Государственное профессиональное образовательное учреждение
«ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЗЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Методические рекомендации
для преподавателя
по проведению теоретического занятия
по учебной дисциплине ОП 09
«Основы психологии»
Тема: « Понятие об эмоциях »
по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Разработчик: Климова М.С.
преподаватель психологии
2024
Технологическая карта теоретического занятия
Цели занятия:
1.1.Обучающие:
- добиться усвоения темы занятия;
- раскрыть смысл основных понятий;
- сформировать представление об эмоционально-волевой сфере
- дать представление о работе с негативными эмоциями
- актуализировать представление о факторах, влияющих на проявление эмоций
1.2..Развивающая :
Ø развивать интерес к познавательным процессам;
Ø развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии.
1.3 . Воспитательные:
Ø воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности;
Ø воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
1.4. Методические:
Ø добиться эффективного усвоения учебного материала;
Ø обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя.
2. Методы:
2.1. Метод формирования интереса:
Ø использование различных источников получения информации: журналы, тематические папки, интернет;
Ø использование методического материала.
2.2. Метод использования ТСО:
Ø усиление предлагаемой информации.
3. Межпредметные связи: обществознание, философия, социология.
4. Тип лекции: информационная
5.Образовательные технологии: информационно - коммуникативная
6.Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, лекция - визуализация
7.Средства обучения:
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор
Электронные ресурсы: мультимедийная презентация
8.Литература:
1. Общая психология. – СПб.:Питер, 2010. Маклаков А.Г.
2. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:”Черо”, 2009,
Гиппенрейтер Ю.Б.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
9.Студент должен знать:
1.Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект», «страсть»,
2.Понятия «стресс», «дистресс», «эустресс», его фазы.
3.Функция эмоциональных процессов.
Студент должен уметь:
- оперировать терминами и понятиями
- применять дополнительные знания
- проявлять навыки монологической речи
В процессе изучения темы у студента формируются компетенции:
· Общие (базовые) компетенции
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
· Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения
ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства
Ход урока:
№ п\п |
Элемент (этап) урока |
Ход урока |
Время (мин.) |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
|||
1. |
Организационный момент |
приветствие студентов, проверка готовности к занятию |
приветствуют преподавателя, сообщают отсутствующих |
1 мин. |
2. |
Вопросы для актуализации темы. План лекции. |
Задает вопросы для актуализации темы, сообщает план лекции |
Отвечают на вопросы |
3 мин. |
3. |
Изложение нового материала. |
Объясняет новый материал. |
Слушают и записывают новый материал. |
74 мин |
4. |
Систематизация и обобщение изученного материала. |
Задает вопросы |
Отвечают на вопросы |
5 мин. |
5. |
Задание на дом. |
Проговаривает домашнее задание |
записывают задание в тетради |
2 мин. |
6. |
Заключительный момент занятия. Рефлексия. |
Получает обратную связь, оценивает ход занятия, активность студентов. Преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы. Оценивает работу каждого студента. |
формулируют результат своей работы, делают вывод по уроку |
5 мин. |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
по теме : «Понятие об эмоциях».
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Эмоции характеризуют отношение человека к себе, к другим людям и к окружающему миру.
Эмоции проявляются:
1)во внутренних переживаниях,
2) в поведении
3) на физиологическом уровне
Формы эмоциональных переживаний:
Эмоции – это оценка личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека в данный момент.
Выделяют 10 эмоций, которые называются фундаментальными:
1.Интерес
2.Удивление
3.Радость
4.Горе
5.Отвращение
6.Презрение
7.Страх
8.Гнев
9.Вина
10.Стыд
Основная функция эмоций – коммуникативная, т.к. с помощью мимики, жестов, пантомимики человек может передавать свои переживания другим людям.
Эмоции могут быть вызваны отдельными свойствами предметов – это запахи, цвета, звуки и т.д. Эти свойства могут быть для нас приятны, нейтральны, неприятны. В этом случае говорят об эмоциональном тоне ощущений.
Чувства – это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
Виды чувств:
1.Интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью.
2.Практические – связанные с деятельностью человека.
3.Моральные – переживание человеком его отношения к другим людям.
4.Эстетические – чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы и т.д.
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
1. Коммуникативна функция – (основная) выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
Настроение–длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение и деятельность человека.
Причина настроения не всегда осознается, но она всегда есть.
Аффект – это переживание, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля.
Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.
Для аффективного состояния характерно то, что оно переживается человеком, как происходящее помимо его воли, а не принадлежащее ему самому.
Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий.
По силе страсть приближается к аффекту. А по длительности ближе к чувствам.
Страсть сконцентрирована вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Стресс – это неспецефическая реакция организма на любые требования из окружающей среды (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.)
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г
Стресс делится на:
- эустресс (позитивный) – приспособление к новой ситуации
- дистресс (негативный) – приводит к распаду деятельности
Стрессоры – это сверхсильные раздражители, вызывающие стресс.
Стрессоры бывают:
-физологическими (жар, холод, голод, механические и химические воздействия)
- психологическими (конфликты, принятие ответственных решений, информационный, депрессия, снижение самооценки)
- социологический (безработица, смерть человека)
- философский (использование времени, цель жизни)
Фазы стресса:
1.Фаза тревоги – организм готовится к быстрым ответным действиям
2.Фаза сопротивления – организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации
3.Фаза истощения – резервы организма быстро исчезают.
Один и тот же стресс может вызвать у людей различные реакции. Тормозить или усиливать стрессовое состояние могут наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, и другие индивидуальные особенности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.