Электронная форма учебника

  • Памятки
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. В данном материале представлены отличие традиционной формы учебника от электронной, а также правила работы с ЭФУ.
Иконка файла материала ЭФУ.docx
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКОВ (ЭФУ) автор: Юферева Елена Вениаминовна,  учитель физики и астрономии МБОУ «Кезская СОШ №1» В   настоящее   время   существует   несколько   версий   значения   словосочетания "электронный   учебник"   ­   начиная   от   файлов   электронных   версий   учебных   пособий   и заканчивая   сложными   электронными   устройствами,   которые   обновляются   из централизованного   источника   и   интерактивно   взаимодействуют   с   учеником,   включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре,   содержанию   и   художественному   оформлению   печатной   форме   учебника   и содержащее   мультимедийные   элементы   и   интерактивные   ссылки,   расширяющие   и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559). Для   работы   с   ЭФУ   достаточно   обладать   умениями   обычного   пользователя настольного   или   мобильного   компьютера   (установка   программ,   работа   с   основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).     Основной   идеей   электронной   формы   обучения   является   предоставление   детям возможности   самим   искать   и   отбирать   информацию.   Электронные   учебники   содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками,   практические   упражнения   и   лабораторные   работы,   опыты   и   наблюдения, техническое   моделирование,   конструирование   и   многое   другое.   Установку   на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен   давать   учитель.   Только   он   сможет   вывести   учеников   на   высокий   уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников. Становится актуальным вопрос, а не отвлекут ли электронные учебники детей от учебного процесса? Причин, отвлекающих учеников от учебного процесса, в школе можетбыть великое множество. К примеру, те же самые мобильные устройства, которые они принесут на урок, или весенние облака, проплывающие за окном. Задача учителя, как и на обычном уроке, состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся   с   использованием   электронного   учебника,   увлечь   их,   повысить   мотивацию   и интерес к учебному предмету. Использование   информационно­коммуникационных   технологий   и   электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.   Электронный   учебник   является   новой   формой   учебника,   которая   имеет   больше возможностей   для   организации   образовательного   процесса   и   может   использоваться   в качестве   не   только   источника   информации,   но   и   инструмента   для   выполнения практических,   лабораторных   работ,   письменных   заданий,   наблюдения   за   различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые   для   воспроизведения   электронных   учебников,   позволяют   не   только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались   при   работе   с   печатным   учебником,   можно   применять   и   в   электронной форме,   расширяя   их   новыми,   с   учетом   программных   средств   и   технологических возможностей электронного учебника. Электронная   форма   учебника   по   сравнению   с   традиционной   печатной   формой более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном    обладает следующими преимуществами: устройство, например, планшете; более   удобна   для   пользователя   благодаря   возможностям   быстрого перемещения   по   разделам   учебника   при   помощи   интерактивного   оглавления   и   кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале по ключевым словам; дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;  позволяет   учителю   более   полно   погрузить   учащихся   в   информационно­ образовательное пространство, формируемое современными средствами информационно­ коммуникационных   технологий,   и   реализовать   новые   формы   индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.  Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении   изменений   в   Порядок   формирования   федерального   перечня   учебников…», каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.     Но   не   нужно   путать     цифровую   копию   учебника   от   ЭФУ.   Цифровой   копией учебника является точная копия печатного учебника, представленная в формате pdf. В отличие   от   электронной   формы   учебника   цифровая   копия   учебника   не   содержит электронных образовательных ресурсов и расширенного набора инструментов навигации.  