В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику.
В данном материале представлены отличие традиционной формы учебника от электронной, а также правила работы с ЭФУ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКОВ (ЭФУ)
автор: Юферева Елена Вениаминовна,
учитель физики и астрономии МБОУ «Кезская СОШ №1»
В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания
"электронный учебник" начиная от файлов электронных версий учебных пособий и
заканчивая сложными электронными устройствами,
которые обновляются из
централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая
выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику.
ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по
структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и
содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и
дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г.
№ 1559).
Для работы с ЭФУ достаточно обладать умениями обычного пользователя
настольного или мобильного компьютера (установка программ, работа с основными
повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).
Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям
возможности самим искать и отбирать информацию. Электронные учебники содержат
ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными
источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения,
техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на
самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно,
должен давать учитель. Только он сможет вывести учеников на высокий уровень
познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от
форм представления учебников.
Становится актуальным вопрос, а не отвлекут ли электронные учебники детей от
учебного процесса? Причин, отвлекающих учеников от учебного процесса, в школе можетбыть великое множество. К примеру, те же самые мобильные устройства, которые они
принесут на урок, или весенние облака, проплывающие за окном. Задача учителя, как и на
обычном уроке, состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность
учащихся с использованием электронного учебника, увлечь их, повысить мотивацию и
интерес к учебному предмету.
Использование информационнокоммуникационных технологий и электронных
учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти
средства эффективны, зависит от учителя.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше
возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в
качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения
практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными
процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания,
которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства,
используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только
просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые
использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной
форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических
возможностей электронного учебника.
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой
более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном
обладает следующими преимуществами:
устройство, например, планшете;
более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого
перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок
быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера
шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале по ключевым словам;
дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами –
мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную
широту материала;
позволяет учителю более полно погрузить учащихся в информационно
образовательное пространство, формируемое современными средствами информационно
коммуникационных технологий,
и реализовать новые формы индивидуальной
самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.
Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О
внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…»,
каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном
порядке сопровождается его представлением в электронной форме.
Но не нужно путать цифровую копию учебника от ЭФУ. Цифровой копией
учебника является точная копия печатного учебника, представленная в формате pdf. В
отличие от электронной формы учебника цифровая копия учебника не содержит
электронных образовательных ресурсов и расширенного набора инструментов навигации.
Индивидуальная образовательная траектория отражает идею индивидуализации —
учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей
учащихся.Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников,
несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную
последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения.
Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными
элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для
индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем
темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь,
опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может
продолжать обучение школьников по традиционной классноурочной системе, при которой
ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого
ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.
Комфортность ЭФУ для учащихся достигается благодаря следующим
возможностям:
Более высокая наглядность учебного материала за счет использования
иллюстративных и интерактивных мультимедиаобъектов.
Легкость доступа к требуемому учебному материалу благодаря наличию
интерактивного оглавления и навигационных инструментов на панели тулбара, системе
ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и
возможностям поиска по ключевым словам.
Возможности проверки и самопроверки знаний с немедленным получением
результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу.
Индивидуализация визуального представления материала – изменение размера
шрифта, уровней яркости и контрастности.
Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников
по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.
Электронная форма учебника полностью соответствует печатной форме.
Следовательно, планировать урок можно так же, как и раньше, с учетом методических
рекомендаций к использованию традиционного учебника.
Важно понимать, что учитель использует электронные образовательные ресурсы
(ЭОР) не просто для демонстрации иллюстративного материала, а для активной
познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками. Учитель
отбирает ЭОР, которые помогают такорганизовать учебный процесс, чтобы дети были не
простыми созерцателями, а активными его участниками. В такой совместной работе
каждый ученик может пойти индивидуальным путем, работая с ЭОР, и каждый получает
свой результат, который потом можно сравнить с другими и обсудить в классе. Ведь
устную речь, обсуждения, дебаты никто не отменял, а ресурсы электронного учебника
помогают находить необходимые для дискуссий аргументы и факты.
ЭФУ удобен для учителя:
Благодаря большому количеству имеющихся электронных образовательных
ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при
подготовке к уроку не требуется самостоятельно выполнять подбор наглядного
иллюстративного материала и дополнительной информации.
Наличие большого количества практических и контрольноизмерительных
ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый
контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.
Реализованный в ЭФУ механизм закладок позволяет пользователям (как
учителям, так и учащимся) создавать на полях учебника заметки со своими
комментариями, вопросами и т.п. При помощи этих заметок может быть реализован обмен
информацией между учащимися (при коллективной работе) либо между учителем и
учащимися, а также облегчается подбор необходимого материала для конкретного урока.
Возможность реализации новых форм учебной деятельности, основанных на
самостоятельной работе школьников с учебным материалом, включающей элементы
исследования.
Возможность индивидуализации процесса обучения для групп учащихся с
разным уровнем подготовки и даже для отдельных.
