Тема урока. “Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов”
Наэлектризованное тело – тело, получившее после трения способность притягивать другие тела. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Показ роли физического эксперимента и физической теории в изучении физических явлений.
План урока:
1. Организационный момент(1 мин.).
2. Актуализация знаний(5мин.).
3. Передача учащимся новых знаний(22мин.).
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию(10 мин.).
5. Контроль (2мин.).
Ход урока
На столах учеников лежат эбонитовая и стеклянная палочки, шелк, шерсть, кусочки бумаги.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начинаем изучать новый раздел физики, который называется “Электрические явления”. Запишем тему урока:
“Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов”.
Также запишите домашнее задание: параграфы 25, 26.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Первые сведения об электричестве относятся к эпохе древнего мира. Известно, что янтарные веретена, которые применяли древнегреческие ткачи, после использования начинали притягивать к себе кусочки нитей и другие маленькие предметы. По греческому названию янтаря (электрон) впоследствии такие явления стали называться электрическими.
Скажите, в нашей жизни мы можем наблюдать электрические явления, приведите пример?
Ученики: Можем. Например, молния.
Учитель: Верно. Вообще электричество всегда присутствует в нашей жизни.
Приведите пример, где человек использует электричество.
Ученики: Освещение помещений, улиц, источники питания домашних приборов, на производстве.
Учитель: Верно. А теперь возьмите в руки ваши ручки и потрите их о волосы на голове, затем поднесите ручку к кончику тетрадного листа. Что вы наблюдаете?
Ученики: Бумага притягивается к ручке.
Учитель: Как вы думаете, почему ручка притянулась к бумаге? Ответ на этот вопрос мы узнаем, если продолжим наши наблюдения.
3. Передача учащимся новых знаний.
Учитель: Посмотрите на ваших столах лежат предметы: эбонитовая и стеклянная палочки, шелк, шерсть, кусочки бумаги. Попробуйте применить эти предметы и продемонстрировать электрическое явление. Слушаю ваши предложения.
Ученики: Можно взять стеклянную палочку и потереть её о шелк, затем поднести ее к мелко нарезанным листочкам бумаги.
Учитель: Верно. Проведите наблюдение.
Ученики: Кусочки бумаги притягивается к стеклянной палочке.
Также можно взять эбонитовую палочку, потереть её о шерсть и поднести ее к мелко нарезанным листочкам бумаги. Кусочки бумаги притягиваются к эбонитовой палочке.
Учитель: А теперь вспомните, что вы сделали, прежде чем эбонитовая и стеклянная палочки стали притягивать кусочки бумаги?
Ученики: Мы их потерли о шелк и шерсть.
Учитель: Верно. Теперь мы можем сделать вывод, что тело, получившее после трения способность притягивать другие тела, называется наэлектризованным. Электризация тел происходит при соприкосновении.
Продолжим наши опыты.
Посмотрите на экспериментальную установку, состоящую из штатива, эбонитовой палочки, подвешенной на нити. Также мне понадобится эбонитовая и стеклянная палочки, шерсть и шелк.
Давайте наэлектризуем эбонитовую палочку, подвешенную на нити о шерсть. Она получила способность притягивать другие тела. Теперь наэлектризуем другую эбонитовую палочку и поднесем к подвешенной палочке. Что вы наблюдаете?
Ученики: Палочки отталкиваются.
Учитель: Теперь наэлектризуем стеклянную палочку о шелк и поднесем к подвешенной эбонитовой палочке. Что вы наблюдаете?
Ученики: Палочки притягиваются.
Учитель: Чем может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?
Ученики выдвигают свои версии.
Учитель: Электрический заряд, появившийся при электризации, у эбонитовой палочки иного рода, чем у стеклянной. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк принято называть положительным. Электрический заряд, полученный на эбонитовой палочке, потертой о шерсть принято называть отрицательным. Можно считать, что существует только два рода электрических зарядов. Проделанный нами опыт показывает, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
4. Организация многократного выполнения деятельности учащимися, указанной в цели по развитию.
1. Проверить, что электризация тел происходит при соприкосновении. Для этого используйте шерсть, шелк, эбонитовую и стеклянные палочки, кусочки бумаги, вату.
2. Убедитесь, что наэлектризованные тела способны притягивать и отталкивать различные тела. Для этого используйте шерсть, шелк, эбонитовую и стеклянные палочки, кусочки бумаги, вату, пластмассовую и деревянную линейки, установленные на вращающейся подставке.
3. Посмотрите мультимедийные опыты. К видеофрагментам придумайте вопросы, которые будете задавать друг к другу и вместе убедитесь, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие электрические заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.
Используются анимация “Отталкивание разноименных и притяжение одноименных зарядов” и видеофрагмент “ Заряжение султанчиков из бумаги”.
5. Контроль.
1. Продолжите фразу: Тело, получившее после трения способность притягивать другие тела, называется ………..
2. Вставьте пропущенные слова: Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака …………… а тела, имеющие электрические заряды противоположного знака………………
Учитель: Спасибо за урок. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.