Электронное обучение как фактор инновационного развития образовательной организации.
Оценка 5

Электронное обучение как фактор инновационного развития образовательной организации.

Оценка 5
Педсоветы
doc
09.04.2024
Электронное обучение как фактор инновационного развития образовательной организации.
В статье рассматриваются инновационные пути развития образовательной организации в условиях информационно - технологического общества.
Нургалина З.Р.ЭО как фактор развития.doc

 

Электронное обучение как фактор инновационного развития образовательной организации.

Нургалина Зульфира Раиловна (NZR1310@yandex.ru)

учитель МБОУ СОШ №1с.Аскарово Абзелиловского района

 Республики Башкортостан

 

Аннотация:

 В статье рассматриваются инновационные пути развития образовательной организации в условиях информационно - технологического общества.

Ключевые слова:

Электронное обучение, ИКТ - технологии, дистанционные технологии, электронный учебник.

 

Знаменитый социолог и футуролог О. Тоффлер пишет, что человечество находится сейчас на фазе информационно-технологического общества, основным ресурсом которого являются не капитал, а информация и технология. Поиск нужной информации для решения важных проблем и выбор эффективных технологий для организации самообразовательного процесса необходимы взрослому человеку в любой из сфер деятельности. Изменения, вызванные стремительным развитием  информационно-коммуникационных  технологий, происходят практически во всех сферах деятельности, и сфера обучения не является исключением. Среди инновационных технологий в образовании можно выделить технологии, основанные на использовании электронных средств обучения, ИКТ– технологий, дистанционных технологий, информационные методы преподавания, способствующие повышению качества образования, информационные технологии, позволяющие увеличить эффективность преподавания.

В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Стратегия развития образования на современном этапе ориентирована на подготовку выпускников, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки в образовательной организации является новая инфокоммуникационная парадигма обучения как закономерный объективный процесс. Актуальность  электронного обучения в современной школе  обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. Механизмом перехода на новую парадигму обучения является именно электронное обучение. Для перехода к электронному обучению в образовательных организациях должна проводиться работа по таким направлениям, как развитие инфрастурктуры образовательной организации, электронного контента,  использование электронных учебников, мультимедийных пособий, применение дистанционных технологий, внедрение системы информационного соопровождения образовательного процесса, ресурсов управления, подготовка кадров, переподготовка.

Работа образовательных организаций по направлениям развития инфраструктуры, электронного контента подразумевает обеспеченность современными компьютерами, ноутбуками, проекторами, интерактивными  досками, наличием локально- вычислительной сети, Интернета через оптико-волоконное соединение, беспроводной сети wi-fi, доступа к интернету во всех кабинетах, высокой скорости доступа в интернет и т.п.

Оснащенность кабинетов современным цифровым оборудованием с использованием 3D графики и комплектом учебного интерактивного материала по курсам естественно-математического цикла, с тренажёрами и индивидуальными пультами голосования для детей позволяют оптимизировать и интенсифицировать учебное время урока. С помощью системы голосования появляется возможность проводить систематизацию полученных на уроке знаний и оперативно осуществлять проверку уровня их усвоения. Данная система инструментов анализа и обработки полученных данных позволяет определить слабые места в усвоении новой темы, проводить корректировку знаний, выставить оценку каждому школьнику. Цифровая лаборатория с набором датчиков для измерения, цифровой микроскоп, документ-камера, изображение с которых выводится на интерактивную доску, повысит интерес обучаемых к изучаемому предмету, возростет качество результатов учебной деятельности и дасть возможность учителю организовать школьное исследование с заинтересованными школьниками. В комплекте с интерактивной доской, устройства сбора данных, компьютера,  оборудование кабинетов может использоваться при проведении лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, а также при организации научно-исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время.

