Электронная форма учебника
Оценка 4.7

Электронная форма учебника

Оценка 4.7
Памятки
docx
астрономия
11 кл
04.04.2018
Электронная форма учебника
В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронный учебник" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. В данном материале представлены отличие традиционной формы учебника от электронной, а также правила работы с ЭФУ.
ЭФУ.docx
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКОВ (ЭФУ) автор: Юферева Елена Вениаминовна,  учитель физики и астрономии МБОУ «Кезская СОШ №1» В   настоящее   время   существует   несколько   версий   значения   словосочетания "электронный   учебник"   ­   начиная   от   файлов   электронных   версий   учебных   пособий   и заканчивая   сложными   электронными   устройствами,   которые   обновляются   из централизованного   источника   и   интерактивно   взаимодействуют   с   учеником,   включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре,   содержанию   и   художественному   оформлению   печатной   форме   учебника   и содержащее   мультимедийные   элементы   и   интерактивные   ссылки,   расширяющие   и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559). Для   работы   с   ЭФУ   достаточно   обладать   умениями   обычного   пользователя настольного   или   мобильного   компьютера   (установка   программ,   работа   с   основными повседневно используемыми приложениями, работа в сети Интернет).     Основной   идеей   электронной   формы   обучения   является   предоставление   детям возможности   самим   искать   и   отбирать   информацию.   Электронные   учебники   содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками,   практические   упражнения   и   лабораторные   работы,   опыты   и   наблюдения, техническое   моделирование,   конструирование   и   многое   другое.   Установку   на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен   давать   учитель.   Только   он   сможет   вывести   учеников   на   высокий   уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников. Становится актуальным вопрос, а не отвлекут ли электронные учебники детей от учебного процесса? Причин, отвлекающих учеников от учебного процесса, в школе может быть великое множество. К примеру, те же самые мобильные устройства, которые они принесут на урок, или весенние облака, проплывающие за окном. Задача учителя, как и на обычном уроке, состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся   с   использованием   электронного   учебника,   увлечь   их,   повысить   мотивацию   и интерес к учебному предмету. Использование   информационно­коммуникационных   технологий   и   электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.   Электронный   учебник   является   новой   формой   учебника,   которая   имеет   больше возможностей   для   организации   образовательного   процесса   и   может   использоваться   в качестве   не   только   источника   информации,   но   и   инструмента   для   выполнения практических,   лабораторных   работ,   письменных   заданий,   наблюдения   за   различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые   для   воспроизведения   электронных   учебников,   позволяют   не   только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались   при   работе   с   печатным   учебником,   можно   применять   и   в   электронной форме,   расширяя   их   новыми,   с   учетом   программных   средств   и   технологических возможностей электронного учебника. Электронная   форма   учебника   по   сравнению   с   традиционной   печатной   формой более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном    обладает следующими преимуществами: устройство, например, планшете; более   удобна   для   пользователя   благодаря   возможностям   быстрого перемещения   по   разделам   учебника   при   помощи   интерактивного   оглавления   и   кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале по ключевым словам; дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;  позволяет   учителю   более   полно   погрузить   учащихся   в   информационно­ образовательное пространство, формируемое современными средствами информационно­ коммуникационных   технологий,   и   реализовать   новые   формы   индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников с элементами учебного исследования.  Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении   изменений   в   Порядок   формирования   федерального   перечня   учебников…», каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.     Но   не   нужно   путать     цифровую   копию   учебника   от   ЭФУ.   Цифровой   копией учебника является точная копия печатного учебника, представленная в формате pdf. В отличие   от   электронной   формы   учебника   цифровая   копия   учебника   не   содержит электронных образовательных ресурсов и расширенного набора инструментов навигации.  