Публикация является частью публикации:
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Кувшин. Керамика, майолика. Возрождение
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Ещё в древние времена люди стремились украсить свой быт - украшали узорами глиняную посуду, вырезали красивый орнамент на рукоятке ножей.
Мастера древней Греции славились умением делать украшения из золота.
В России долгими зимними вечерами мастерили игрушки и посуду из глины и дерева, вышивали узоры на полотенцах и скатертях, плели причудливые кружева.
Дома нас окружают различные предметы, которые нужны нам для разных целей - вазы, скатерти, подсвечники, посуда, заколки для волос. Если эти предметы побывали в руках художника и он украсил их узором или орнаментом, то эти предметы называют произведениями декоративно-прикладного искусства.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям:
обладают эстетическим качеством;
рассчитаны на художественный эффект;
служат для оформления быта и интерьера.
Сервиз. Декоративно-прикладное искусство
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДПИ:
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ДЕКОРАТИВНЫЙ ВИД
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ОРНАМЕНТ
(лат. ornemantum — украшение)
узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Художественная резьба по дереву
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Орнамент, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию.
Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветочки…, и обобщенные (абстрактные) – прямоугольник, круг, квадрат…
Орнамент Античности
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ВИДЫ ОРНАМЕНТА (по способу сочетания мотивов):
Орнамент Японии
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ТИПЫ ОРНАМЕНТА:
Геометрический орнамент
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Орнамент возник в верхнепалеолитическую эпоху
(15—10 тыс. лет до н. э.).
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕМЕСЛА:
Деревья. Пирография
БАТИК
БАТИК
Батик с изображением индианок
БАТИК
Техника батика:
Холодный батик
ГОРЯЧИЙ БАТИК
В качестве резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.
Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Горячий батик
ХОЛОДНЫЙ БАТИК
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
Холодный батик
СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ БАТИКА
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустками), а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Панно в технике «свободная роспись ткани»
ГОБЕЛЕН
ГОБЕЛЕН
(от фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
Слово «гобелен» возникло во Франции вXVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов (продукцию мануфактуры стали называть гобеленами).
ГОБЕЛЕН
Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами.
Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. Принцип ткачества был известен ещё в Древнем Египте (фрагменты найдены в египетских захоронениях). Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, ковры).
Комплект постельного белья, гобелен
ГОБЕЛЕН
Шпалеры ткутся вручную.
На станке натягиваются нити основы, обычно это не цветной лен. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна).
Промышленное создание гобеленов
МАКРАМЕ
МАКРАМЕ
(от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турец. — шарф или салфетка с бахромой) .
один из видов декоративно-прикладного искусства, основой которого является плетение (завязывание) узелков. Предполагают, что в Европу искусство узелкового плетения пришло с Востока, где оно было известно еще в глубокой древности. Технику макраме знали в Древнем Египте, Ассирии, Ираке, Перу, Китае, Древней Греции.
