ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ГРАФИКА - (производное от греч. сл. graphike, от grapho- черчу, пишу, рисую).
ГРАФИКА - это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюр), основанный на искусстве рисунка, но обладающий собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Графика по технике исполнения:
Рисованная (рисунок) - создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Древнегреческий художник пользовался остроконечной палочкой, тростниковым пером, кистью. Вдавливая в глиняную поверхность сосуда, он очерчивал контур фигур, затем он сплошь покрывал их черным лаком, а после обжига процарапывал контур мелких деталей. Материал- пергамент, кожа, картон, бумага. В основе лежит- линия, силуэт;
Печатная (гравюра)- более современная техника графики. Главная особенности- тиражирование. Это техника появилась в Китае (6-7 вв.), Европа (14-15 вв.).
Проповедник. Уильям Странг, 1889г. Сухая игла
ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Графика по характеру:
Цветная;
Черно-белая, одноцветная.
Главные средства выражения графики:
Линия, пятно, точка, тон, штрих, контраст белого и черного, цвет (иногда).
Графика подразделяется:
Подготовительная (эскизы, рисунки, наброски);
Сопроводительная (экслибрис).
Портрет Чарльза Фицроя, лорда Юстона. Смит Джон, 1689г. Меццо-тинто
ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Материалы графики: Стекло, бумага, картон, пергамент (ср.века), камень, металл, линолеум, оргстекло, ткань, папирус (древ.мир), кость, дерево и т.д.
В других случаях мастера используют для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.
Инструменты для ручной гравировки
ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Инструменты:
Твердые (метал. наконечник, свинцовый грифель, карандаш, металлический свинцовый стержень, стамески, ножи, долото, резцы «штихель»);
Жидкие (чернило, гуашь, акварель, бистр, темпера, тушь, типографская краска);
Мягкие (сангина, соус, уголь, пастель, воск).
Портрет принца Якова и принцессы Луизы Марии. Смит Джон, 1699г. Меццо-тинто
СТАНКОВАЯ ГРАФИКА
Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение.
Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике — лубок, рисунок, гравюра.
Лубок - народная картинка, всякая яркая наивная (или притворяющаяся таковой) картинка.
Подготовительные рисунки
для «Дельфийской Сивиллы». Микеланджело. Рисунок
Гравюра А. Дюрера
ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Рисунок - это какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств- контурной линии, штриха, пятна; с сочетанием комбинаций (штрихов, линий, пятна).
Печатная графика- это вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки «досок» и печатания с них оттисков.
Лубок- это вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
Мыши кота погребают. Лубок, 1760г.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА
К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках — это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.
ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНАЯ (карикатура, рисунок, шрифт).
Специфическими видами в газетно-журнальной — карикатура. Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Журна́л (от фр. journal) — печатное периодическое издание.
Один из старейших журналов России «Вокруг Света»
ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНАЯ (карикатура, рисунок, шрифт).
Газе́та — печатное периодическиое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета).
«Колокол» А.И.Герцена, 1857г.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления — и расположенные внутри книги, и внешние — создают целостное произведение искусства.
Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала.
Но особенно велика роль художников-иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).
Иллюстрация Джесси Уилкокс Смит
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
Виньетка (от фр. vignette) — украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. Виньетка представляет собой небольшую орнаментальную или сюжетную композицию, которая предваряет текст наподобие заставки или завершает его, выполняя функцию концовки. Кроме того, виньетки могут быть использованы и в самом тексте в качестве украшения угловых частей страницы.
Виньетка в стиле рококо
ПЛАКАТ
Плакат – это агитационные гравюры крупного размера
Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза
Плакат, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов:
политический;
спортивный;
экологический;
рекламный;
сатирический;
просветительский;
театрально-зрелищный и др.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
Компью́терная гра́фика (также маши́нная гра́фика) — область деятельности, в которой компьютеры используются как для синтеза изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют и результат этой деятельности.
Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения.
Кадр мультфильма «Кошечка»
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА(ГРАВЮРА)
ГРАВЮРА
(фр. gravure от graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства.
Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки:
ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки;
резцовая гравюра - с ювелирным делом;
офорт - с украшением оружия.
Лекция по медицине. Гравюра XV в.
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА(ГРАВЮРА)
Виды станковой печатной графики (гравюра)
Ксилография (от греческого слова «ксилос» (дерево)- изображение на дереве)- эффект: светотеневые переходы, четкость и контрастность;
Литография (изображение на камне: от греческого слова «литос» – камень)- эффект: мягкие светотеневые переходы;
Линогравюра (изображение на линолеуме)- эффект: декоративная броскость;
Гравюра на металле (офорт, резцовая гравюра, сухая игла, мягкий лак, акватинт);
Гравюра на картоне и др.
Способы обработки печатной графики:
Механический (резцовая гравюра, сухая игла);
Химический (травление кислотой: офорт, мягкий лак, акватинт);
Смешанный (карандаш, сочетание резцовой гравюры и офорта).
