Атмосфе́ра (пар + шар) — газовая оболочка, окружающая планету Земля.
Атмосферное давление – давление атмосферного воздуха на земную поверхность.
Барометр – прибор для измерения атмосферного давления.
Ветер – движение воздуха над поверхностью земли.
Воздушные массы – крупные части атмосферы, обладающие однородными свойствами (температура, влажность, прозрачность и др.)
Метеорология – наука об атмосферных явлениях.
Озоновый слой –на высоте примерно 20 км от Земли, который защищает всё живое на Земле от чрезмерного и губительного ультрафиолетового излучения Солнца.
Смог – густой туман в промышленных городах, смешанный с дымом, копотью, газами/
Строение атмосферы Атмосфера начинается от Земли. Её образуют четыре сменяющие друг друга слоя: тропосфера, стратосфера, мезосфера и термосфера. Далее она переходит в космическое пространство. Вся наземная жизнь проходит в тропосфере. В этом слое образуются облака, выпадают осадки и дует ветер. Чем выше от Земли, тем меньше воздуха и водяного пара.
Состав атмосферы В нижних слоях атмосферы ( около земли) содержится 78% азота и 21% кислорода. Кислород – один из самых главных газов на Земле. Им мы дышим. Без него люди и животные погибли бы в течение нескольких минут. На долю остальных газов (углекислый газ и другие) приходится всего лишь 1%. Вода тоже присутствует в атмосфере в виде пара, капель или кристалликов льда ( снежинки). Основным поставщиком кислорода являются растения, а потребителем – человек и животные. Основным поставщиком углекислого газа являются человек и животные, а потребителем – растения.
Значение атмосферы
Источник воздуха.
Атмосфера прозрачная, поэтому легко пропускает солнечные лучи к земной поверхности. Сама атмосфера нагревается за счёт тепла, которое отдаёт уже земная поверхность. Атмосфера задерживает это тепло и тем самым защищает Землю от переохлаждения.
Атмосфера защищает Землю от метеоритов. В безвоздушном пространстве они летят без проблем. В атмосфере они встречают сопротивление воздуха. В результате трения о воздух на огромной скорости они разогреваются и сгорают.
Загрязнение атмосферы –
поступление новых, не характерных для неё веществ или повышенное их содержание сверх допустимого уровня. Главными источниками загрязнения атмосферы являются выхлопные газы автомобилей, теплоэлектростанций, заводов. Отработанные газы промышленных предприятий и автомобилей попадают в атмосферу. Смешиваясь с водяными парами, они превращаются в кислоту. Кислотный дождь наносит большой ущерб деревьям и живущим в воде животным и растениям.
Охрана атмосферы
Необходимо, чтобы все заводы, фабрики, тепловые электростанции имели специальные уловители вредных газов, пыли и копоти.
Метод очищения воздуха- посадка
парков, садов, рощ.
Использовать экологически чистые
виды топлива: энергию солнца, ветра,
приливов, а также водородное топливо, при сгорании которого выделяется много энергии, а образуется только вода.
Погода и климат
Погода - это состояние нижних слоёв атмосферы в данный момент в данном пункте или местности. Основными её показателями являются температура и влажность воздуха, облачность, осадки, давление и скорость. Погода может меняться ежедневно. Погоду изучает наука метеорология.
Климат – это усреднённое состояние атмосферы, которое обычно наблюдается в определённой местности. Климат остаётся постоянным длительное время. Климат бывает жаркий, умеренный и холодный.
«Говорящие цифры»
2000 - 3000 км (толщина атмосферы)
78% (содержание азота в воздухе)
6 градусов (понижение t на каждый км)
21% (содержание кислорода в воздухе)
17 – 20 км (толщина тропосферы над экватором)
50 – 55 км (верхняя граница атмосферы)
1.Глоссарий
2.Объём воды на Земле
3.Значение воды на Земле
4.Химический состав воды
5. Вода – уникальное вещество
6.Состав гидросферы
11.Тест
10.Значение круговорота воды в природе
7.Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый
8.Водоёмы
9.Круговорот воды в природе
Гидросфе́ра (вода + шар) —
это водная оболочка Земли.
Бассейн реки – участок земной поверхности, с которой
поверхностные и подземные воды стекают в данную реку.
Водоём – падение речной воды вниз с высокого уступа.
Водохранилище – искусственные водоёмы для накопления воды.
Залив – часть океана, моря или озёра, вдающаяся в сушу.
Испарение – превращение воды из жидкого состояния в газообразное.