Сова. Макраме
НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Название | Вид деятельности | Колор (цвет) | Мотив, орнамент, сюжет |
Гжель | Керамическая посуда | Узоры голубые, синие; фон-белый, | Растительные формы (цветы, листья, веточки и др. ) |
Хохлома | Деревянная посуда | Черный, красный, золото | Растительные формы (цветы, листья, травы, ягоды, веточки и др. ), птицы. |
Городец | Деревянная посуда, роспись на мебели, прялках, посуде, сувениры. | Красный, черный, белый, желтый | Растительные формы (цветы, листья, травы, ягоды, веточки и др. ), птицы, кони. |
Дымково | Глиняная игрушка | Вся палитра цвета | всадники, дамы и кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки (точки, кружочки) |
Филимоново (Тульская область) | Глиняная игрушка-свистулька | Оранжевый, зеленый, желтый | всадники, звери, дамы и кавалеры (в орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки, чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону) |
Палех | Лаковая миниатюра (шкатулки, ларцы, табакерки) | Вся палитра цвета | миниатюрные копии произведений станковой живописи на бытовые сцены, пейзажи и др. |
НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
Название | Вид деятельности | Колор (цвет) | Мотив, орнамент, сюжет |
Абрамцево-кудринская, хотьковская резьба по дереву | Деревянная плоскорельефная резная посуда | Натуральный цвет | Резьба (растительные формы) |
Жостово | Металлические подносы | Вся палитра цвета | Растительные формы (цветы, листья, веточки и др.) |
Абрамцево Русские матрешки | Деревянная игрушки- матрешки | Матрешка (куколка) | |
Богородская резная игрушка (с.Богородское, Подмосковная область, недалеко от Сергиево Посада) | Деревянная игрушка (игрушки-скульптуры, игрушки движущиеся: крестьяне, охотники, звери, птицы, сказочные сюжеты и др.) | Натуральный цвет | Резьба по дереву, манера резкая, точная, имеющая самобытный характер |
Великий Новгород, Северные, северо-восточные области европейской части России, Поволжье, Сибирь, Якутии. | Худ.изделия из бересты (бытовые и худ.изделия) | Украшались росписью, резьбой (растительные формы), теснением |
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине Хлынова (позже г. Вятка, ныне г.Киров).
Дымковская игрушка- это декоративная глиняная скульптура высотой 25 см. Роспись производится по обожженному изделию темперными красками, применяется по золото.
Изображаются: всадники , дамы кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки.
Позы и движения дымковской игрушки несколько условны, упрощены.
Колорит: яркая красочная гамма, в которой использована вся палитра цвета, фоном которой является белый цвет.
Уточка. Дымковская игрушка. Народный промысел
Филимоновские игрушки. Народный промысел
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Этот промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной гончарной глины.
Облик Филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. Фигурки вытянуты. В росписи преобладает три-четыре цвета. Сама роспись- это чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках едва обозначены, как у древних языческих идолах. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 см. В большинстве своем это свистульки.
Хохломская роспись. Народный промысел
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ХОХЛОМА — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись. Народный промысел
Гжельская роспись. Народный промысел
ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
ГЖЕЛЬ — один из традиционных российских центров производства керамики.
С 14 века начинается летопись промысла. В разные времена в Гжельской Волости и в 30 деревнях и селах, народные мастера делали для себя и отправляли на продажу по всей России тысячи и тысячи рукотворных глиняных, фаянсовых и фарфоровых произведений.В начале 19 века гжельские мастера стали производить фарфоровую посуду и скульптуру. По всей Гжели открылись десятки фарфоровых фабрик и живописных заведений.
Изделия: чайники, кумганы, сахарницы, масленки, шкатулки, подсвечники, вазы, лампы, часы и другие бытовые и декоративные изделия.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
Жостовская роспись. Народный промысел
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения.
Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924 г.
Палех на марках СССР
ДПИ, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫЙ ВИД
Связан с архитектурой: создание архитектурного декора, декоративных росписей,, витражей, мозаик, которые украшают фасады и интерьеры).
Архитектурный декор Дмитриевского собора.
ВИТРАЖ
ВИТРАЖ (от фр. vitrage — остекление, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
ВИТРАЖ
Типы витражей в зависимости от техники изготовления:
ВИТРАЖ
При производстве накладных витаржей на стекло наносятся различные цветные, текстурные или матовые покрытия. Также нередко используются фьюзинговые элементы.
Применяемые покрытия увеличивают прочность, а значит и безопасность стекла. Такие витражи часто применяются в шкафах-купе, межкомнатных дверях и перегородках.
Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка»)
МОЗАИКА
МОЗАИКА
(от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.
Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Св. Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в.
МОЗАИКА
Мозаики набирались из маленьких кусочков смальты – цветного стекла со сколотыми краями, усиливавшими преломление света. Золотые и серебряные мозаичные камешки изготовляли, вплавляя между двумя стеклами тонкие листочки драгоценного металла. Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специально делали чуть неровной, чтобы свет отражался от разных точек под разными углами.
Фрагмент византийской мозаики
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.