Системы счёта направлений в море … для начинающих.
Возникновение навигации как отдельной дисциплины принято относить к времени перехода от прибрежного и, как правило, дневного плавания к круглосуточному всепогодному мореплаванию.
Возросшие требования к точности знания своего места и направления движения встали в явное противоречие с имеемыми на то время «технологиями» их решения, что повлекло развитие как технических средств кораблевождения, так и появление новых способов и методов их использования. Одним из таких способов стала румбовая (от греч. rhymbos - круг, круговое движение), а затем – и градусная условная разбивка плоскости горизонта (истинного или видимого), предназначенная для определения, назначения и контроля курса корабля (судна) и направлений на различные береговые и/или плавучие предметы, находящиеся в поле зрения наблюдателя, а также для определения направления ветра и дрейфа судна.
1.Становление и развитие румбовой системы деления горизонта.
«Мы говорим не штОрмы, а штормА -
слова выходят коротки и смачны.
ветрА – не вЕтры сводят нас с ума,
из палуб выкорчёвывая мачты…»
(с) В. Высоцкий
Теоретическим обоснованием румбовой системы деления горизонта по всей вероятности послужил следующий замысловый конструкт:
1) Плоскость истинного меридиана наблюдателя, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образует на последней основное направление или линию истинного меридиана или линию N-S (норд-зюйд) наблюдателя.
2) Вертикальная плоскость, перпендикулярная плоскости истинного меридиана, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта наблюдателя, образует на ней второе основное направление или линию О-W (ост-вест) наблюдателя.
3) Если в любой точке, кроме полюсов, наблюдателю стать лицом к направлению на север, то направление на юг будет позади, направление к востоку - вправо, а к западу – влево.
4) Всякое направление на поверхности Земли возможно определить углом между плоскостью истинного меридиана, совпадающим с вертикальной плоскостью, проходящей через глаз наблюдателя, и ориентиром, направление на который определяется.
Рис 1. Четыре четверти и главные румбы
Итак, линиями N-S и Ost(E) -W вся плоскость истинного горизонта была условно поделена на четыре четверти
N- Ost(E) (норд-остовая четверть);
N- W (норд-вестовая четверть);
S - Ost(E) (зюйд-остовая четверть);
S –W ( зюйд -вестовая четверть);
Однако для целей практической навигации было недостаточно знать положение одних только главных румбов. Поэтому были введены и обозначены своими специальными наименованиями и некоторые промежуточные направления между главными румбами.
Рис 2 Полные (главные и четвертные) румбы
Наименования промежуточных направлений, названных четвертными румбами, составлялись из букв главных румбов, между которыми находится тот или иной четвертной:
N O (читается «норд-ост»);
N W (читается «норд-вест»);
S O (читается «зюйд-ост»);
S W (читается «зюйд-вест»).
В ряде источников эти, т.е. и главные, и четвертные румбы вместе именуются полными румбами.
.
Рис 3. Четыре главных, четыре четвертных (итого восемь полных) и восемь трехбуквенных румбов,
Средние направления между полными (т.е. главными и четвертными), называемые трехбуквенными румбами (в ряде источников – чётными румбами), были обозначены опять же составом букв тех крайних румбов, между которыми находится тот или иной трехбуквенный, а именно:
Средний между N и NO получил название NNO,
средний между N O и O получил название ONO,
(легко видеть, что первым пишется главный румб, а после него четвертной)
средний между O и SO получил название OSO,
средний между SO и S получил название SSO,
средний между S и SW получил название SSW,
средний между SW и W получил название WSW,
средний между W и NW получил название WNW,
средний между NW и N получил название NNW
Таким образом, считая четыре главных, четыре четвертных (итого восемь полных) и восемь трехбуквенных (чётных) румбов, было получено шестнадцать имеющих специальное наименование направлений.
Далее:
каждое среднее направление между этими шестнадцатью румбами также имеет своё собственное наименование, которое составлялось из:
а) названия главного или четвертного румба, ближайшего к конкретному промежуточному направлению
б) слова «тэнь» (t) (в ряде источников «тэн», «тен») – испорченного голландского слова - предлога «к»
в) и страны света, в сторону которой уклонен данный промежуточный румб (в ряде источников – нечётный румб) относительно главного или четвертного.
Например,
по обе стороны N два направления (между а) N и NNO и б) N и NNW) должны иметь специальные названия.