Конденсация – переход воды из газообразного состояния в жидкое.
Ледник – скопление льда на суше, обладающее движением.
Море – сравнительно небольшая часть океана, отделённая от него берегами материков и островами.
Наводнение – затопление речной долины.
Облако – скопление в атмосфере мелких капелек или кристаллов воды.
Озеро – естественное углубление в земной поверхности, заполненное водой.
Океан – один из четырёх массивов воды, со всех сторон ограниченный материками.
Осадкомер – прибор для измерения количества выпавших осадков.
Пойма – часть речной долины, затопляемая в период половодья.
Пролив – узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее водные бассейны.
Родник – место, где вода вытекает из-под земли.
Роса – капли воды, образующиеся на телах в результате конденсации водяного пара при охлаждении воздуха.
Устье – место впадения реки в другую реку, озеро или море.
Цунами – гигантские волны.
Химический состав воды Основные запасы воды (97%) находятся в морях и океанах. Они образуют Мировой океан. В водах морей и океанов много солей, поэтому морская вода горько-солёная на вкус и непригодна для питья. В 1л морской воды содержится около 35г солей. Воды суши в основном пресные (3%). Они тоже содержат соли, но очень немного. Вода считается пресной, если в 1л её содержится менее 1г солей. Реки и озёра, как правило, имеют пресную воду, которая используется для питья, приготовления пищи, орошения полей и садов.
Органический мир Атлантического океана
Растительный и животный мир Атлантического океана богат и разнообразен. В холодных и умеренных поясах из млекопитающих встречаются киты, тюлени, моржи, особенно много рыб (сельдь, треска, морской окунь, камбала, килька, сардина и другие). Для тропических широт характерны кашалоты, морские черепахи, акулы, летучие рыбы, крабы. Глубоководная фауна представлена губками, кораллами, иглокожими,
ракообразными и рыбами.
На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами до +0,5 °С.
В морях летом t ° воды от +2 °С до +6°С.
Солёность водных масс ниже средне океанической (средняя солёность 32 ‰).
Северно-Ледовитый океан – самый холодный океан Земли
Органический мир Северно-Ледовитого океана
Растительный и животный мир представлен арктическими и атлантическими формами.
Число видов и особей организмов убывает в направлении к полюсу.
В тех частях океана, которые круглый год покрыты льдом органический мир очень скуден, так как лед слабо пропускает свет, препятствуя росту растений.
Боло́то — участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности.
Река Место начала реки называется истоком. В конце своего водного пути река впадает в океан, море, озеро или другую реку. Это место называется устьем. Обычно реки текут в понижении, которое тянется от истока реки до её устья. Это речная долина. Русло реки – это углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно. В большинстве случаев в главную реку впадают другие более мелкие реки – притоки. Если они впадают в главную реку справа по течению, то называются правыми притоками, слева – левыми.
Море – это сравнительно небольшая часть океана, отделённая от него берегами материков и островами. По своему расположению относительно суши моря подразделяются на внутренние, окраинные и межостровные.Внутренние моря глубоко вдаются в материк и сообщаются с океаном или прилегающими морями проливами. (Средиземное, Чёрное, Балтийское)Окраинные моря (Баренцево, Норвежское) – слабо обособлены от океана островами и полуостровами. Они имеют относительно свободную связь с ним. Межостровные моря окружены кольцом островов – Филиппинское, Яванское и др.
Литосфе́ра (камень + шар, сфера) — верхняя
твёрдая оболочка Земли.
Горная порода – природное вещество, которое состоит из одного или нескольких минералов.
Горы – участки земной поверхности с крутыми склонами, высоко приподнятые над равнинами.
Гумус – перегной, образуется из растительных и животных останков.
Дюна – форма рельефа из скоплений песка, создаваемая ветром на побережьях озёр и морей.
Земна́я кора́ — наружный твёрдый слой Земли, который образует её поверхность.
Магма – горячая, расплавленная горная порода, находящаяся в недрах Земли.
Ма́нтия (с греческого слова переводится как плащ, покрывало) — часть Земли, расположенная непосредственно под корой и выше ядра.
Материк – большая часть суши, окруженная со всех сторон океанами и морями.
Остров – часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Почва – верхний плодородный слой земли.
Чернозём – плодородная, богатая перегноем почва тёмного цвета.
Ядро́ Земли́ — центральная часть Земли, которая представляет собой твёрдый металлический шар, имеющий снаружи горячую оболочку из жидкого
металла, которая называется наружным ядром.
