Раздел долгосрочного плана: Основы электростатики |
Школа: |
|
|
Дата: |
|
ФИО учителя: |
|
Класс: |
|
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
Тема урока |
Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики
|
||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
8.4.1.1 характеризовать электрический заряд 8.4.1.2 объяснять процесс электризации тела трением, соприкосновением и индукцией; 8.4.1.3 приводить примеры положительного и отрицательного проявления электризации.
|
||
Цели урока |
Все учащиеся смогут описать способы электризации тел. Большинство учащихся смогут привести примеры положительного и отрицательного проявления электризации тел. Некоторые учащиеся смогут объяснить свойства проводников и диэлектриков. |
||
Критерии оценивания |
Учащиеся смогут: ü объяснять процесс электризации тела трением, соприкосновением и индукцией. ü привести примеры положительного и отрицательного проявления электризации тел. ü привести примеры проводника и диэлектрика. |
||
Языковые цели |
Лексика и терминология, специфичная для предмета: Одноименные и разноименные заряды, электризация тел, проводники и диэлектрики, электрон, протон, нейтрон, положительный и отрицательный ионы. Полезные выражения для диалогов и письма: Тела, имеющие электрические заряды
одинакового знака, взаимно отталкиваются. Электрический заряд можно передать от одного тела к другому. Для этого необходимо коснуться наэлектризованным телом другого тела. Особенности электризации: в электризации участвует два тела и оба тела электризуются. Электризация может производиться несколькими способами: · трением; · прикосновением; · ударом; · наведением (через влияние). |
||
Привитие ценностей |
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение вопросов |
||
Межпредметные связи |
Химия (строение атома) |
||
Предварительные знания |
|
Запланиро ванные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||
0-3 мин |
Вызов: Очень быстро поднимающийся аэростат может загореться. Почему?
Ответ: Это можно объяснить сильной электризацией аэростата при трении о воздух. Искра, проскочившая при случайном разряде, воспламеняет аэростат |
schule1.ru/fizika_polza.ppt
1.
|
|||||
|
Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: |
|
|||||
3-5 мин
5-10 мин
10-15 мин
15-30 мин
|
ü характеризовать электрический заряд; ü объяснять процесс электризации тела трением, соприкосновением и индукцией; ü приводить примеры положительного и отрицательного проявления электризации.
Этапы изучения новой темы 1. 1. Проведите эксперимент: Привяжите к шарику нитку Потрите шарик о голову Поднесите свой шарик к шарику соседа по парте, держа его за нитку? Что происходит? Какой заряд имеют Ваши шарики? Какой вывод можно сделать? Затем введите понятие одноименных и разноименных зарядов, и взаимодействия между ними. 2. Рассмотреть виды электризаций с примерами и взаимодействие зарядов между телами. 3. Обсудить в группах проблемные вопросы и затем презентовать решение перед классом: 1 группа: Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: - Кто прав? Иван Иванович или комиссия? - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? 2 группа: Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин? 3 группа: Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? 4 группа: Учащиеся дискутируют на тему «Электризация полезна или вредна?» Затем учащиеся читают дополнительную литературу и заполняют таблицу (приведите примеры вредного воздействия и полезного действия электризации)
|
Слайды 4-10
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-fiziki-klass-elektrizaciya-tel-dva-roda-zaryadov-1434334.html |
|||||
|
|
|
|||||
30-37 мин |
Закрепление материала 1. Определите виды зарядов на взаимодействующих телах, изображенных на рисунках. 2. Что произойдёт, если изображённую на рисунке палочку поднести к подвешенному на нитке шарику?
3. Что покажет опыт, если к подвешенному незаряженному цилиндрику из стали поднести стеклянную палочку, потёртую о бумагу? Тело оттолкнётся от палочки. Тело притянется к палочке. 4. Рассмотри рисунок и продолжи предложение! Имеются две наэлектризованные палочки.
(В каждом списке выбери правильный вариант). Эти палочки ... . имеют заряды одного знака имеют заряды разного знака отталкиваются друг от друга притягиваются друг к другу
5. Выбери правильный ответ. Шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Каковы знаки зарядов подвешенных шаров?
А — отрицательно, Б — отрицательно А — отрицательно, Б — положительно А — положительно, Б — отрицательно А — положительно, Б — положительно 6. Опишите опыт, который иллюстрируют рисунки. |
https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/elektricheskie-iavleniia-12351/elektrizatciia-tel-dva-roda-elektricheskikh-zariadov-12352/tv-6fb3b7f0-bbef-48ae-8f6c-28a43e18674c/te?testResultId=23765333&exercisePosition=1
|
|||||
37-40 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям |
|
|||||
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||
– каким образом |
– как Вы |
|
|||||
Вы планируете |
планируете |
|
|||||
оказать больше |
проверить |
|
|||||
поддержки? |
уровень |
|
|||||
Какие задачи Вы |
усвоения |
|
|||||
планируете |
материала |
|
|||||
поставить перед |
учащимися? |
|
|||||
более |
|
|
|||||
способными учащимися? |
|
|
|||||
Дифференциация выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика.
|
Формативное оценивание за деятельностью учащихся на уроке. |
Используются на уроке физминутки и активные виды деятельности.
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.