В образовательных организациях РБ активно внедряется проект «Мобильное обучение». Мобильное обучение в концепции образования «1 ученик: 1 компьютер» реализуется в рамках преподавания предметов посредством использования рабочих мест учителя и обучащихся со специальным программным обеспечением, позволяющим обучающимся осуществлять мобильный доступ к образовательным ресурсам, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, организовать обучение на основе использования интерактивных электронных учебников. Обучающиеся обеспечиваютя учебными ноутбуками, а рабочее место учителя оснащивается персональным компьютером. Рабочие столы отображаются на демонстрационном экране. Все оборудование объединяется в беспроводную локальную сеть и взаимодействует между собой с помощью программы «Система управления классом в режиме наблюдения и контроля». Мобильное обучение позволяет оптимизировать образовательный процесс на уроке, исключает ситуацию пассивного присутствия обучающихся на уроке, организовать продуктивную групповую работу, проводить учебное исследование в рамках урока, выстроить индивидуальную траекторию обучения обучающегося по преобладающему типу мышления, по скорости восприятия изучаемого материала, по сложности и объему выполняемых заданий. Информационные технологии, широко применяемые для использования образовательных цифровых ресурсов, становятся учебным средством в практике преподавания всех учебных дисциплин образовательными организациями РБ.

Важным направлением работы образовательной организации является использование в образовательной деятельности электронных учебников, мультимедийных пособий.

В настоящее время педагогические коллективы образовательных организаций РБ работают над проблемой интеграции в школьную среду электронных учебников. В образовательных организациях РБ активно используется электронный башкирский словарь, электронный учебник по культуре Башкортостана, электронный учебник по башкирской литературе, учебники «Башкирский язык» с 1 по 11 классы; электронные наглядные пособия в начальных классах для интерактивных досок по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

Центром электронного образования ГАОУ ДПО ИРО РБ составлен перечень электронных учебников и мультимедийных приложений издательств Российской Федерации (http://irorb.ru/ в разделе «Электронное обучение»). Инновационные образовательные организации РБ активно сотрудничают ведущими издательствами РФ по опробацию электронных учебников. Многие образовательные организации РБ вошли в пилотную программу по внедрению  электронных учебников и модели 1компьютер:1 ученик  ИНТЕЛ АЗБУКА.

Инновационным показателем деятельности образовательной организации считается применение дистанционных технологий.

В рамках внедрения комплексных мер по модернизации общего образования в образовательных организациях Республики Башкортостан созданы условия для дистанционного образования, которые позволяют применять такие дистанционные формы обучения, как телеконференции, открытые уроки, вебинары. Кабинеты дистанционного обучения, оснащенные интерактивной доской, камерой, переговорной панелью, индивидуальными планшетами, могут решить проблемы индивидуализации учебного процесса, обучения детей отдаленных населенных пунктов, детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации во внеурочное время, выбора педагога при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Институт развития образования организует дистанционные курсы повышения квалификации педагогических кадров в СДО «Прометей» по модульным программам. Реестр модульных программ и модулей размещен на сайте ГАОУ ДПО ИРО РБ. Педагогические работники выбирают из реестра программы в зависимости от своих профессиональных потребностей, интересов. В ГАОУ ДПО ИРО РБ профессиональная переподготовка  осуществляется по 16 направлениям: башкирский язык и литература; культурология, психология, педагогика и методика дошкольного образования, география, менеджмент в образовании, технология и предпринимательство, история, русский язык и литература, английский язык, физическая культура на базе высшего профессионального образования, физическая культура на базе среднего профессионального образования, информатика, химия, безопасность жизнедеятельности, педагогика и методика начального образования.

 

Внедрение системы информационного соопровождения образовательного процесса, ресурсов управления заключается в сборе, обработке, хранении, поиске информации, и предоставление этой информации всем участникам образовательного процесса в любое время и в удобной для них форме.

В электронных образовательных организациях РФ вводится система информирования обучающихся и родителей в режиме on-line. Система внедрена для своевременного информирования обучающихся и родителей.