Земная кора
Самый верхний покров Земли - земная кора. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве.
За земной корой, если двигаться к центру Земли следует, самый толстый слой Земли – мантия (учёные говорят «самый мощный»). Никто никогда не видел ее. Ученые предполагают, что состоит она из магния, железа и свинца. Температура здесь около +2000° С!
На иллюстрации - застывающее мантийное вещество после излияния из жерла вулкана Килауэа (Гавайи, сентябрь 2002 года).
Мантия
Ядро
Ядро Земли — пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе — примерно 3500 км и температуре — около 4000°С - 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли. Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто.
Остров – часть суши, окружённая со всех сторон водой.По своему происхождению острова бывают разные. Одни острова ( материковые) представляют собой часть материка, отделённую от основной части каким-либо проливом. Другие поднялись над океаном в результате извержения вулканов. Третьи своим появлением обязаны живым организмам, например коралловые острова.
Полезные ископаемыеЗемная кора – сокровищница самых разнообразных ископаемых. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения. К крупным месторождениям в Казахстане относятся Карагандийский угольный бассейн, Тенгизское месторождение нефти, Качарское железорудное месторождение и др. Все полезные ископаемые относятся к невозобновимым ресурсам, т.е. все они со временем закончатся.
Горные породы
Hу вот и остыла земная кора,Ее разделять научиться пора.По свойствам: по твеpдости,
массе, кpисталлам,По цвету, его забывать не пpистало,Все это , скажу с уважением,Зависит от пpоисхождения.В начале, возникли поpоды из магмы,Они пеpвоpодные самые как бы,Тяжелый гpанит, в глубине остывал,Базальт на повеpхности лавою стал.Поpоды весьма симпатичные,Увесистые, магматичные.Hо пpочность - не вечность,И вот что случается:Поpоды выветpиванием pазpушаются,Дpобятся на глыбы, обломки, пески,Выносятся водами быстpой pеки,Река их по pуслу таскает,Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.Когда же pаствоp остывает,То соль из него оседает.А в толще моpской или в темном болоте,Вы массу остатков животных найдете,А также, pастений отмеpших остатки,Они обpазуют поpоды-осадки.(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,Осело солями, остатками сложено.)Hо вот, под давлением, магма опять,Стpемится земную коpу pазоpвать,И в месте такого втоpжения,Hаметятся ,вдpуг, пpевpащения:Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.Такие поpоды, весьма специфические,Зовутся геологами метамоpфические.
Чтобы лучше представить себе…
Я думаю, знать вам конечно пора
Что это такое ЗЕМНАЯ КОРА.
Ну, как объяснить вам доходчиво, точно?Ее представляю я пенкой молочной.На кухне кастрюлька для каши стоитА в ней молоко вместе с манкой кипит.От центра кастрюльного тонкого днищаИдет теплота, теплотища, жарища.( А в центре планеты, ядро наблюдаемОно фантастическим жаром пылает: 5000° С)Вот булькает вязкая манная каша,По ней пузыpьки беспокойные пляшут.
(А ведь на повеpхности нашей ЗемлиТакие события быть бы могли.)
Когда мы кастрюльку свою выключаем,Процесс остывания в ней наблюдаем.Вот каша остыла и значит - УРА -Получится пенка - (Земная коpа).Hо если включить потихоньку опять,То можно такое подчас наблюдать:Коpа, то есть пенка, pазоpвана снова,И тут создается потолще основа,А рядом с pазоpванным пенкиным краемВулканчики каши мы вновь наблюдаем!
Мировой океан
Седой и стаpый, хмуpый океанПоведал мне истоpию такую.А слезы дождевые сквозь туман,Все падали на гpудь его большую…- Я на планете нашей всех кpупней,Водою все матеpики соединяю,Hесчесть богатств моих заливов и моpей,В тpудах и день, и ночь - я устали не знаю.Я пpинимаю с суши воды pек,Я капельки-дождинки собиpаю,Я в гневе стpашен: знает человек,Когда цунами я на беpег посылаю.Hо я готов любить и понимать,Того, кто для меня стал близким дpугом,Кто будет мои воды защищать,Спасет меня от страшного недуга.
Я - заболел!!! Виновен - человек!!!Казалось он, лишь малая песчинка,Казалось так его не долог век,Как на жаpе век кpошки-льдинки.