Индивидуальная  образовательная траектория отражает  идею индивидуализации  — учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей учащихся.Организация   учебной   деятельности   с   использованием   электронных   учебников, несомненно,   предполагает   учет   индивидуального   темпа   работы   детей,   определенную последовательность   подачи   учебного   материала   и   разнообразные   формы   его   изучения. Расширение   ресурсов   печатного   учебника   мультимедийными   и   интерактивными элементами,   тестами   и   виртуальными   лабораториями   создает   все   условия   для индивидуализации процесса обучения. Ребенок,   используя   ресурсы   электронного   учебника,   усваивает   материал   в   своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь   на   личные   качества   и   способности.   В   этой   ситуации   учитель   уже   не   может продолжать обучение школьников по традиционной классно­урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.   Комфортность   ЭФУ   для   учащихся   достигается   благодаря   следующим возможностям:      Более   высокая   наглядность   учебного   материала   за   счет   использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа­объектов. Легкость   доступа   к   требуемому   учебному   материалу   благодаря   наличию интерактивного   оглавления   и   навигационных   инструментов   на   панели   тулбара,   системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам. Возможности   проверки   и   самопроверки   знаний   с   немедленным   получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу. Индивидуализация визуального представления материала – изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности. Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.  Электронная   форма   учебника   полностью   соответствует   печатной   форме. Следовательно, планировать урок можно так же, как и раньше, с учетом методических рекомендаций к использованию традиционного учебника. Важно   понимать,   что   учитель   использует   электронные   образовательные   ресурсы (ЭОР)   не   просто   для   демонстрации   иллюстративного   материала,   а   для   активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками. Учитель отбирает ЭОР, которые помогают такорганизовать учебный процесс, чтобы дети были не простыми   созерцателями,   а   активными   его   участниками.   В   такой   совместной   работе каждый ученик может пойти индивидуальным путем, работая с ЭОР, и каждый получает свой   результат,   который   потом   можно   сравнить   с   другими   и   обсудить   в   классе.   Ведь устную   речь,  обсуждения,  дебаты  никто   не  отменял,  а  ресурсы   электронного  учебника помогают находить необходимые для дискуссий аргументы и факты. ЭФУ   удобен для учителя:  Благодаря   большому   количеству   имеющихся   электронных   образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке   к   уроку   не   требуется   самостоятельно   выполнять   подбор   наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации. Наличие   большого   количества   практических   и   контрольно­измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.  Реализованный   в   ЭФУ       механизм   закладок   позволяет   пользователям   (как учителям,   так   и   учащимся)   создавать   на   полях   учебника   заметки   со   своими комментариями, вопросами и т.п. При помощи этих заметок может быть реализован обмен информацией   между   учащимися   (при   коллективной   работе)   либо   между   учителем   и учащимися, а также облегчается подбор необходимого материала для конкретного урока. Возможность   реализации   новых   форм   учебной   деятельности,  основанных   на самостоятельной   работе   школьников   с   учебным   материалом,   включающей   элементы исследования.   Возможность   индивидуализации   процесса   обучения   для   групп   учащихся   с разным уровнем подготовки и даже для отдельных. В  реальной   практике   учитель       печатный   учебник   не  использует   в   течение   всего урока. Так же и применение электронного учебника не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем. Одной   из   моделей   использования   электронного   учебника   является   гибридный вариант,   когда   в   школе   ученики   работают   с   электронной   формой   учебника,   а   дома выполняют задания из печатной его формы. К примеру, на уроках естественных наук дети проводят виртуальные лабораторные работы в электронном учебнике, разбирая материал вместе   с   учителем.   