Каждый обучающийся образовательной организации имеет выход в свой личный кабинет, в котором  представлены разделы «Электронный дневник», «Мои оценки», «Мой класс», «Сообщения». В электронном дневнике размещаются  расписание уроков с указанием номеров кабинетов, время начала и конца уроков, домашние задания, оценки с комментариями учителя, прикрепленные файлы форматов Word, Excel,  Power Point,  PDF. В файлах содержатся индивидуальные задания, тренажерные листы, обучающиеся презентации и дополнительный материал по предмету. В разделе «Мои оценки» можно посмотреть текущие и итоговые оценки по всем предметам по всем четвертям. В разделе «Мой класс» размещаются объявления классного руководителя. В разделе «Сообщения» обучающиеся могут осуществлять переписку со всеми участниками системы.

Для каждого родителя также создается личный кабинет со следующими разделами «Мои дети» и «Сообщения». В разделе «Мои дети» имеется информация по классному руководителю, ведомость текущих и итоговых оценок, электронный дневник ребенка, история событий по схеме- присутствие/ отсутствие на данном уроке, полученное домашнее задание по предмету, информация о получении оценок. Раздел «Сообщения» аналогичен.

Ценность данной системы состоит в оперативности передачи информации, её доступности в любое время суток и в любом месте. В систему можно войти и получить нужную информацию посредством компьютера или мобильного телефона.

Оперативность передачи информации обеспечивается за счет соответсвующих технических условий таких, как наличие ноутбуков у каждого учителя, объединенных в школьную локальную сеть и доступа всех учителей к Интернету в течение всего рабочего дня. Поддержку школьной сети осуществляет системный администратор. Практика работы педколлективов образовательных организаций показывает, что ведение электронного журнала не занимает много времени, поскольку оценки выставляются каждым учителем во время или сразу же после урока непосредственного в электронный журнал, который находится в он-лайн режиме.

Внедрение таких систем, как «Ваша школа он-лайн», «Электронная школа» имеет как образовательное, так и воспитательное значение, в том числе учителей, обучающихся и родителей. Прикрепленные файля в электронном дневнике позволяют обучающимся продолжить обучение даже во время болезни. Это способствует формированию ответсвенности и привычки учиться на протяжении всей жизни. Кроме того, прозрачность работы системы создают условия для выхода на новый уровень взаимоотношений детей, родителей и педагогов в вопросах учебы и воспитания. Чем лучше информированы участники образовательной деятельности, чем выше доверие, взаимопонимание и результаты. Работы в системе «Ваша школа он-лайн, «Электронная школа»  подтверждает правильность избранного пути развития образовательной организации. Опыт передовых стран в области модернизации сиситемы образования показывает, что в превую очередь информатизации подтвергается процесс администрирования образовательной организации, создается электронный документооборот, система безопасности и возможность дистанционного обучения. Необходимо также планировать внедрения системы заказа питания в школьной столовой с учетом состояния здоровья с учетом здоровья в режиме он-лайн, создание базовых тестовых заданий всех типов для 1-11 классов по всем учебным предметам, создание условий ( учебные материалы, задания и автономные тесты для самоконтроля знаний) для дистанционного обучения обучающихся образовтательной организации, оборудовать дополнительные кабинеты ИКТ для проведения учебных занятий с соответсвующим техническим оснащением, включая проведение видеоконференций и уроков в онлайн режиме.

В последние годы в образовательных организациях РБ активно реализуется проект   электронный дневник «Дневник-ру», благодаря которому у родителей появилась возможность иметь достоверную и своевременную информацию о достижениях  и учебных результатах ребенка. Благодаря электронному обучению участником образовательного процесса становится и родитель, то есть родитель благодаря электронному дневнику может быть в курсе всех школьных учебных достижений своего ребенка.

Современную школу невозможно представить и без электронного документооборота. Организация внутреннего документооборота образовательной организации предполагает  прием и передачу электронных документов; хранение; управление движением документов. Участниками документопотоков являются: директор  и администрация школы, секретарь,  педагоги и сотрудники школы, обучающиеся,  родители. Общественность и родители могут познакомиться со всеми документами и новостями о жизни образовательной организации, послать вопрос администрации и получить ответ. Внешний документооборот сопровождается электронно-информационной системой и осуществляется через обмен документами и информацией между образовательной организацией и другими организациями, социальными партнерами, управлением образованием посредством электронной почты. Отчеты об основной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации публикуются на сайте.

