития биосферы. Работа   измерительными заданиями. Работа с тестами. Работа с тестами. Работа с тестами. Работа с тестами. Работа с тестами. контрольно­     с 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2.2. Содержание отдельных тем учебной дисциплины. Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. Основные   понятия:   термины,   законы   биологии,   выдающиеся ученые­биологи. Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование Форма организации занятия: фронтальная, групповая педагогическая работа:   мастерская, Межпредметная связь: биология, медицина, экология Техническое оснащение занятия: ИКТ Тема 2. Клетка как биологическая система. Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной   картины   мира.   Многообразие   клеток. Прокариоты   и   эукариоты.   Химическая   организация   клетки. Метаболизм.   Пластический   и   энергетический   обмен.   Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Основные   понятия:   плазматическая   мембрана,   клеточная   стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды,   моносахариды,   липиды,   кроссинговер,   биваленты, редукционное деление, веретено деления. Практическая исследовательская работа Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная Контрольные задания: тестирование Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп Тема 3. Организм как биологическая система. Вирусы   –   неклеточные   формы   жизни.   Заболевание   СПИД.   Меры профилактики.   Размножение   организмов   (половое   и   бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и   постэмбриональное   развитие.   Причины   нарушения   развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана.   Наследование   признаков,   сцепленных   с   полом.   Методы изучения   наследственности   человека.   Взаимодействие   генов.   Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи,   методы   и   практическое   значение.   Биотехнология,   ее направления. Этические аспекты клонирования. Основные   понятия:   вирион,   ВИЧ,   инкубационный   период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение,   зигота,   бластула,   гаструла,   ген,   доминирование, рецессивность,   аллель,   моно­   и   дигибридное   скрещивание, биология,   сельское   информатика, сцепленное   наследование,   мутации,   полиплоидия,   анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование. Практическая   работа:   выпуск   школьной   газеты,   тестирование, решение биологических задач Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры Форма организации занятия: индивидуальная, групповая Контрольные задания: тестирование, создание презентаций Межпредметная   связь: хозяйство, медицина Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы Тема 4. Система и многообразие организмов. Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы,   особенности   строения   и   жизнедеятельности.   Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль   в   природе.   Мхи,   папоротникообразные,   голосеменные,   их строение,   разнообразие   и   роль   в   природе.   Покрытосеменные растения.   Однодольные   и   двудольные,   их   основные   семейства. Царство   животных,   основные   признаки   и   классификация. Особенности   строения   и   жизнедеятельности   Простейших,   их многообразие   и   значение.     Характеристика   Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых.   Особенности   их   строения   жизнедеятельности, многообразие и значение. Основные   понятия:   таксон,   прокариоты,     низшие   и   высшие растения,   вегетативные   и   генеративные   органы,   типы   корневых систем,   типы   жилкования,   флоэма,   ксилема,   камбий,   устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула.  Практическая работа: тестирование, лабораторные работы. Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Контрольные задания: тестирование. Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство. Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы. Тема 5. Организм человека и его здоровье. Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно­двигательная   система,   ее   строение   и   функционирование. Первая   помощь   при   повреждении   скелета.   Строение   и   работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику.   Заболевания   органов   дыхания.   Мочевыделительная система и кожа. Их  строение, работа и гигиена. Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная   Строение, системы,   функционирование   и   органы   чувств. профилактика   заболеваний.   Высшая   нервная   деятельность. Особенности   психики   человека.   Рефлекторная   теория   поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека. Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты,   миофибриллы,   миозин,   актин,   атлант,   эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела,   агглютинация,   фибриноген,   перистальтика,   гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс. Практическая   работа:   выпуск   школьной   газеты,   тестирование, лабораторные работы, создание презентаций. Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Контрольные задания: тестирование. Межпредметные   связи:   биология,   медицина,   информатика, психология. Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы. Тема 6. Эволюция живой природы. Вид,   его   критерии.   Популяция   –   структурная   единица   вида   и элементарная   единица   эволюции.   История   эволюционных   идей.   Синтетическая   история   эволюции. Учение   Ч. Микроэволюция.   Макроэволюция. Направления   и   пути   эволюции.  Гипотезы   возникновения   жизни   на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека. Основные   понятия:   дивергенция, конвергенция,   параллелизм,   биологический   прогресс   и   регресс,   Способы   видообразования.   Дарвина.   популяционные   волны, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека. Практическая работа: тестирование, создание презентаций. Методы  проведения  занятия:   лекция,   беседа,   тренинги,   ролевые игры. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Контрольные задания: тестирование. Межпредметная связь: информатика, экология. Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы. Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности. Среда   обитания,   экологические   факторы.   Биогеоценоз,     его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера,   ее   компоненты.   Проблемы   устойчивого   развития биосферы. Основные   понятия:   аэробионты,   гидробионты,   террабионты, эндобионты, биотические,  абиотические и антропогенные факторы, биоценоз,   биотоп,   цепь   питания,   сеть   питания,   экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз. Практическая   работа:   тестирование,   подготовка   презентаций, исследовательская работа. Методы  проведения  занятия:   лекция,   беседа,   тренинги,   ролевые игры. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Контрольные задания: тестирование. Межпредметная связь: информатика, экология. Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы. Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины. 3.1. Материально­техническое   обеспечение   реализации программы. Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft  FrontPage  2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0. Технические   средства:   интерактивная   доска,   мультимедийный проектор,   видеокамера, фотоаппарат, микроскопы.   компьютер,   телевизор,   СD­диски, Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии. 3.2. Рекомендуемая литература. 1. Воронина   Г.А.,   Калинова   Г.С.   Биология.   Типовые   тестовые задания.­ М. «Экзамен» 2012. 2. Высоцкая Л.В. и др. под ред. Академика Шумного В.К., проф. Дымшица   Г.М.  и   проф.   Рувинского   А.О.  Общая   биология.­   М. «Просвещение» 1995 3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3­х томах.­ М. «Мир», 1993. 4. Готовимся   к   единому   государственному   экзамену.   Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.­ М. «Дрофа» 2005 5. Готовимся   к   единому   государственному   экзамену.   Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.­ М. «Дрофа» 2004. 6. Готовимся   к   единому   государственному   экзамену.   Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.­ М. «Дрофа» 2004. 7. Готовимся   к   единому   государственному   экзамену.   Биология. Общая   биология.   Фросин   В.Н.,   Сивоглазов   В.И.­   М.   «Дрофа» 2003. 8. Генетика с основами селекции. Петров Д.Ф.­ М. «Высшая школа» 1976. 9. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания 8 класс.­ М. «Аквариум» 1997. 10.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания 9 класс.­ М. «Аквариум» 1998. 11.Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10­11 класс.­М. «Аквариум» 1998. 12.Чебышев   Н.В.,   Гузикова   Г.С.   и   др.   Биология.   Новейший справочник.­М. «Махаон» 2007

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии

Элективный курс "Избранные вопросы биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017