Мы их даём по ранее изложенной системе: а) вправо от N будет NtO и б) влево от N будет NtW.
По аналогии:
по обе стороны NO двум направлениям промежуточным между а) NNO и NO и б) NO и ONO будут соответствовать специальные названия NOtN и NOtО соответственно.
Таким образом, сводя вместе всё ранее сказанное, была получена система условной разбивки всего истинного горизонта на тридцать два именных румба, по восемь румбов в каждой четверти.
Таблица 1. Номера и названия именных румбов.
NO-я четверть |
SO-я четверть |
SW-я четверть |
NW-я четверть |
||||||||
№ румба |
наименование румба |
число градусов |
№ румба |
наименован.ие румба |
число градусов |
№ румба |
наименование румба |
число градусов |
№ румба |
наименование румба |
число градусов |
0 |
N |
0° |
0 |
S |
0° |
0 |
S |
0° |
0 |
N |
0° |
1 |
NtO |
11¼ |
1 |
StO |
11¼ |
1 |
StW |
11¼ |
1 |
NtW |
11¼ |
2 |
NNO |
22½ |
2 |
SSO |
22½ |
2 |
SSW |
22½ |
2 |
NNW |
22½ |
3 |
NOtN |
33¾ |
3 |
SOtS |
33¾ |
3 |
SWtS |
33¾ |
3 |
NWtN |
33¾ |
4 |
NO |
45° |
4 |
SO |
45° |
4 |
SW |
45° |
4 |
NW |
45° |
5 |
NOtО |
56¼ |
5 |
SOtО |
56¼ |
5 |
SWtW |
56¼ |
5 |
NWtW |
56¼ |
6 |
ONO |
67½ |
6 |
OSO |
67½ |
6 |
WSW |
67½ |
6 |
WNW |
67½ |
7 |
OtN |
78¾ |
7 |
OtS |
78¾ |
7 |
WtS |
78¾ |
7 |
WtN |
78¾ |
8 |
Ost |
90° |
8 |
Ost |
90° |
8 |
W |
90° |
8 |
W |
90° |
Как видно из Таблицы 1 каждому румбу кроме уникального названия присваивался свой номер, счёт румбов вёлся от N и S в обе стороны, к Ost и W.
В настоящее время всякую окружность принято делить на 360° (читается: 360 градусов), и нам не составит труда определить величину одного румба в градусной мере.
Обозначив румб буквой R, и памятуя о том, что в окружности 32 румба, получаем:
32 R = 360°, следовательно R =11¼ ° или 11° 15 минут.
Поэтому со временем румбом стали называть также угол, равный 1\32 части окружности, то есть составляющий 360°: 32 = 11¼° или 11,25° или 11° 15 минут 00 секунд.
Например: "Корабль повернул вправо (влево) на 8 румбов" (то есть на 90°).
В третьей графе каждой четверти Таблицы указаны румбовые величины в градусной мере. Чтобы быстрее найти величину какого-либо румба в градусах нужно номер румба умножить на 11¼ °.
Например, WNW – шестой румб, следовательно, в нём 67 ½°.
Система деления горизонта на 32 румба давала возможность указывать и/или определять направление с точностью до одного румба, т.е. до 11¼ °, что уже во времена Высокого Средневековья было недостаточно для практики мореплавания.
Выход из ситуации был логичен и традиционен: навигаторы стали делить каждый румб ещё на четыре части (а в ряде случаев даже на восемь частей) и указывать или определять направления с точностью до ¼ R и 1/8 R соответственно.
Наименования этих дробных румбов на Русском Императорском Флоте было принято составлять исходя из основного румба в направлении к Ost или W.
Например,
Дробные румбы между N и NtO назывались последовательно N, N¼O, N½O, N¾O, NtO (или N0,25 O, N0,5 O, N0,75 O) и читались или произносились следующим образом: «норд», «норд четверть к осту», «норд пол к осту», «норд три четверти к осту», «норд тэнь ост».
Соответственно,
между NtO и NNO румбы назывались NtO, NtO¼O, NtO½O, NtO¾O, NNO;
между WNW и WtN – WNW, WNW¼W, WNW½W, WNW¾W, WtN и т.д.
Нужно только помнить, что дроби ¼, ½ и ¾ означали соответствующую дробную часть румба, а не градусы.
Поскольку R =11¼ ° или 11° 15 минут, то
¼ R = 5°37,5 минут, ½ R = 2° 48,8 минут, ¾ R = 8° 26,3 минут.