В образовательных организациях РБ реализуется системы объединенных коммуникаций дистанционного образования (система Lync), благодаря которой осуществляется обмен опыта через просмотр дистанционных уроков, внеклассных мероприятий педагогов района,  республики, также показ своих дистанционных уроков.

Сайты образовательных организаций должны выполнить не только информационную функцию, но и обратную связь с посетителями сайта, информация на сайте должна обновляться регулярно. Центр электронного образования ГАОУ ДПО ИРО РБ регулярно ведет мониторинг сайтов ОУ РБ.

В образовательных организациях республики разрабатывается система учебного администрирования, внедряется система интерактивного голосования VOTUM, благодаря которой педагог может составить тематические тесты и опросы, учитывая уровень подготовки и психологические особенности разных классов, формируется электронный контент в рамках работы с одаренными детьми, образовательного мониторинга.

45 образовательных организаций Республики Башкортостан являются  инновационными  площадками на базе ГАОУ ДПО ИРО РБ по внедрению электронного обучения. В рамках этого проекта происходит поэтапный переход данных образовательных организаций на электронное обучение, создается единая информационная среда образовательной организации, определяются методы, формы и средства комплексного мониторинга качества образования ОУ. На этапе перехода образовательных организаций от электронной среды к электронной школе необходимо, чтобы электронная среда снабжалась информационными инструментами: инструментами фиксации образовательного процесса и результатов, инструментами индивидуального планирования и его выполнения, инструментами для выполнения разных видов деятельности, инструментами автоматизированной оценки качества образования на разных уровнях и т.д.

 

Подготовка кадров, переподготовка считается одним из перспективных направлений работы образовательной организации по ииновационному развитию.

Педагоги РБ проходят курсы повышения квалификации и переподготовку в ГАОУ ДПО ИРО РБ. Центр электронного образования проводит курсы повышения квалификации, семинары для учителей в сфере электронного образования и ИКТ, разрабатывает методики внедрения электронного обучения, инструктивно-методическую базу применения дистанционно- образовательных технологий. Информационные ресурсы Центра доступны на сайте ГАОУ ДПО Института образования Республики Башкортостан: http://irorb.ru/ в разделе «Электронное обучение».

Важнейшей задачей руководителей образовательных организаций РБ является создание внутришкольной творческой атмосферы среди педагогов, направленной на апробирование нового, позитивного в работе с учащимися, наработку своего опыта в методике преподавания предметов. С этой целью должны создаваться творческие группы учителей, оперативно решающие проблемы, возникающие в практической деятельности по внедрению электронного обучения по определенным уровням сформированных компетенций в области владения информационно-коммуникационными технологиями и отвечающие их профессиональным запросам. Результатом этой работы станет то, что педагоги ОУ будут широко использовать электронные образовательные ресурсы, мультимедийные презентации в учебной и внеурочной деятельности, самостоятельно готовить и разрабатывают уроки с применением ИКТ, обмениваться опытом, применить элементы электронного обучения в работе с цифровыми образовательными ресурсами: чат, электронная почта, ведение электронных дневников класса,  участвовать в научно-практических конференциях разного уровня, в дистанционных конкурсах и онлайн - олимпиадах, всероссийских конкурсах электронных разработок уроков «IT-технологии». Публикации необходимых материалов педагоги могут размещать  на   страницах своих персональных  сайтов и  электронных портфолио.

Электронное обучение может использоваться  педагогами:

                       -                   при организации дистанционного контроля знаний учащихся;

                       -                   при организации дополнительных элективных курсов;

                       -                   при организации профильного обучения;

                       -                   при проведении дистанционных уроках для учеников, обучающихся на дому и пропускающих школьные занятия  по причинам болезни или сильных морозов;

                       -                   при подготовке и проведении образовательных мероприятий.