В реальной практике учитель печатный учебник не использует в течение всего
урока. Так же и применение электронного учебника не предполагает непрерывной работы с
ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для
решения учебных задач, поставленных учителем.
Одной из моделей использования электронного учебника является гибридный
вариант, когда в школе ученики работают с электронной формой учебника, а дома
выполняют задания из печатной его формы. К примеру, на уроках естественных наук дети
проводят виртуальные лабораторные работы в электронном учебнике, разбирая материал
вместе с учителем. Дома же закрепляют пройденное, выполняют домашние задания и
создают учебные проекты, пользуясь бумажным учебником.
Нельзя настаивать на полном переходе на современные образовательные технологии в
учебном процессе. Речь идет, скорее, о разумном сочетании в преподавании эффективных
традиционных и инновационных приемов. Профессионализм учителя заключается в том,
чтобы уметь правильно подбирать технологии, обоснованно их использовать. При таком
подходе можно не только сохранить разнообразие методов преподавания, но и расширить
его, используя новые формы представления учебного материала.
Образовательная платформа Lecta (https://lecta.ru) создает продукты и сервисы для
учителей, направленные на сокращение затрат времени на поиск учебных материалов,
подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных
работ. В рамках курсов повышения квалификации предоставляет учителям самые
современные методические разработки, а также расскажем, как они могут быть внедрены в
практическую деятельность.
LECTA предлагает детям и педагогам любые 5 учебников бесплатно.
Каждый зарегистрированный пользователь платформы LECTA может получить бесплатный
ознакомительный доступ к любым пяти электронным учебникам из каталога LECTA на 30
дней.
Чтобы воспользоваться бесплатным доступом:
1. Зарегистрируйтесь на сайте www.lecta.ru или в приложении LECTA.
2. Нажмите «Активировать код» и введите код активации: 5books.
3. Выберите для ознакомления любые пять учебников из каталога LECTA.
После этого учебник окажется в «Портфеле» (личном кабинете) и будет доступен для
просмотра и чтения в течение 30 дней. В каталоге LECTA сегодня можно найти более 600
электронных учебников из федерального перечня от ведущих издательств: «Дрофа»,
«ВентанаГраф», АСТ, «Бином» и «Астрель».
Возможные варианты использования электронной формы учебника1. Классная работа
Данный раздел имеет готовые материалы для проведения уроков в виде презентаций с
иллюстрациями, мультимедийным контентом, и интерактивными заданиями; методические
рекомендации. Все программы можно редактировать, добавлять свои слайды и материалы.
2. Контрольная работа
Данный сервис
включает в себя готовые контрольные, проверочные работы и
тренировочные задания разного уровня сложности с ключами для учителя; есть
возможность автоматической проверки результатов; входящий, текущий, тематический,
итоговый контроль; сохранение результатов выполнения заданий учениками; тренажеры
для подготовки к ВПР.Перед тем как сформировать контрольную работу, педагог может просмотреть ее как
учитель и как ученик
3. ЭФУ Внизу каждой страницы находится панель инструментов, с помощью которой можно
осуществлять навигацию, настраивать режим просмотра, оставлять комментарии и
осуществлять поиск.
В левой и правой частях находятся иконки навигации для перемещения по учебнику.
В центре панели: оглавление, переход к нужной странице по номеру, закладки, заметки.
Чтобы перейти к оглавлению, достаточно нажать на соответствующую иконку внизу
страницы и выбрать интересующий раздел.
Чтобы быстро перейти на нужную страницу, необходимо нажать иконку
и
ввести номер нужной страницы. Внутри иконки всегда отображается номер открытой
страницы печатной формы учебника.
Чтобы создать закладку, нажмите на иконку
в режиме чтения
Закладки
можно создавать и удалять. На одной странице можно оставить только одну закладку.
Чтобы посмотреть перечень закладок, необходимо нажать иконку
.
Любую иллюстрацию можно увеличить, кликнув по ней левой кнопкой мыши или
нажав пальцем.
Слова, отмеченные звездочкой, имеют пояснения. Чтобы прочитать пояснение,
кликните левой кнопкой мыши или нажмите пальцем на звёздочку.
В тексте ЭФУ на полях присутствуют значки, обозначающие интерактивные объекты.
Работая с ними, вы можете более подробно изучить материал или выполнить различные
задания.Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ предоставляется на 500 дней с момента
загрузки на устройство и/или первого просмотра онлайн в любом веббраузере (с момента
активации).
Не активированные лицензии хранятся в личном кабинете
общеобразовательного учреждения без ограничения срока действия. Стоимость одной ЭФУ
149 руб. Но издательство «Российский учебник» предоставляет скидки при большом
количестве заказов или предоставляет бесплатные лицензии при участии в проекте «Школы
открытые инновациям»
В заключении хотелось бы сказать следующее. Несомненно, электронные учебники
изменят методику и стиль работы. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и
учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника
позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными
учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под
руководством учителя. Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован
в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит
выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.