Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)
Оценка 4.8

Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
Междисциплинарный 3
Взрослым
10.02.2018
Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)
общая характеристика ДПИ древнего Египта.ppt

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ОБЩАЯ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ОБЩАЯ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

Египет – это древнее государство в нижнем течении реки Нил, расположившиеся на территории северо-восточной Африки.
Государство сложилось к IV тыс.до н.э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА «Египет» - «загадка», «тайна»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА «Египет» - «загадка», «тайна»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

«Египет» - «загадка», «тайна».
Само слово греческого происхождения, египтяне же называли свою страну «Кемет», что означает - чёрная земля.

Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)

Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нил, теснимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

Природа Египта — это просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса, цветы лотоса — это все дарило искусству мотивы и формы, служило источником вдохновения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

Египет – это аграрная страна, где производили фрукты, бобы, чечевицу, лён, зерновые культуры, которые экспортировали за пределы Египта.

Деятельность египтян:
Земледелие;
Скотоводство;
Рыболовство;
Торговля;
Ремесло (строили и хижины из глины и тростника, ткали холст, делали мотыги и плуги, лепили глиняную посуду, украшения из золота, оружие и орудия труда и др.).

Мозаичная карта древнего Египта

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Политическая власть древнего Египта

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фарао», от егип. «перо» — «большой дом») — так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул «сына Солнца».
Фараон управлял Египтом. Это был живой бог, который после своей смерти должен отправится к другим богам. Фараон выполнял власть – религиозную, политическую и военную. Его помощником был первый министр- Визерь.

Схема политической власти

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Общество древнего Египта

Государство делилось на Номы (области), ими правили Номархи. Египтяне делились на классы, самые почитаемые были жрецы - они охраняли храмы.

Схема устройства древнеегипетского общества

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религия древнего Египта

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток.

Так, главный бог Египта- бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените»- Ра, как «Солнце перед закатом»- Атум.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун- первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившейся в Ра.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Главные боги египтян

Из Атума-Ра возникла первая пара богов- бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сетха и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.
Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом» Супругой и сестрой Осириса была Исида – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса- бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола. Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Египта поклонялись богине истины порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту.

Пантеон богов древнего Египта

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религиозные верования

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе».
Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам- скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.
Египтяне так же поклонялись деревьям и растениям, из которых они выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра.
Богом считали и почву, её плодородную естественную силу.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религиозные представления

Разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который поражает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это высшее существо- творец вселенной- единство в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога.
Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое будет воспринято христианством.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религиозные реформа Эхнатона

Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти. Живший в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон и сам принял имя Эхнатона, что обозначало «угодный богу Атону».
Он попытался сломить усилившиеся к этому времени могущество старого жречества и старой знати: культы прочих богов были отменены, и их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным Культом солнца, он принят не был.

Статуя фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). XIV в. до н.э. Египетский музей, Каир. Новое царство

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религиозные реформа Эхнатона

Преемники фараона после его смерти не смогли уверенно проводить его линию и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Искусство этого периода носило реалистичный характер.

Фараон Эхнатон с семьей, славящие Солнце

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религиозные обряды

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.
Бык Апис жил в специализированном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольствии и единственная его обязанность заключалось в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим.

Священный бык Апис

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Религиозные обряды

Когда бог умирал его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа.

Религиозные обряды. Древний египет

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Заупокойный культ

Важнейшей чертой религии и культуры древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души- это было главной доктриной египетской религии.
Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян всю религиозную мысль египетского общества.

Стремление к бессмертию. Стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории древнего Египта- и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Заупокойный культ

Согласно верованиям, каждый человек обладал важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах- тело человека, Шунт- его тень, Рен- его имя, Ах- его привидение, Ба- проявление сущности, Ка- душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.
Именно Ка предстояло вновь соединится со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека.

Мумия древнего Египта

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего.
Забота об этом привела к возникновению искусства изготовлений мумий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Заупокойный культ

Для этого из тела вынимали внутренности, вымачивали его в соляном растворе и пеленали в белые ткани, пропитанные смолами.
Такое тело не разлагалось, а высыхало. Создание мумии сопровождалось ритуалами и магическими заклинаниями. Сделать мумию стоило очень дорого, это было доступно только богатым людям.

Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)

Электронное-методическое пособие по искусству (Презентации 1 класс)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Литература

Наиболее дошедшие тексты до нас- это молитвы богам и хозяйственные записи.
Самые ранние памятники художественной литературы относятся ко II тыс.до н.э.
Литература представлена различными жанрами- это поучения царей и мудрецов своим сыновьям и ученикам, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописание сановников, песни и заклинания.
Примером повествовательной литературы I тыс.до н.э. является «отчет Унуамона» о его путешествии по поручению фиванского верховного жреца в финикийский город Библ за лесом для храмовой ладьи.
Одно из самых абстрактных сочинений- «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившейся в смысле жизни, начинает искать смерть. Душа однако пытается отговорить его от самоубийства и уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь.

Статуя каирского писца. Сер. III тыс. до н. э. Фрагмент. Известняк. Египетский музей, Каир. Древнее царство

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Письменность

Возникновение письменности относят к XXX в. до н.э. Особенности государственного устройства Египта требовали ведения значительного делопроизводства, чтобы способствовало распространению письменности.
Сначала египтяне рисовали то, о чем хотели сказать. Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и отдельные звуки и части слов. Знаки-рисунки называются иероглифами. В египетской письменности используется 750 иероглифов. Для быстрого письма были выработаны более простые знаки.
Удобный материал для письма- это был папирус (тростник).

Письменность древнего Египта

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Наука

Наука являлась важнейшей частью египетской культуры: без научных знаний невозможно было нормальное ведение хозяйства, строительство, военное дело, управление страной.
Математика развивалась под влиянием практических потребностей: из-за подъема воды в Ниле египтянам приходилось постоянно измерять земельные участки и восстанавливать их границы после каждого разлива. Знали сложение и вычитание, умножение и деление, площадь круга, поверхность полушария, рассчитать объем пирамиды и т.д.

Древнеегипетский календарь. Песчаник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Наука

Египтяне научились точно определять сроки посева, вызревания и жатвы зерна.

Египтяне создали точный календарь построенный на наблюдении за небесными светилами (год- 365 дней, по три сезона, в каждом по 4 месяца), так же создали каталоги звезд и карты звездного неба, изобретены часы- водяные и маленькие карманные и нашейные солнечные часики.

Древнеегипетский календарь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Медицина

Значительных успехов египтяне добились в медицине. Развитие медицинской науки способствовал обычай мумификации трупов, во время которого жрецы и врачи могли изучать анатомию человеческого тела и его внутренние органы (учение о кровообращении и сердце как о его главном органе; связь между повреждениями головного мозга и расстройством функции частей тела, например нижних конечностей и др.)
Египтяне обобщали и систематизировали свои сведения в области медицины- сохранилось несколько лечебников. Рукописи II тыс.до н.э. содержали также подробные инструкции, как лечить раны, переломы и пр.

Медицинские хирургические инструменты древнего Египта. Рельеф

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Медицина

Уже в древнейший период была развита специализация врачей: так, различались врачи «утробные», глазные, зубные. При раскопках гробниц найдены разнообразные хирургические инструменты, что позволяет сделать вывод о широком развитии хирургии.

Медицинские хирургические инструменты древнего Египта.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА Школа и образование

В III тыс.до н.э. при дворе фараона появились школы, в которых обучали будущих писцов.
Позднее создаются школы при храмах, а со II тыс.до н.э. – при крупных государственных учреждениях.
В школах обучали всех мальчиков в возрасте от 5-16 лет, в школе царила суровая дисциплина, обычно были телесные наказания. Мальчиков обучали чтению, письму и счету, гимнастическим упражнениям, плаванию. Хорошим манерам. В школах при храмах мальчики получали религиозное образование, кроме того, они изучали астрономию и медицину. Дети высшей знати учились в военных школах, выпускники которых становились начальниками войск. В Египте существовало даже своеобразное высшее учебное заведение «Дом жизни».

Статуя писца Каи. Сер. III тыс. до н.э. Известняк. Лувр, Париж. Древнее царство

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Архитектура (монументальные культовые сооружения);
Живопись (фреска, мозаика);
Скульптура (рельеф, монументальная круглая скульптура);
ДПИ (сосуды, блюда из алебастра и хрусталя; предметы быта из слоновой кости и дерева; украшения, мебель, одежда и др.).