Индивидуальная  образовательная траектория отражает  идею индивидуализации  — учета в процессе обучения, во всех его формах и методах, индивидуальных особенностей учащихся. Организация   учебной   деятельности   с   использованием   электронных   учебников, несомненно,   предполагает   учет   индивидуального   темпа   работы   детей,   определенную последовательность   подачи   учебного   материала   и   разнообразные   формы   его   изучения. Расширение   ресурсов   печатного   учебника   мультимедийными   и   интерактивными элементами,   тестами   и   виртуальными   лабораториями   создает   все   условия   для индивидуализации процесса обучения. Ребенок,   используя   ресурсы   электронного   учебника,   усваивает   материал   в   своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь   на   личные   качества   и   способности.   В   этой   ситуации   учитель   уже   не   может продолжать обучение школьников по традиционной классно­урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.   Комфортность   ЭФУ   для   учащихся   достигается   благодаря   следующим возможностям:      Более   высокая   наглядность   учебного   материала   за   счет   использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа­объектов. Легкость   доступа   к   требуемому   учебному   материалу   благодаря   наличию интерактивного   оглавления   и   навигационных   инструментов   на   панели   тулбара,   системе ссылок на электронные объекты и гиперссылок на внешние информационные ресурсы и возможностям поиска по ключевым словам. Возможности   проверки   и   самопроверки   знаний   с   немедленным   получением результата и возможностью повторного обращения к недостаточно усвоенному материалу. Индивидуализация визуального представления материала – изменение размера шрифта, уровней яркости и контрастности. Электронное устройство с комплектом установленных электронных учебников по всем предметам меньше по размерам и по весу, чем комплект печатных учебников.  Электронная   форма   учебника   полностью   соответствует   печатной   форме. Следовательно, планировать урок можно так же, как и раньше, с учетом методических рекомендаций к использованию традиционного учебника. Важно   понимать,   что   учитель   использует   электронные   образовательные   ресурсы (ЭОР)   не   просто   для   демонстрации   иллюстративного   материала,   а   для   активной познавательной деятельности, создания учебного продукта вместе с учениками. Учитель отбирает ЭОР, которые помогают такорганизовать учебный процесс, чтобы дети были не простыми   созерцателями,   а   активными   его   участниками.   В   такой   совместной   работе каждый ученик может пойти индивидуальным путем, работая с ЭОР, и каждый получает свой   результат,   который   потом   можно   сравнить   с   другими   и   обсудить   в   классе.   Ведь устную   речь,  обсуждения,  дебаты  никто   не  отменял,  а  ресурсы   электронного  учебника помогают находить необходимые для дискуссий аргументы и факты. ЭФУ   удобен для учителя:  Благодаря   большому   количеству   имеющихся   электронных   образовательных ресурсов и их четкой привязке к тексту учебника учителю в большинстве случаев при подготовке   к   уроку   не   требуется   самостоятельно   выполнять   подбор   наглядного иллюстративного материала и дополнительной информации. Наличие   большого   количества   практических   и   контрольно­измерительных ЭОРов позволяет осуществлять более интенсивный тренинг по решению заданий и быстрый контроль знаний с автоматизированной проверкой результата.   Реализованный   в   ЭФУ       механизм   закладок   позволяет   пользователям   (как учителям,   так   и   учащимся)   создавать   на   полях   учебника   заметки   со   своими комментариями, вопросами и т.п. При помощи этих заметок может быть реализован обмен информацией   между   учащимися   (при   коллективной   работе)   либо   между   учителем   и учащимися, а также облегчается подбор необходимого материала для конкретного урока. Возможность   реализации   новых   форм   учебной   деятельности,  основанных   на самостоятельной   работе   школьников   с   учебным   материалом,   включающей   элементы исследования.   Возможность   индивидуализации   процесса   обучения   для   групп   учащихся   с разным уровнем подготовки и даже для отдельных. В  реальной   практике   учитель       печатный   учебник   не  использует   в   течение   всего урока. Так же и применение электронного учебника не предполагает непрерывной работы с ним: ученики могут обращаться к электронному учебнику на отдельных этапах урока для решения учебных задач, поставленных учителем. Одной   из   моделей   использования   электронного   учебника   является   гибридный вариант,   когда   в   школе   ученики   работают   с   электронной   формой   учебника,   а   дома выполняют задания из печатной его формы. К примеру, на уроках естественных наук дети проводят виртуальные лабораторные работы в электронном учебнике, разбирая материал вместе   с   учителем.   