Один и тот же цвет, но разных оттенков, в состоянии задавать определенный эмоциональный тон. Замечено также, что темные тона привносят в интерьер сдержанность и покой, светлые, наоборот, оживляют. В теплых оттенках больше динамизма, они действуют возбуждающе; холодные успокаивают, располагают к отдыху.
Цветоведение - комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними наук, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Можно выделить две группы цветов: хроматические и ахроматические.
Когда дают характеристику какому-то цвету, то обычно говорят о трех его признаках: цветовом тоне, насыщенности и светлоте, о собственных свойствах цвета.Цветовой тон - качество хроматического цвета (красный, желтый, зеленый и т. д.).Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты.Цветовой тон и насыщенность - качественные характеристики цвета. Количественную сторону цвета характеризует светлота (напряженность цвета). Малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета. Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительными.
Различная насыщенность
Цветовой тон и насыщенность - качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота (напряженность) цвета. Малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета.
Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета.
Восприятие цвета
Цветовое решение дома - один из важнейших элементов интерьера. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли дом уютным и комфортным, или, наоборот, «холодным» и раздражающим. В то же время, цвет является наиболее легко изменяемым элементом интерьера. Ведь перед любым ремонтом или переустройством всегда продумывается, какого цвета будут стены, полы или шторы.
В зависимости от того, какие цвета соседствуют друг с другом, каковы их насыщенность, светлота, тон, - контраст может быть одновременным, пограничным или последовательным.
Световой контраст
Суть одновременного светового контраста (ахроматического) заключается в том, что светлое пятно на темном фоне кажется светлее, чем оно есть на самом деле, а темное на светлом - темнее. Пятно называется реагирующим полем, а фон - индуктирующим.
Одновременный цветовой
Этот вид контраста связан с таким признаком цвета как тон. Существует тенденция цветов в контрасте отдаляться друг от друга по цветовому кругу (например, желтый на оранжевом фоне будет более бледным, чуть зеленоватым, а оранжевый на желтом будет иметь чуть красноватый оттенок).
Сопоставление контрастов взаимодополнительных цветов
а) при сопоставлении холодных цветов контраст сильнее, чем при сопоставлении теплых;
б) слабое освещение повышает контраст, сильное - уничтожает;
в) при сопоставлении менее насыщенных цветов (светлых или темных) контраст больше, чем при сопоставлении более насыщенных.
Пограничный цветовой
контраст
Пограничный контраст возникает на границе смежных (рядом стоящих) цветовых тонов при условии, что площадь реагирующего поля достаточно велика по отношению к индуцирующему (желтый на границе с красным кажется зеленоватым, а в отдалении от него этот эффект ослабевает). При наличии белой или черной полосы между цветами пограничный контраст исчезает.
Последовательный цветовой
контраст
Этот вид контраста возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой.
При этом на последнем наблюдается оттенок не свойственный ему, это будет цвет дополнительный тому, что мы видели прежде (если перевести взгляд с ярко-красного предмета на серую поверхность, возникает зеленоватый оттенок). Малонасыщенные цвета такого контраста не вызывают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.