Искусство древнего Египта подчинялось канонам. Каноны исполнения рельефов и росписей в Древнем Египте полностью совпадали.
Канон - (от греч. «норма», «правило») - строгий закон, которым подчинялось изобразительное искусство.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

Изобразительное искусство Древнего Египта отличалась яркими и чистыми красками. Раскрашивались архитектурные сооружения, скульптура (сфинксы, статуэтки и рельефы). Росписи и рельефы, покрывавшие стены гробниц, в деталях воспроизводили картины благополучной жизни в царстве мертвых, повседневной земной жизни.

Художникам древнего Египта было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось, в стремлении к синтезу- созданию единого архитектурного ансамбля, в котором имели бы место все виды изобразительного искусства.

Живопись, скульптура, архитектура Древнего Египта

Статуи царевича Рахотепа и его жены

Статуи царевича Рахотепа и его жены

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Около 2700 г. до н. э. Известняк. Египетский музей, Каир. Древнее царство

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

Характерные особенности изобразительного и монументального искусства древнего Египта:

1. В архитектуре: строили культовые сооружения- пирамиды (усыпальницы фараонов), и храмы (храм, представляет собой подобие мира: залы с множеством колонн подобны окаменевшей роще, потолки- небу с парящими птицами и золотыми звездами).
2. В живописи: фресками расписывали стены (живопись должна дарить бессмертие и быть продолжение жизни. По характеру живопись декоративная, не многоцветная и условная; образы выразительные, каноничные и без передачи объема; изображение фараона выделяется размером, цветом и тоном; роспись состоит из сцен, сцены расположены поясами одна над другой, каждая сцена является законченным целым, и, в то же время, она – часть общего замысла).
3. В скульптуре: заупокойные статуи богов, знати, фараонов служившими объектом ритуалов; портретные изображения, рельефные композиции изображающие сцены из повседневной жизни и потустороннего мира, располагающиеся горизонтальными полосами. Скульптура древнего Египта носила монументальный характер.

Пирамида фараона Джосера. Около 2800 г

Пирамида фараона Джосера. Около 2800 г

Пирамида фараона Джосера. Около 2800 г. до н. э. Известняк. Высота около 60 м Саккара, Египет. Древнее царство, III династия

Сцена сбора винограда и виноделие

Сцена сбора винограда и виноделие

Сцена сбора винограда и виноделие. XII в. до н.э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие- один и тот же стиль, одна и та же религия, одно и то же искусство. Основная идея древнеегипетского искусства чрезвычайно мало видоизменилась во времени. Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетской культуры. Характерными чертами было сознание силы, желание её сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело монументальный характер, подавляющий зрителя.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство. Великолепными образцами его являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя; фигурные ложечки из слоновой кости и дерева; всевозможные украшения- золотые браслеты, ожерелья и кольца, отделанные драгоценными камнями, мебель, одежда и др. Эти изделия отличались изысканностью форм и тонкостью отделки.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мебель

В столярном производстве, которое в Древнем Египте было очень развито, использовалось черное эфиопское дерево. Древнейшие из известных нам образцов египетской мебели были найдены в царских погребениях. Это ларцы и шкатулки черного дерева, инкрустированные слоновой костью, зеленым и синим малахитом, бирюзой и лазуритом, табуреты с ножками в виде копыт животных, вырезанными из целых слоновьих клыков Рубанка у египетских мастеров еще не было, и токарного дела они не знали. Поэтому дефекты сборки скрывались под толстым слоем краски-замазки, на которую уже сверху наносились расцветки «повеселее».

Раскладной стул. Мебель древнего Египта

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мебель

Египтяне знали уже и технику фанерования, когда дешевую древесину облицовывают пластинками из более благородных пород (правда не такими тонкими, как фанера). Особенно богатую мебель украшали слоновой костью, перламутром и даже золотыми накладками. Далекий родственник современного раскладного стула.

Раскладной стул. Мебель древнего Египта

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мебель

Мебель дизайна древнего Египта разрисовывалась обычно цветным орнаментом, иероглифическим письмом и символическими элементами (солнечный диск, священный жук скарабей, коршун, пальма, папирус и др.). Краски были яркими, но с ограниченной гаммой цветов, которые никогда не смешивались.