при приближенных же расчетах обычно применяли:
¼ R = 5½ °,
½ R = 2 ¾ °,
¾ R = 8½ °.
Деление истинного горизонта на румбы в практике мореплавания использовалось вплоть до второй половины ХХ века, когда направления ветров и течений в навигационных изданиях указывались (сначала исключительно, а затем – и в том числе) в румбовой системе.
2. Деление горизонта в градусных системах.
«…с углём исчезла красота.
Когда иду я в океан
Рассчитан каждый взмах винта…»
(с) Р.Киплинг
Появление и развитие сначала парусно-винтовых, а затем и чисто винтовых судов, зависевших всё в большей степени не от ветра, а от угольных станций и, впоследствии, от иных пунктов бункеровки (заправки топливом), а также все более точно удерживающихся на курсе, дальнейшее повышение значимости морских перевозок, увеличение количества судов и их водоизмещения, стоимости их и их грузов обусловило необходимость в более точном определении как курсов корабля (судна) так и пеленгов на предметы и объекты.
Возросшая жесткость требований и стандартов безопасности судовождения привела к качественным изменениям в практической навигации и смежных с ней дисциплинах.
Точность задания курса или снятия пеленга даже в 1/8 R оказалась недостаточной.
Выход был найден в переходе на градусную систему отсчета, позволившую повысить точность задания (или снятия) основных навигационных параметров (до десятых долей градуса).
Первоначально каждую четверть горизонта разделили на 90° и счет градусов в каждой четверти вели от N и S, отмеченных как 0° к Ost и W, отмеченных 90°, то есть направление счёта градусов было такое же, как и у румбов.
Направление указывалось а) наименованием четверти горизонта и б) числом градусов в данной четверти.
Например, SW 20°, NO 44 ½° и т.д.
Такая система получила название четвертная градусная.
Уже во второй четверти ХХ века эта система была признана неудобной, прежде всего из-за перемены направления счёта румбов: в NO-й и SW-й четвертях - по часовой стрелке (в ряде источников «по Солнцу»), а в NW-й и SO-й четвертях - против часовой стрелки («против Солнца»). В настоящее время четвертная градусная система счёта направлений применяется в гидрометеорологии и для решения отдельных навигационных и астронавигационных задач.
Наряду с четвертной градусной получила распространение и полукруговая градусная система счёта направлений. В ней плоскость истинного горизонта линией NS разделена на две части по 180° в каждой. За начало счёта направлений (0°) допускалось принятие как северную, так и южную часть линии истинного меридиана. Во всех случаях счёт вёлся как к Ost так и W от 0° до 180°.
Для исключения многозначности направлениям в этой системе отсчёта придавали наименования, которые записывались следующим образом:
а) буквами N или S обозначалась та часть истинного меридиана, от которой производился отсчёт направлений;
б) показывалось цифровое значение угла (в градусах);
в) в завершении записи буквы O или W показывают направление в сторону которого производился счёт.
Например, N 44°O; S 28,6°W.
«Новая система», круговая градусная, применяемая на флотах и по сей день, предусматривает деление всего горизонта на 360° без различия четвертей, счёт градусов ведётся от N, обозначенного как 0° через Е (Ost), S и W, т.е по часовой стрелке, от 0° до 360°.
При этой системе отпала надобность в указании четверти горизонта, и всякое направление определяется только числом градусов, заключающимся между северной частью меридиана и этим направлением.
Например, курс 220° есть направление, составляющее угол в 220° с N-й частью меридиана, считая от N по часовой стрелке.
Преимущество «новой системы» заключалось в принципиальном отсечении грубых ошибок в определении направлений, т.к. каждое направление получило только своё, более не повторяющееся, численное наименование.
Случаи, когда при «старой системе» происходили ошибки,
особенно вблизи отметок N, Ost, S и W и вместо NO 5° рулевой по ошибке правил
NW 5°, а судоводитель вместо NO 85° записывал
и/или принимал к счислению SO 85°, оказались исключены из практики.
Переход на «новую систему» проходил достаточно болезненно, прежде всего, из-за необходимости переучивать как навигаторов-практиков, так и преподавателей морских учебных заведений.
Усугубляло ситуацию невозможность быстрого переиздания значимого объема повседневно используемой штурманами специальной литературы и пособий, а также продолжавшееся использование «старой системы» в астрономических альманахах и ежегодниках при расчете азимутов небесных светил. Последнее приводило к тому, что курсантов и недавних выпускников морских училищ необходимо было обучать и «старой системе» отсчёта.