Эстамп- от фр.сл. estampe, от итал.сл. stampa- печать, оттиск, литографский или гравюрный отпечаток.
ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ (ГРАВЮРА)
Ксилография
(От греч.Xylon – дерево, Grapho – пишу),
Ксилография - вид гравюры, в котором печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием и оттискивается способом высокой печати. Деревянное клише покрывается краской, не проникающей в углубления, вырезанные между элементами изображения. Различают обрезную и торцовую ксилографию.
Эффект: светотеневые переходы, четкость и контрастность;
Японская классическая ксилография XVIII-XIX вв.
ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ (ГРАВЮРА)
Виды гравюры на дереве (ксилография):
обрезная (или продольная);
торцовая.
Для обрезной гравюры берётся грушевая сливовая или липовая доска продольного распила; изображение вырезается ножом или резцами и стамесками разной величины.
Для торцовой гравюры берётся поперечная плоскость дерева твёрдых пород, в основном кавказской пальмы, при чём изображение режется резцами разной конфигурации.
Моление о чаше. Первая половина XV. Ксилография
ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ (ГРАВЮРА)
Литография
(от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую), изображение на камне.
В этой технике изображение наносится мягким графическим карандашом особого состава на, различных размеров, известковый камень белого цвета, имеющий плоскую прямоугольную форму и зернистую фактуру. Затем камень обрабатывается травлением. Литография, как и гравюра на дереве и на линолеуме, выдерживает большой тираж – до нескольких тысяч оттисков.
Эффект: мягкие светотеневые переходы.
ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ (ГРАВЮРА)
Линогравюра
(изображение на линолеуме), высокая печать, при которой печатающие элементы выступают над пробельными местами.
Линолеум - благодатный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения.
Для работы над гравюрой необходимы линолеум, резцы или штихеля, валик, краски и бумага, а так же такие подсобные средства, как ножи, стекло, олифа и др. Эффект: декоративная броскость.
Старая архитектура. Александр Мельниченко Линогравюра
ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ (ГРАВЮРА)
Гравюра на металле
Гравюры на металле существуют ручные, электромеханические, лазерные. Известны гравюры также на камне, мечах, наконечниках стрел.
Процесс представляет собой создание формованных выемок на металле и камне и получение узора таким образом.
Гравюра на металле
ВИДЫ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ (ГРАВЮРА)
Резцовая гравюра на металле
(нем. Grab stichelmanier, фр. gravure au burin, англ. line engraving), классическая гравюра). Это вид углубленной гравюры на металле является классическая гравюра, или гравюра резцом.
Выполняемой стальными резцами по металлу, преимущественно по меди. Для резцовой гравюры характерна строгая ритмичность линий, образующих параллельные ряды или косую сетку; изгибы их точно соответствуют форме, а частота и насыщенность передают светотеневые градации.
Резцовая гравюра на меди
ГРАФИКА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Способы печати | ||
Высокая (выпуклая) | Плоская | Глубокая (углубленная) |
Рисунок, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. | Создание которой не связано с процессами гравирования. | Рисунок протравливается кислотой, следовательно, рисунок углубляется в металлической пластине (медь, латунь, железо, сталь, цинк). Краска набивается тампонами в углубления, и доска покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. |
ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА МЕТАЛЛЕ
ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА - это вид гравюры на металле, в котором изображение создается с помощью мелких углублений в виде точек различной величины и глубины, наносимых пунсонами, матуаром, рулеткой, резцами, иглами на поверхность металлической пластины, покрытой кислотоупорным лаком.
Юпитер и Каллисто. Томас Берк, 1782г. Пунктир, оттиск в тоне сангины
ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА МЕТАЛЛЕ
АКВАТИНТА – это способ гравировки, когда доску протравливают через нанесённую канифольную или асфальтовую пыль.
Такое травление создаёт при печати эффект тонового рисунка, более всего при однотонной печати напоминающего гризайль.
В ожидании титула. Джеймс Гиллрей, 1797г. Акватинта, офорт, акварель
ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА МЕТАЛЛЕ
ОФОРТ
(от фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»), также аквафорте (о т итал. acquaforte) — разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травления поверхности кислотами. Известен с начала XVI в.
ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА МЕТАЛЛЕ
МЕЦЦО-ТИНТО («Чёрная манера»)
( от итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный) — вид углублённой гравюры на металле. Полированная поверхность металлической доски покрывается (с помощью гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость.
При печати такая доска даёт сплошной чёрный цвет.
В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, доставая постепенные переходы от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.
Распятие. Исаак Бекет, 1681/1688г. Меццо-тинто
ТЕХНИКА ГРАВЮРЫ НА МЕТАЛЛЕ
СУХАЯ ИГЛА — техника гравирования на металле, лишённой грунта, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.
Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углубленные борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.
Проповедники. Уильям Странг, 1889г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.