Стул-кресло. Мебель древнего Египта. XII в. до н.э.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мебель

Несмотря на обычай сидеть на земле, именно египтяне первыми создали развитую мебель для сидения. В основном это низкие скамеечки и стулья. Здесь возник и прототип первого складного стула. Церемониальный парадный трон больше напоминает массивный сундук со спинкой. Форма трона соответствовала и манере сидения египтян: сидели они выпрямившись с сомкнутыми (из-за узкой одежды) ногами. На сиденье клали подушку, либо вообще прикрепляли ее к раме, заложив основы будущей мягкой мебели.

Раскладной стул. Мебель древнего Египта

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мебель

Благоразумные египтяне также одними из первых отказались спать на холодном грязном полу и создали ложе. Рама ложа опиралась на ножки в виде звериных лап (излюбленный декор ножек в Египте) и была обтянута ремнями, на которые клались матрацы и подушки. Впрочем, под голову подушки обычно не клались. Для головы имелась специальная подставка (так и не жарко, и пышная прическа не испортится).

Рама ложи в виде звериных лап. Мебель древнего Египта

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГТИПТА Мебель

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГТИПТА Мебель

МЕБЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГТИПТА

Мебель Древнего Египта: а — ларец; б — табурет; в — складной табурет; г — трон с опорами в виде львов; д — кресло с подлокотниками; е — кресло-трон фараона Тутанхамона; ж — стол; з, и — кровати с опорами в виде звериных лап.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мебель

Но самое пышное и искусное ложе предназначались не для живых, а для мертвых. Да, речь идет о саркофагах. Своими очертаниями они напоминали очертания человеческого тела, и придать им такую форму было делом не из легких (изготавливалось все с помощью ножа и топора). К тому же крышку обычно украшали рельефом человеческого лица и рук. Неровности на поверхности сглаживались пемзой, замазывались и закрашивались. Нанесенная живопись покрывалась защитным лаком.

Саркофаг. Древний Египет

Саркофаг. Древний Египет

Саркофаг. Древний Египет

Саркофаг. Древний Египет

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

Ювелирное производство, огранка ценных камней также возникли в Древнем Египте.
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй скарабей, Кефер.
В отделке украшений впервые в Египте стали использовать природные камни — бирюзу и малахит с Синайского полуострова, лазурит, поставлявшийся посредством обмена с азиатскими племенами.

Погребальная маска из гробницы Тутанхамона. XIV в. до н.э. Золото, ляпис-лазурь, бирюза, сердолик и др. Высота 55 см Египетский музей, Каир. Новое царство

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

В домашнем обиходе древних египтян были широко распространены изделия из слоновой кости.

Ложечка из слоновой кости. Древний Египет

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

Древние египтяне верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями для древнеегипетского народа.

Украшения Древнего Египта

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

С Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Отметим лишь, что богатство Египта не противоречиво и в нем нет несоответствий. Через тысячелетия (сколько точно, мы не знаем – официально три, четыре или пять тысяч лет) Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.

Серьги Древнего Египта

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей.

Ожерелье Древнего Египта

Ожерелье Древнего Египта

Ожерелье Древнего Египта

Ожерелье Древнего Египта

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ювелирное искусство

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках.
Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрумсамый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Для древнеегипетского мастера-ювелира было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Керамика

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное: глиняные горшки из грубой, плохо перемешенной глины дошли до нас от эпохи неолита (VI-V тыс. до н. э.).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Керамика

Сосуды культуры Нагада I - темного цвета с белым орнаментом, Нагада II - светлые с красным орнаментом. Наряду с геометрическим белым орнаментом на сосудах Нагада I появляются изображение фигур животных и людей. Во времена Нагада II предпочитали спиралеобразный орнамент и изображения животных, людей и лодок.
Во времена Нового царства горшечники научились расписывать кувшины и сосуды различными сценами, заимствованными иногда у резчиков по камню и дереву, но чаще порождаемые собственной фантазией, - встречаются геометрический и цветочный орнаменты, изображения виноградных лоз и деревьев, птиц, пожирающих рыбу, бегущих животных.