Рис.4 Картушка магнитного компаса. На ней одновременно представлены румбовая, круговая градусная и четвертная градусная системы отсчёта направлений.
Таблица 2 Сравнение систем счёта направлений
№ румба |
Именной румб |
Система |
№ румба |
Именной румб |
Система |
||
четвертная |
круговая |
четвертная |
круговая |
||||
0 |
N |
NO 0°=NW 0° |
0° (360°) |
0 |
S |
SW0° = SO 0° |
180° |
1 |
NtO |
NO 11°¼ |
11°¼ |
1 |
StW |
SW 11°¼ |
191°¼ |
2 |
NNO |
NO 22°½ |
22°½ |
2 |
SSW |
SW 22°½ |
202°½ |
3 |
NOtN |
NO 33°¾ |
33°¾ |
3 |
SWtS |
SW 33°¾ |
213°¾ |
4 |
NO |
NO 45° |
45° |
4 |
SW |
SW 45° |
225° |
5 |
NOtО |
NO 56°¼ |
56°¼ |
5 |
SWtW |
SW 56°¼ |
236°¼ |
6 |
ONO |
NO 67°½ |
67°½ |
6 |
WSW |
SW 67°½ |
247°½ |
7 |
OtN |
NO 78°¾ |
78°¾ |
7 |
WtS |
SW 78°¾ |
258°¾ |
8 |
Ost |
NO90°=SO90° |
90° |
8 |
W |
SW90°= NW90° |
270° |
7 |
OtS |
SO78°¾ |
101°¼ |
7 |
WtS |
NW 78°¾ |
281°¼ |
6 |
OSO |
SO67°½ |
112°½ |
6 |
WSW |
NW 67°½ |
292°½ |
5 |
SOtО |
SO56°¼ |
123°¾ |
5 |
SWtW |
NW 56°¼ |
303°¾ |
4 |
SO |
SO45° |
135° |
4 |
SW |
NW 45° |
315° |
3 |
SOtS |
SO33°¾ |
146°¼ |
3 |
SWtS |
NW 33°¾ |
326°¼ |
2 |
SSO |
SO22°½ |
157°½ |
2 |
SSW |
NW 22°½ |
337°¼ |
1 |
StO |
SO11°¼ |
168°¾ |
1 |
StW |
NW 11°¼ |
348°¾ |
Поэтому, представляют определенный интерес используемые методики перехода от одной системы к другой.
В соответствии с ними штурманам надлежало всегда помнить, что NO-я четверть содержит в себе все направления от 0° до 90°, SO-я четверть - от 90° до 180°, SW-я четверть - от 180° до 270° и NW-я четверть - от 270° до 360°.
При переходе от «старой системы» к «новой» штурманам надлежало знать, что:
1.Наименования четвертей отбрасываются;
2.Для NO-й четверти число градусов остаётся без изменений.
Например, NO 45° = 45°
3.В SO-й четверти данный румб вычитается из 180°. Полученный остаток – это румб по «новой системе».
Например, SO 17°= 163°
4.В SW-й четверти данный румб складывается со 180°. Полученная сумма – это румб по «новой системе».
Например, SW 28° = 208°
5. В NW-й четверти данный румб вычитается из 360°. Полученный остаток – это румб по «новой системе».
Например, NW 63° = 297°
Переходить от румбовой системы к 360° «новой системе» рекомендовалось последовательно, через «старую систему» деления горизонта на четверти.
Например,
Перевести румб NWtW¾W в 360° - «новую систему».
а) Переводим румб NWtW. Это пятый румб NW-ой четверти, следовательно в нём 56¼ °.
б)¾ R (румба) к W – это 8½°.
в) таким образом NWtW¾W = NW 64¾ °.
г) в «новой системе» этому соответствует 295¼°.
При переходе от «новой системы» к «старой» штурманам надлежало:
1.Для румбов от 0° до 90° число градусов по «новой» и «старой» системам оставляется неизменным, к числу градусов необходимо присоединить NO.
Например, Курс корабля 17° . По «старой системе» это NO 17°.
2. При значениях румбов от 90° до 180°, необходимо имеемое числовое значение вычесть из 180° и перед полученным числовым значением остатка добавить румбовое наименование SO.