Дома   же   закрепляют   пройденное,   выполняют   домашние   задания   и создают учебные проекты, пользуясь бумажным учебником. Нельзя настаивать на полном переходе на современные образовательные технологии в учебном процессе. Речь идет, скорее, о разумном сочетании в преподавании эффективных традиционных и инновационных приемов. Профессионализм учителя заключается в том, чтобы уметь правильно подбирать технологии, обоснованно их использовать. При таком подходе можно не только сохранить разнообразие методов преподавания, но и расширить его, используя новые формы представления учебного материала. Образовательная платформа  Lecta  (https://lecta.ru)  создает продукты и сервисы для учителей,   направленные   на   сокращение   затрат   времени на   поиск учебных   материалов, подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных работ.   В   рамках   курсов   повышения   квалификации предоставляет учителям   самые современные методические разработки, а также расскажем, как они могут быть внедрены в практическую деятельность. LECTA предлагает детям и педагогам любые 5 учебников бесплатно. Каждый зарегистрированный пользователь платформы LECTA может получить бесплатный ознакомительный доступ к любым пяти электронным учебникам из каталога LECTA на 30  дней. Чтобы воспользоваться бесплатным доступом: 1. Зарегистрируйтесь на сайте www.lecta.ru или в приложении LECTA. 2. Нажмите «Активировать код» и введите код активации: 5books. 3. Выберите для ознакомления любые пять учебников из каталога LECTA. После этого учебник окажется в «Портфеле» (личном кабинете) и будет доступен для  просмотра и чтения в течение 30 дней. В каталоге LECTA сегодня можно найти более 600  электронных учебников из федерального перечня от ведущих издательств: «Дрофа»,  «Вентана­Граф», АСТ, «Бином» и «Астрель». Возможные варианты использования электронной формы учебника1. Классная работа Данный раздел имеет готовые материалы для проведения уроков в виде презентаций с иллюстрациями, мультимедийным контентом, и интерактивными заданиями; методические рекомендации. Все программы можно редактировать, добавлять свои слайды и материалы. 2. Контрольная работа Данный   сервис     включает   в   себя   готовые   контрольные,   проверочные   работы   и тренировочные   задания   разного   уровня   сложности   с   ключами   для   учителя;   есть возможность   автоматической   проверки   результатов;   входящий,   текущий,   тематический, итоговый   контроль;  сохранение   результатов   выполнения  заданий   учениками;   тренажеры для подготовки к ВПР.Перед тем как сформировать контрольную работу, педагог может просмотреть ее как учитель и как ученик 3. ЭФУ­ Внизу каждой страницы находится панель инструментов, с помощью которой можно  осуществлять навигацию, настраивать режим просмотра, оставлять комментарии и  осуществлять поиск. ­ В левой и правой частях находятся иконки навигации для перемещения по учебнику.  В центре панели: оглавление, переход к нужной странице по номеру, закладки, заметки.  Чтобы перейти к оглавлению, достаточно нажать на соответствующую иконку внизу  страницы и выбрать интересующий раздел.  ­ Чтобы быстро перейти на нужную страницу, необходимо нажать иконку   и  ввести номер нужной страницы. Внутри иконки всегда отображается номер открытой  страницы печатной формы учебника. ­ Чтобы создать закладку, нажмите на иконку   в режиме чтения  Закладки  можно создавать и удалять. На одной странице можно оставить только одну закладку.  Чтобы посмотреть перечень закладок, необходимо нажать иконку  .  Любую иллюстрацию можно увеличить, кликнув по ней левой кнопкой мыши или  нажав пальцем.  Слова, отмеченные звездочкой, имеют пояснения. Чтобы прочитать пояснение,  кликните левой кнопкой мыши или нажмите пальцем на звёздочку. В тексте ЭФУ на полях присутствуют значки, обозначающие интерактивные объекты.  Работая с ними, вы можете более подробно изучить материал или выполнить различные  задания.Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ предоставляется на 500 дней с момента загрузки на устройство и/или первого просмотра онлайн в любом веб­браузере (с момента активации).   Не   активированные   лицензии   хранятся   в   личном   кабинете общеобразовательного учреждения без ограничения срока действия. Стоимость одной ЭФУ 149   руб.   Но   издательство   «Российский   учебник»   предоставляет   скидки   при   большом количестве заказов или предоставляет бесплатные лицензии при участии в проекте «Школы открытые инновациям» В заключении хотелось бы сказать следующее. Несомненно, электронные учебники изменят методику и стиль работы. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель   станут   его   равноправными   участниками,   а   интерактивные   функции   учебника позволят   этот   процесс   индивидуализировать.   Методики   работы   с   электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя. Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.