Ан, нет! Бумага, нефть и шелуха,Остатки гpязи, мутных pек потоки,Вот, что я получил за долгие векаСовместной жизни, полной дней тpевоги.Я мог себя сначала защищать,Я медленно, но веpно очищался,Hо человек так "мудpо" pасстаpался,Что остается мне лишь умиpать.- О, человек!!! Hе убивай меня!Ты сам не знаешь истины глубины:Я повтоpяю - МЫ ЕДИHЫ !И С ГИБЕЛЬЮ МОЕЙ –
HЕ УБЕРЕЧЬ ТЕБЯ!!!
Вода
Вода - чудесный дар природный,Живой, текучий и свободный,картины нашей жизни краситВ своих трех важных ипостасях:То ручейком, то речкой вьется,То из стакана наземь льется.То застывает тонкой льдинкой,красиво названной снежинкой.То обретает легкость параБыла - и, вдруг, ее не стало.Великий труженик водица,Ну, как же ей не восхититься!Она плывет к нам облаками,Поит снегами и дождями,И разрушает и наносит,И так заботы нашей просит.
Атмосфера
Я до синего неба рукой дотянусь.К облакам я ладошкой своей прикоснусь,Наслаждаясь покоем и светом,Облаков бело-розовым цветом.Только небо мое встрепенулось,Понеслось и обратно вернулось,Сильным ветром в лицо мне дохнулоИ куда-то опять упорхнуло.Я с восторгом и трепетной верой,Наблюдаю дела атмосферы.Где-то дождь почему-то пролился.Где-то снежный буран расшалился.
Иней тонким пушистым налетом,Покрывает крыло самолета.Сквозь туманы плывут кораблиДалеко от родимой земли.Много вредных космических лучиков,атмосфера не пустит без ключика.Для непрошеных, злобных лучей,Не должно быть открытых дверей.Наш воздушный большой океан,"Омывающий" множество стран,Наш защитник, обидчик, помощник,Без которого жить невозможно.
Биосфера – живая оболочка Земли.
Ботаника – наука о растениях.
Возбудитель болезни – вид организмов ( вирус,
бактерия), способный вызвать заболевания растений,
животных и человека.
Выживание – способность организма сохранять свою
жизнь при изменениях окружающей среды.
Вымирание – сокращение численности, затем полное
исчезновение вида.
Геоботаника – наука о растительном покрове Земли.
Зоология – наука о животных.
Истребление – уничтожение человеком растений и
животных.
Реликт – сохранившееся в какой-то местности
животное или растение, существовавшее в данные
времена.
Фауна – все живущие животные на Земле.
Флора – все населяющие Землю растения.
Фотосинтез – образование в клетках зелёных растений
углеводов; сопровождается выделением кислорода.
Значение животных в природе и жизни человека
Польза
Получают важнейшие продукты питания (мясо, молоко, яйца, икру, мёд) и сырьё для промышленности ( шерсть, пух, мех, воск).
Пчёлы, шмели и другие насекомые опыляют многие растения.
Птицы и другие животные разносят семена растений, споры грибов, а также питаются вредителями леса и культурных растений ( саранча, комары, жуки, мухи, тли и т.д.)
Вред
Малярийные комары переносят возбудителей малярии, комнатные мухи распространяют дизентерию и брюшной тиф.
Серьёзные заболевания вызывают у человека и животных клещи и глисты.
Многообразие растений и их значение Мир растений очень разнообразен. Они отличаются друг от друга внешним видов, размерами, строением, продолжительностью жизни, способами размножения и местом обитания. Растения живут и на суше, и в воде. Почти все растения имеют зелёную окраску, которая зависит от красящего вещества зелёного цвета хлорофилла.Без растений не смогут существовать ни человек, ни животные. Только зелёные растения способны использовать солнечную энергию для образования органического вещества. И только растения вырабатывают кислород, необходимый для всей живой природы. Этот процесс называется фотосинтез.Растения – постоянные спутники человека, источник его силы и здоровья. Они очищают воздух от пыли и вредных газов, увлажняют его. Сосна, лук, чеснок выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворных бактерий. Кроме того, растения – это продукты питания, сырьё для промышленного и изготовления лекарств, строительный материала и топливо.
Комнатные растения
Живые растения создают в таких
помещениях красоту, наполняют
их приятный ароматом, помогают
справиться с плохим настроением.
Оранжерея- специальное помещение для
растений. Для того чтобы растения в
комнатных условиях нормально
развивались и цвели, необходимо
создать им почти такие же условия,
в которых они произрастали в природе.
Главные из них –освещённость,
влажность почвы и воздуха,
температурный режим.