В целом процесс перехода на новую систему электронного обучения не отменяет традиционную классно-урочную систему обучения, не устраняет учителя от образовательного процесса, ведь никакая компьютерная программа не заменит учителя. Система электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному,  ориентируясь на потребности нового поколения. Современный преподаватель должен владеть инновационными и современными технологиями в системе образования, хорошо владеть не только компьютерной грамотностью, но и уметь внедрить на  свои уроки методы электронного обучения, должен понимать, что теперь он является не единственным источником знаний на уроке, а является организатором урока и тьютором ребят. У современного  педагога  есть право выбора: применить готовые электронные образовательные ресурсы, разработать самому собственные электронные ресурсы или адаптировать имеющие. Те педагоги, которые берутся за разработку собственных ресурсов, должны проводить поиск аналога среди электронных образовательных ресурсов, выложенных в образовательных порталах, сравнивать разработанные ресурсы с аналогичными продуктами других разработчиков. Много времени будет уходить на поиск и анализ полученной информации с огромными временными затратами. К тому же, в разработанных электронных образовательных ресурсах нет возможности вносить изменения, поэтому необходим некий программный продукт, который позволил бы педагогу конструировать урок, используя накопленный методический материал, удовлетворяющий его профессиональным интересам.

 

Таким образом, в настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любой образовательной организации. Инновационная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности образовательной организации современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.

Литература:

            1.     «Концепция системы электронного образования в образовательных организациях  Республики Башкортостан на 2013-2017 годы», http://morb.ru/activity/inform/docs/k-eo.pdf;

            2.     «Методические рекомендации по практическому внедрению и использованию электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации», http://pochit.ru;

            3.     Внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс,http://nsportal.ru.


Скачано с www.znanio.ru

Электронное обучение как фактор инновационного развития образовательной организации

Электронное обучение как фактор инновационного развития образовательной организации

Работа образовательных организаций по направлениям развития инфраструктуры , электронного контента подразумевает обеспеченность современными компьютерами, ноутбуками, проекторами, интерактивными досками, наличием локально- вычислительной сети,

Работа образовательных организаций по направлениям развития инфраструктуры , электронного контента подразумевает обеспеченность современными компьютерами, ноутбуками, проекторами, интерактивными досками, наличием локально- вычислительной сети,

Информационные технологии, широко применяемые для использования образовательных цифровых ресурсов, становятся учебным средством в практике преподавания всех учебных дисциплин образовательными организациями

Информационные технологии, широко применяемые для использования образовательных цифровых ресурсов, становятся учебным средством в практике преподавания всех учебных дисциплин образовательными организациями

Внедрение системы информационного соопровождения образовательного процесса, ресурсов управления заключается в сборе, обработке, хранении, поиске информации, и предоставление этой информации всем участникам образовательного процесса в любое…

Внедрение системы информационного соопровождения образовательного процесса, ресурсов управления заключается в сборе, обработке, хранении, поиске информации, и предоставление этой информации всем участникам образовательного процесса в любое…

Оперативность передачи информации обеспечивается за счет соответсвующих технических условий таких, как наличие ноутбуков у каждого учителя, объединенных в школьную локальную сеть и доступа всех учителей…

Оперативность передачи информации обеспечивается за счет соответсвующих технических условий таких, как наличие ноутбуков у каждого учителя, объединенных в школьную локальную сеть и доступа всех учителей…

Современную школу невозможно представить и без электронного документооборота

Современную школу невозможно представить и без электронного документооборота

Подготовка кадров, переподготовка считается одним из перспективных направлений работы образовательной организации по ииновационному развитию

Подготовка кадров, переподготовка считается одним из перспективных направлений работы образовательной организации по ииновационному развитию

С истема электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности нового поколения

С истема электронного обучения призвана помочь учителю работать по-современному, ориентируясь на потребности нового поколения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2024