Элементы театрализации на уроках литературы и во внеаудиторной деятельности
В наше сложное время остро стоит вопрос о духовном возрождении, о гуманизации и гармонизации личности, много говорится о воспитании человека культуры. Искусство является важным средством воспитания личности. Дисциплины гуманитарного цикла призваны не только помочь обучащимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему. Где, как не в колледже культуры и искусства, человек может получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. Ввиду этого, уже в период обучения студента необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он смог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а его учебную деятельность организовывать таким образом, чтобы она являлась средством его профессионального становления. Литература является одной из основных дисциплин в системе эстетического воспитания. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, так как призвана зарождать в обучащихся тягу к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. Чтобы сделать уроки литературы более разнообразными, интересными и насыщенными, необходимо повысить познавательную творческую активность студентов посредством изучения курса литературы с использованием возможностей театрального искусства. Литература и театр — два вида искусства, тесно связанных с эмоциональным переживанием. Использование возможностей театрального искусства на уроках литературы приобщает обучающихся к культуре через искусство слова и сценического действия, способствует развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора, закреплению лингвистических знаний. Одним из эффективных видов нестандартных уроков, развивающих творческую деятельность учащихся, является урок с элементами театрализации. Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все преподаватели, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Театрализация-художественно-педагогический метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события. Что же значит театрализация в рамках учебного процесса? На уроках литературы мы всегда так или иначе применяем театрализацию, пусть даже в самых простых формах. Ведь на уроках мы используем произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, т.е. всё то, что воздействует на эмоциональную сферу обучающегося. Использование элементов театрализации на уроках и внеурочной деятельности производит огромное впечатление на студентов, создаёт необходимый эмоциональный настрой и запоминается надолго. Каковы же приемы использования элементов театрализации на занятии? Это и персонификация – реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.); и театр одного актера - ученик в костюме персонажа рассказывает о литературном герое, учащиеся угадывают, кто он; и выступление исторического лица (речь); историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов; и выразительное чтение, и чтение по ролям; и инсценирование.
Театрализация хороша ещё и тем, что стремление к превращениям свойственно творческим личностям, какими и являются наши студенты. Ребятам очень нравится перевоплощаться в героев, с которыми они знакомятся, изучая литературные произведения. Работа в качестве актёров позволяет им прочувствовать состояние того или иного персонажа в определённой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.
Приведу примеры уроков, где использовались элементы театрализации. Изучая курс зарубежной литературы, мы обращаемся к творчеству Эсхила, которого называют отцом греческой трагедии. Говорим о том, что трагедии были популярны именно в момент зарождения театрального искусства. В то время все роли исполнялись одним актером. Эсхил, чтобы держать зрителя в постоянном напряжении, вводит сначала второго, а потом и третьего актера. Особое значение отводилось музыке, которая сопровождала греков всю жизнь. Поэтому песни хора занимали ведущее положение в трагедии. Хор в трагедии Эсхила становится выразителем мыслей и чувств персонажей и даже самих зрителей. Изучив особенности древнегреческой трагедии, выясняем характерные черты действующих лиц, распределяем роли, и читаем выразительно по ролям диалог Власти и Гефеста и другие сцены трагедии «Прометей Прикованный».
И, наконец, на мой взгляд, одно из самых эффективных заданий – инсценирование текста. Изучая пьесу А.Н. Островского, для инсценирования берем сцену прощания Тихона с матерью перед отъездом. Эта сцена хорошо раскрывает атмосферу деспотизма в семействе Кабанихи. Здесь можно ярко показать особенности и своеобразие драматургии Островского, да и ребята вдохновенно играют и внимательно следят за действием. Отталкиваясь от этого эпизода, беседуем о причинах конфликта между Катериной и Кабанихой.
Театр – лучшая школа жизни, потому что он
выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дает повод для
работы мысли. Живая атмосфера спектакля, костюмы, декорации, игра актёров, их
манера держаться на сцене – всё это производит неизгладимое впечатление на
студентов, создает особый эмоциональный настрой.
Студенты колледжа хорошо знают наш Национальный драматический театр. Они
смотрят спектакли, а также сами выступают на сцене во время ежегодного
отчетного концерта и на других мероприятиях. Большинству из них уже знакома
особая атмосфера театра. А
на уроках литературы по возможности мы знакомимся с творчеством известных в
нашей стране театров. Это происходит во время изучения драматических
произведений, таких «Вишневый сад» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького, «Мещанин
во дворянстве» Мольера. Мы смотрим фрагменты спектаклей, наблюдаем, как играют
знаменитые актеры, знакомимся с театральной терминологией и понятиями.
Преподавание любого
учебного предмета, а особенно литературы, без
внеаудиторных занятий невозможно. Внеклассная
работа дополняет те
эстетические впечатления, которые получают обучащиеся
на уроках. Для внеклассных занятий
характерны свои, особые формы работы, которые должны способствовать возникновению
задушевной беседы, выбору увлекательных, тематических занятий, иметь
возможность высказать свое мнение, формы, которые требуют активной, творческой
деятельности студентов, большего развития их склонностей и способностей в
области литературы. Поэтому неслучайно для решения вышеперечисленных проблем,
я, как преподаватель литературы, остановила свой взгляд на проведение
литературных гостиных.
Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к задушевному
общению по выбранным литературным темам.Студенты получают возможность творческого подхода к
исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок.В ходе литературной гостиной студент должен мобилизовать весь свой
опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его
действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Для литературной гостиной составляется сценарий, где описываются
конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
В проведении внеклассного мероприятия «Только
ею, только любовью, держится и движется жизнь…»по
творчеству И.С. Тургенева в форме литературной гостиной участвовали студенты 1-го
курса. Они с увлечением изучали биографию поэта, учили наизусть, помогали
составлять сценарий мероприятия. У каждого участника было свое задание:
подобрать музыку, сделать презентацию, продумать оформление. Оформление было
неброским, но в то же время помогающим прочувствовать то, о чем рассказывалось.
Ведущие повествовали о самых интересных моментах из жизни писателя. Под
музыкальное сопровождение участники декламировали лучшие стихотворения и
отрывки из прозы И.С. Тургенева. Ребята так проникновенно рассказывали о судьбе
Ивана Сергеевича, что позволило добиться такой атмосферы в аудитории, которая
не могла оставить в зале ни одного равнодушного слушателя.
Со студентами первого, второго и третьего курсов был проведен поэтический час,
посвященный творчеству И.А. Бунина. Мероприятие прошло в форме
литературно-музыкальной композиции. Ведущие рассказали о жизни и творчестве
писателя, студенты выразительно читали стихи поэта, звучала музыка,
демонстрировалось видео. Ребятами была оформлена выставка, представлены
буклеты-программки с именами участников. В конце мероприятия зрители
проголосовали за лучших исполнителей, которые были награждены грамотами и
дипломами. Эффективность таких мероприятий в том, что слово, произнесённое вслух, наполненное оценкой,
отношением, воспринимается совсем по-другому, нежели прочитанное «про себя». Волшебные свойства художественного слова, формируют
способность к тому видению, без которого невозможно чтение художественной
литературы. К. С. Станиславский, считал, что при помощи
занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актёра,
но и, прежде всего, Человечного Человека. Именно театр способен сделать людей
такими, какими они должны быть. Неважно, какую форму в организации урока или
внеклассной работы выбрал педагог, главное - выработать в человеке
любознательность, желание формировать себя как личность, совершенствовать свой
духовный мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.