Например, истинный пеленг на маяк 113,5°. По «старой системе» это SO 66,5°.
3.Для направлений от 180° до 270° необходимо из имеемого числового значения вычесть 180° и перед полученным числовым значением остатка добавить румбовое наименование SW.
Например, Курс корабля 253° . По «старой системе» это SW 73°.
4. Для румбов от 270° до 360° необходимо имеемое числовое значение вычесть из 360° и перед полученным числовым значением остатка добавить румбовое наименование NW.
Например, азимут небесного светила 301,3°. По «старой системе» это NW 58,7°.
3.Румбы противоположные и перпендикулярные.
Полезным упражнением как для запоминания наименований румбов, так и их последовательности считалось отыскание противоположных и/или перпендикулярных между собой румбов. Необходимость таких упражнений определялась их практической необходимостью в парусном и парусно-паровом флотах.
Румбом противоположным (или, как его называли ранее, обратным) называлось направление, отличающееся от имеемого (или заданного) на 180° или на 16 румбов по 32 румбовой системе.
Чтобы найти румб противоположный имеемому или заданному достаточно в названии имеемого (заданного) румба букву N заменить на S, а букву O на W. И – наоборот: букву S - на N, а букву W – на O.
Например, румб SW является обратным (противоположным) румбу NO, а румб противоположный (обратный) румбу NNW¾W – это румб SSO ¾O.
Румбом перпендикулярным имеемому или заданному назывался румб, отличавшийся от исходного на 90 или на 8 румбов по 32 румбовой системе.
У каждого исходного румба есть два перпендикулярных: если смотреть по направлению исходного румба, то правый перпендикулярный (в ряде источников – вправолежащий) будет справа, а левый перпендикулярный (в ряде источников – влеволежащий) – слева.
Например, для исходного румба SO правым перпендикулярным будет румб SW, а левым перпендикулярным – румб NO; для румба NWN правый перпендикулярный – NNO, левый перпендикулярный – румб SSW.
Очевидно, что перпендикулярными исходному румбу будут румбы, находящиеся в соседних четвертях и дополняющие своими номерами номер исходного румба до 8.
Например, третьим румбам перпендикулярны пятые румбы, вторым – шестые и т.д.
При расчёте перпендикулярных румбов в круговой градусной системе достаточно к числовому значению исходного румба (в градусах) прибавить (при расчёте правого перпендикулярного) или отнять (при расчёте левого перпендикулярного) 90°.
Если значение полученной суммы превышает 360°, то из неё вычитают 360°.
4.Особенности румбовой системы деления горизонта на флотах европейских государств.
На британском парусном и парусно-паровом флоте придерживались более сложной системы, считая дробные румбы и к O и W, и к N и S.
При этом не вёлся счёт румбов, начинающихся и заканчивающихся одной и той же буквой, т.е. от третьих и шестых румбов: NOtN и ONO в NO-й четверти, от румбов SOtS и OSO в SO-й четверти, от SWtS и WSW в SW-й четверти и NWtN и WNW в NW-й четверти.
В этих случаях счёт производился от следующего румба и в обратном направлении.
Так, например, в голландской румбовой системе, используемой и в регулярном русском флоте, между румбами NOtN и NO будут последовательно указаны дробные румбы NOtN¼O, NOtN½ O, NOtN¾O, а в британской - румбы NO¾N; NO½N; NO¼N; или ещё один пример: между румбами WNW и WtN в голландской румбовой системе будут последовательно указаны дробные румбы WNW¼W, WNW½W, WNW¾W, а в британской - румбы WtN¾N; WtN½N; WtN¼N.
В германском флоте от третьих румбов считали как в британском флоте, а от шестых – по голландской румбовой системе.
И, кроме всего этого, и в британском, и в германском флотах от восьмых румбов считали и к N, и к S.
Заключение.
«Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой»
(с) А.С. Пушкин
Счет направлений в румбах был достаточным в эпоху парусного мореплавания.
В настоящее время, после перехода к качественно иной, градусной системе, он сохраняется как внесистемный способ обозначения какого-либо, как правило, «в первом приближении», направления на море для подачи команд и приёма докладов на парусных судах и яхтах или как сленговый синоним слова «направление», при решении отдельных задач астронавигации, изредка для обозначений направлений ветров и течений, очень редко при визуальном наблюдении и гидрометеонаблюдениях и, крайне редко, при маневрировании.
Во всех остальных случаях используется градусный счет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.