Игровые моменты на уроках математики.
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности. умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности.
Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести напарника по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики.
На уроках математики игра приобретает особое значение не столько для друзей математики, сколько для её недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению. Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те ученики, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков, как утверждал К.Д. Ушинский: “Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву – это одна из труднейших задач дидактики”.
Игра «Лучший счетчик»
Класс делится на три команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Условие игры – отвечать на вопросы быстро.
Игра «День рождения»
Очень положительно воспринимается учащимися просьба написать дату своего рождения. Дальше учителю лишь надо придумать какие-нибудь задания по изучаемой теме. Например, при отработке терминов «по возрастанию» и «по убыванию» можно предложить учащимся следующее: запишите 5 чисел если первым является число, выражающее день Вашего рождения, а каждый следующий отличается от предыдущего на число, соответствующее месяцу рождения.
Игра «Исторические события»
По теме: «Пропорция»
Решите уравнения и определите дату исторического события:
1) у : 11,2 = 510,25 : 5,2;
у – год взятия крестоносцами Иерусалима.
2) 2,3 : х = 0,023 : 13,37
х – год начала Столетней войны между Англией и Францией.
3) 8 : м = 1,75 : 326,375
м – год открытия Америки Христофором Колумбом.
Ответы: у =1099, х = 1337, м = 1492.
4) Первые Олимпийские игры проводились в Древней Греции в 776 году до н.э. Каждые следующие олимпийские игры проводились через 4 года. В каком году проводились пятые Олимпийские игры?
5) Великому русскому учёному Менделееву Д.И. приснился сон: как упорядочить все существующие химические элементы, из которых состоят вещества. В каком году Дмитрий Иванович Менделеев придумал таблицу химических элементов?
Ответы:792; 1869
В процессе введения новых математических понятий, усвоения математической терминологии, формирования умений и навыков, систематизации и обобщения знаний, способствующих развитию интереса к математике, использую специальные логические упражнения. Каждый логический тест содержит некоторый математический «секрет». Выявить этот «секрет» задача решающего.
Игра «Анаграмма»
Приведу пример словесного логического теста – анаграммы. Анаграмма – слово, в котором поменяны местами все или несколько букв, в сравнении с исходным словом.
Решить анаграмму – значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий.
Решить анаграммы.
м а п р я я (прямая) ч у л (луч)
р е з о т о к (отрезок) р и п е т р е м (периметр)
Интересны для ребят и случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово».
Игра «Восстанови решение задачи»
Можно использовать компьютерные технологии.
У прямоугольного участка земли длина 25 м, а ширина на 55 м больше. Какова площадь участка? Ответ выразить в сотках.
Длина - 25 м
Ширина - ?, на 55 м больше
S - ? соток
Решение
1) Узнаем,________________прямоугольного участка:
25______55=______(м)
2) Узнаем,________________прямоугольного участка:
25*______=______(м2)
3) Выразим ___________м2 в сотках
__________м2 =________ соток
Для работы:
длину; периметр; ширину; -; +; *; 80; площадь; 70; 1750; 2000; 200; 20; 2.
Игра «Заполни пропуски»
55а+12b+37a-7b=(_____+_____)a+(_____-_____)b=____a+_____b
Для работы:
92; 5; 55; 37; 12; 7; 55а; 7b
Игра «Выбери ответ»
Можно использовать компьютерные технологии
1) Выполни деление 5200:100
520
52
5200
2) Выполни деление 960:48
20
200
25
3) Выполни деление 150:30
35
50
5
4) Выполни деление 760:10
7600
76
760
5) Выполни деление 903:3
31
310
301
6) Выполни деление 750:15
40
5
50
7) Выполни деление 4545:45
11
101
110
8) Выполни деление 240016:8
302
3002
30002
9) Выполни деление 1212:6
200
220
202
10) Выполни деление 7200:200
36
360
38
Игра «Забавные задачи»
По французским законам за преступления полагались следующие денежные взыскания: кража быка – 900 сольдо, поджог амбара – 7% от суммы указанной за кражу быка, проникновение в чужой сад – 5/21 от суммы, указанной за поджог амбара. Сколько сольдо необходимо было уплатить за кражу в саду?
Игра «Испорченный телефон»
Для игры класс делится на 5-6 команд (по рядам).
«Числовой луч». Одни учащиеся отмечают указанные точки на числовом луче, другие выписывают координаты поставленных точек.
Ребята выполняют задание, отрывают своё решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т. д. Выигрывает та команда, которая быстро и верно выполнила задание. Ученики поощряются хорошими оценками.
Игра «Логические задачи»
Помогает прививать навыки решения комбинаторных задач.
Внук-пятиклассник возвращается из школы и рассказывает дедушке, что они всем классом решили обменяться фотографиями. Дедушка говорит:
- Это хорошо. Память будет. Но сколько же это карточек надо?
- 650, - отвечает внук, - нас в классе…
- Подожди, не говори, - просит дедушка, - я сам сосчитаю.
Сколько же учеников в восьмом классе? Каким способом мог дедушка найти их число?
Сама математика как учебный предмет-это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются её правилами, и успех в этой игре определяется совместными усилиями учителя и учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.