Светолюбивые растения лучше
поставить на хорошо освещённое место.
Теневыносливые растения можно
держать подальше от источников света.
Лекарственные растения
Лекарственными свойствами обладают
многие растения, которые растут рядом
С нами. В число лекарственных
растений входят многие плодовые и
овощные культуры, такие как хрен,
чеснок, лук, морковь, капуста, лимон,
облепиха, смородина и мн.др.
Наибольшую ценность они имеют и в
качестве поставщиков витаминов.
При сборе лекарственных растений
необходимо соблюдать определённые
требования. Важно знать, какие части
растения необходимо собирать. У одних
растений целебны корни ( женьшень,
лопух, солодка, валерьян). У других –
цветки ( календула, цикорий). У хмеля
используют шишки, у берёзы – почки, у
липы –цвет.
Грибы
Особую группу живых организмов
составляют грибы. Они похожи на
растения, но у них нет настоящих
листьев, стеблей и корней. Грибы, как и
животные, питаются готовыми
органическими веществами. Поселяются
грибы на растительных и животных
остатках, на живых организмах, на
продуктах питания. Грибы играют
важную роль в разложении остатков
растений и животных, в образовании
перегноя. В лесу грибы разлагают
опавшую листву, ветви до минеральных
веществ, усваиваемых растениями. Но
они же могут стать причиной гибели
дерева.
Шляпочные грибы
Большую группу составляют шляпочные грибы –белые,
подберёзовики, маслята, подосиновики, рыжики, грузди.
Шляпочные грибы состоят из грибницы ( она находится в
земле) и плодового тела – шляпки и пенька (ножки). Грибы нельзя вырывать с комом
земли. Их надо срезать ножом, чтобы грибница осталась в почве. Шляпочные грибы с
удовольствием употребляют в пищу как животные, так и человек.
Плесневые грибы и дрожжи
Плесневые грибы и дрожжи очень маленькие, поэтому
рассмотреть их можно только под микроскопом. Эти
грибы широко используют для получения лекарств,
витаминов, кисломолочных продуктов, сыров, при выпечке мучных изделий. Из винограда
нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие
сок. Но эти же грибы наносят и большой ущерб народному хозяйству. Развиваются на
продуктах питания, строительные материалах и изделиях и приводят к их порче.
Сообщества В лесу, на лугу и в поле все животные и растения неразрывно связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. Они образуют сообщество, в котором все обитатели составляют единое целое. Растения выделяют кислород, которым дышат все живые организмы. Олени, зайцы, лесные полёвки питаются корой, побегами деревьев и кустарников, сочной травой. Птицы питаются семенами и плодами растений, таким образом помогают расселению растений. Животные при дыхании выделяют в окружающую среду углекислый газ, который используют растения. Птицы, мыши, лягушки спасают растения от их вредителей. Важная роль в жизни сообщества принадлежит бактериям и грибам. Они разлагают опавшую листву, остатки растений и мёртвых животных, обогащая почву перегноем. Пищевые цепи
Аннотация
Предмет – Естествознание. Разделы «Земля –планета. Жизнь в природе»
Название материала - электронное пособие
Уровень образования школьников – 5 класс.
Предназначение – для фронтальной и индивидуальной работы на этапе изучения нового
материала, повторения и закрепления.
Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на
компьютерах в компьютерном классе или дома для индивидуальной работы.
Цель: формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности
материального мира.
Электронное пособие составлено на основе «Учебной программы по естествознанию для 5
класса общеобразовательной школы»/Астана, 2010.
В данном электронном пособии теоретический материал представлен в интерактивной форме,
информация систематизирована в соответствии со школьной программой, подбор интерактивных
тестовых заданий после каждого раздела, имеется глоссарий – справочник терминов и понятий.
Использование данного пособия стимулирует познавательный интерес и поисково-
исследовательскую деятельность.
Литература
Абдиманов Б.Ш. и др.
Естествознание: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы/
Алматы: Атамұра, 2010.
Абдиманов Б.Ш. и др.
Естествознание. Методическое руководство: Для учителей 5 класса
общеобразовательной школы/ Алматы: Атамұра, 2010.
Павленко Н.И.
Дидактические материалы по естествознанию / М:Школьная пресса, 2003.
http://900igr.net/kartinki/biologija/Krugovorot/011-Krugovorot-vody-v-prirode-vsemirnyj-protsess.html
geoo.ucoz.kz›В помощь учителю географии
zanimatika.narod.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.