Дома   же   закрепляют   пройденное,   выполняют   домашние   задания   и создают учебные проекты, пользуясь бумажным учебником. Нельзя настаивать на полном переходе на современные образовательные технологии в учебном процессе. Речь идет, скорее, о разумном сочетании в преподавании эффективных традиционных и инновационных приемов. Профессионализм учителя заключается в том, чтобы уметь правильно подбирать технологии, обоснованно их использовать. При таком подходе можно не только сохранить разнообразие методов преподавания, но и расширить его, используя новые формы представления учебного материала. Образовательная платформа  Lecta  (https://lecta.ru)  создает продукты и сервисы для учителей,   направленные   на   сокращение   затрат   времени на   поиск учебных   материалов, подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных работ.   В   рамках   курсов   повышения   квалификации предоставляет учителям   самые современные методические разработки, а также расскажем, как они могут быть внедрены в практическую деятельность. LECTA предлагает детям и педагогам любые 5 учебников бесплатно. Каждый зарегистрированный пользователь платформы LECTA может получить бесплатный ознакомительный доступ к любым пяти электронным учебникам из каталога LECTA на 30  дней. Чтобы воспользоваться бесплатным доступом: 1. Зарегистрируйтесь на сайте www.lecta.ru или в приложении LECTA. 2. Нажмите «Активировать код» и введите код активации: 5books. 3. Выберите для ознакомления любые пять учебников из каталога LECTA. После этого учебник окажется в «Портфеле» (личном кабинете) и будет доступен для  просмотра и чтения в течение 30 дней. В каталоге LECTA сегодня можно найти более 600  электронных учебников из федерального перечня от ведущих издательств: «Дрофа»,  «Вентана­Граф», АСТ, «Бином» и «Астрель». Возможные варианты использования электронной формы учебника 1. Классная работа Данный раздел имеет готовые материалы для проведения уроков в виде презентаций с иллюстрациями, мультимедийным контентом, и интерактивными заданиями; методические рекомендации. Все программы можно редактировать, добавлять свои слайды и материалы. 2. Контрольная работа Данный   сервис     включает   в   себя   готовые   контрольные,   проверочные   работы   и тренировочные   задания   разного   уровня   сложности   с   ключами   для   учителя;   есть возможность   автоматической   проверки   результатов;   входящий,   текущий,   тематический, итоговый   контроль;  сохранение   результатов   выполнения  заданий   учениками;   тренажеры для подготовки к ВПР. Перед тем как сформировать контрольную работу, педагог может просмотреть ее как учитель и как ученик 3. ЭФУ ­ Внизу каждой страницы находится панель инструментов, с помощью которой можно  осуществлять навигацию, настраивать режим просмотра, оставлять комментарии и  осуществлять поиск. ­ В левой и правой частях находятся иконки навигации для перемещения по учебнику.  В центре панели: оглавление, переход к нужной странице по номеру, закладки, заметки.  Чтобы перейти к оглавлению, достаточно нажать на соответствующую иконку внизу  страницы и выбрать интересующий раздел.  ­ Чтобы быстро перейти на нужную страницу, необходимо нажать иконку   и  ввести номер нужной страницы. Внутри иконки всегда отображается номер открытой  страницы печатной формы учебника. ­ Чтобы создать закладку, нажмите на иконку   в режиме чтения  Закладки  можно создавать и удалять. На одной странице можно оставить только одну закладку.  Чтобы посмотреть перечень закладок, необходимо нажать иконку  .  Любую иллюстрацию можно увеличить, кликнув по ней левой кнопкой мыши или  нажав пальцем.  Слова, отмеченные звездочкой, имеют пояснения. Чтобы прочитать пояснение,  кликните левой кнопкой мыши или нажмите пальцем на звёздочку. В тексте ЭФУ на полях присутствуют значки, обозначающие интерактивные объекты.  Работая с ними, вы можете более подробно изучить материал или выполнить различные  задания. Пользовательская лицензия на работу с ЭФУ предоставляется на 500 дней с момента загрузки на устройство и/или первого просмотра онлайн в любом веб­браузере (с момента активации).   Не   активированные   лицензии   хранятся   в   личном   кабинете общеобразовательного учреждения без ограничения срока действия. Стоимость одной ЭФУ 149   руб.   Но   издательство   «Российский   учебник»   предоставляет   скидки   при   большом количестве заказов или предоставляет бесплатные лицензии при участии в проекте «Школы открытые инновациям» В заключении хотелось бы сказать следующее. Несомненно, электронные учебники изменят методику и стиль работы. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель   станут   его   равноправными   участниками,   а   интерактивные   функции   учебника позволят   этот   процесс   индивидуализировать.   Методики   работы   с   электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя. Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника

Электронная форма учебника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018