Фаянсом покрывались самые разнообразные предметы: сосуды, особенно туалетные, статуэтки и т.д.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Камень

Посуда изготавливалась из камня – базальта, алебастра, известняка египтяне делали сосуды различной, чаще цилиндрической, формы.
Чаши и кубки из базальта могли быть в форме бочонка, шара, сердца. 
Многие сосуды из камня лишены декора, их художественная ценность – красота материала и формы.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Камень

Поверхность сосудов шлифовалась с помощью цилиндрической трубки, заполненной измельченным кварцем или наждаком часто многие месяцы. Но никому еще не удалось объяснить - как им удавалось высверлить внутреннюю поверхность сосуда через такое узкое отверстие.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Камень

Более сложны по форме и изысканы алебастровые сосуды из гробницы Тутанхамона.
В их декоре использованы растительные мотивы.

Стекло в Древнем Египте широко использовалось в разных видах прикладного искусства

Стекло в Древнем Египте широко использовалось в разных видах прикладного искусства

Стекло в Древнем Египте широко использовалось в разных видах прикладного искусства.
Стеклодувная трубка в это время еще не была изобретена. Стекло обрабатывалось на стадии вязкого теста, обычно окрашенного в синий цвет. Тесто накладывали на модель несколькими одинаковыми слоями. Для орнамента использовали стеклянные нити разных цветов – нескольких оттенков синего, зеленый, желтый, красный, белый, черный.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Стеклоделие

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Стеклоделие

Изделия катали по хорошо отполированной поверхности, вдавливая нить орнамента в первый слой и добиваясь совершенно гладкой поверхности. Ручки и подставка изготовлялись отдельно и наваривались. Изделие охлаждали, затем дробили и удаляли модель. Узор из зигзагов  получали, наматывая на корпус сосуда стеклянные нити и оттягивая их крючком через равномерные промежутки.

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной, в IV тыс. она остается такая же, как и во II тыс.до н.э.

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мужчины в период

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Мужчины в период

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, туловище было свободно от одежды. И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего - королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами.

КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем.

В моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины.

Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят бусы – преимущественно синего или зеленого цвета – и браслеты на руках и ногах.

У государственных служащих одежда разделена на полосы разного цвета, в зависимости от занимаемой должности и рода занятий. Полосы у придворных - желтые, у военных - красные, у служителей храма – синие.

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЕГИПТА

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЕГИПТА

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕГО ЕГИПТА

Женское платье Древнего и Среднего царства также чисто функционально. Это платье «шито по мерке» из тонкого полотна. Оно представляет собой как бы тесно облегающий «футляр» (позднее эта одежда стала называться каласирис (kalasiris), точно обрисовывающий фигуру, поэтому существует предположение, что платья были вязанными. Одежда разделялась на юбку и жилет. Юбка своей длиной (доходит до половины икры) и высоким поясом подчеркивает стилизованную женскую фигуру: идеалом является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Жилет состоял из двух широких бретелек, завязанных, как правило, только на плечах, оставляя грудь обнаженной.

КОСТЮМ ЭПОХИ НОВОГО ЦАРСТВА В это время знатные египтянки поверх плиссированного

КОСТЮМ ЭПОХИ НОВОГО ЦАРСТВА В это время знатные египтянки поверх плиссированного

КОСТЮМ ЭПОХИ НОВОГО ЦАРСТВА

В это время знатные египтянки поверх плиссированного Калазириса носят накидку, драпирующуюся сложным образом. Один конец проходит под левым плечом, другой пропускается справа подмышкой, более длинная правая часть перекидывается нижним концом через левое плечо.


Одежду теперь принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Эмальерное дело

Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта. В основном это ювелирные украшения и посуда, поражает своим многоцветием и тонкостью работы.
Эмалью украшались самые разнообразные дорогостоящие изделия, предметы культового назначения. Широко применялась она для декорирования предметов дворцового и парадного обихода — государственных регалий, головных уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий. Встречается она и на более дешевых бытовых предметах — серьгах, кольцах, крестиках, коробочках, часто сделанных из меди. Наиболее ранние из дошедших эмалей - золотые украшения и амулеты Древнего Египта, близкие по технике к перегородчатым.

ЭМАЛЬЕРНОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ЭМАЛЬЕРНОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ЭМАЛЬЕРНОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ЭМАЛЬЕРНОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ЭМАЛЬЕРНОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ЭМАЛЬЕРНОЕ ДЕЛО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2018