Эмоции
Оценка 4.7

Эмоции

Оценка 4.7
doc
13.12.2024
Эмоции
Понятие об эмоциях.doc

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЗЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

Методические рекомендации

для преподавателя

по проведению теоретического занятия

                              по учебной дисциплине   ОП 09

                                      «Основы психологии»

 

Тема:  « Понятие об эмоциях »

 

 

                 по специальности  34.02.01 Сестринское  дело

 

 

 

 

 

 

  Разработчик: Климова М.С.

преподаватель   психологии

 

2024

 

Технологическая карта теоретического занятия

 

Цели занятия:

1.1.Обучающие:

 

- добиться усвоения темы занятия;

- раскрыть смысл основных понятий;

- сформировать представление об эмоционально-волевой сфере

- дать представление о работе с негативными эмоциями

- актуализировать представление о факторах, влияющих на  проявление эмоций

 

1.2..Развивающая :

Ø развивать  интерес к познавательным процессам;

Ø развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии.

1.3 . Воспитательные:

Ø воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, выдержку, чувство ответственности;

Ø воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

 

1.4. Методические:

Ø добиться эффективного усвоения  учебного материала;

Ø обеспечить целенаправленную методическую работу преподавателя.

 

2. Методы:

 

2.1. Метод формирования интереса:

Ø использование различных источников получения информации: журналы, тематические папки, интернет;

Ø использование методического материала.

 

2.2. Метод использования ТСО:

Ø усиление предлагаемой информации.

 

3. Межпредметные связи: обществознание, философия, социология.

 

4. Тип лекции: информационная

 

5.Образовательные технологии: информационно - коммуникативная

 

6.Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, лекция - визуализация

 

7.Средства обучения:

 

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор

 

Электронные ресурсы: мультимедийная презентация

 

8.Литература:

 

       1.                  Общая психология. – СПб.:Питер, 2010. Маклаков А.Г.
       2.                  Введение  в  общую  психологию.   Курс   лекций.   -   М.:”Черо”, 2009,
Гиппенрейтер Ю.Б.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. http://all-psychology.ru/vvedenie/predmet.html
  2. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/predmet_psichologii_ee_zadachi_i_metodi.html
  3. http://www.anypsy.ru/content/opredelenie-psikhologii-kak-nauki-predmet-i-zadachi-psikhologii
  4. http://www.youtube.com/watch?v=nYcAIBx9CC8
 

9.Студент должен знать:

1.Понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «аффект», «страсть»,

 

2.Понятия «стресс», «дистресс», «эустресс», его фазы.

 

3.Функция эмоциональных процессов.

 

Студент должен уметь:

- оперировать терминами и понятиями

- применять дополнительные знания

- проявлять навыки монологической речи

В процессе изучения темы у студента формируются компетенции:

·        Общие (базовые) компетенции

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат  выполнения заданий

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

·        Профессиональные компетенции (ПК)

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

ПК 2.1.Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства

 

Ход урока:

№ п\п

Элемент (этап) урока

Ход урока

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный момент

приветствие студентов, проверка готовности к занятию

приветствуют преподавателя, сообщают отсутствующих

1 мин.

2.

Вопросы для актуализации темы. План лекции.

Задает вопросы для актуализации темы, сообщает план лекции

Отвечают на вопросы

 3 мин.

3.

Изложение нового материала.

Объясняет новый материал.

Слушают и записывают новый материал.

74 мин

4.

Систематизация и обобщение изученного материала.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

5 мин.

5.

Задание на дом.

Проговаривает домашнее задание

записывают задание в тетради

2 мин.

6.

Заключительный момент занятия. Рефлексия.

Получает обратную связь, оценивает ход занятия, активность студентов. Преподаватель помогает осмыслить результаты проделанной работы. Оценивает работу каждого студента.

формулируют результат своей работы, делают вывод по уроку

5 мин.

 

 

 

 

 

 

ОПОРНЫЙ  КОНСПЕКТ

по  теме : «Понятие об эмоциях».

 

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливали  значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

 

Эмоции характеризуют отношение человека к себе, к другим людям и к окружающему миру.

 

Эмоции проявляются:

1)во внутренних переживаниях,

2) в поведении

3) на физиологическом уровне

 

Формы эмоциональных переживаний:

 

Эмоции – это оценка личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека в данный момент.

 

Выделяют 10 эмоций, которые называются фундаментальными:

 

1.Интерес

2.Удивление

3.Радость

4.Горе

5.Отвращение

6.Презрение

7.Страх

8.Гнев

9.Вина

10.Стыд

 

Основная функция эмоций – коммуникативная, т.к. с помощью мимики, жестов, пантомимики человек может передавать свои переживания другим людям.

 

Эмоции могут быть вызваны отдельными свойствами предметов – это запахи, цвета, звуки и т.д. Эти свойства могут быть для нас приятны, нейтральны, неприятны. В этом случае говорят об эмоциональном тоне ощущений.

 

Чувства – это отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

 

Виды чувств:

 

1.Интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью.

 

2.Практические – связанные с деятельностью человека.

 

3.Моральные – переживание человеком его отношения к другим людям.

 

4.Эстетические – чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы и т.д.

 

 

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

 

1.       Коммуникативна функция – (основная) выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

2.        Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

 

3.        Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

 

4.        Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

 

5.        Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха — неуспеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

 

6.        Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

 

7.        Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

 

В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

 

Настроение–длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение и деятельность человека.

               Причина настроения не всегда осознается, но она всегда есть.

 

Аффект – это переживание, быстро  овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля.

 

Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.

Для аффективного состояния характерно  то, что оно переживается человеком, как происходящее помимо его воли, а не принадлежащее ему самому.

 

Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий.

 

По силе страсть приближается к аффекту. А по длительности ближе к чувствам.

 

Страсть сконцентрирована вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

 

Стресс – это неспецефическая реакция организма на любые требования из окружающей среды (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.)

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г

 

Стресс делится на:

- эустресс (позитивный) – приспособление к новой ситуации

- дистресс (негативный) – приводит к распаду деятельности

 

Стрессоры – это сверхсильные раздражители, вызывающие стресс.

 

Стрессоры бывают:

 

-физологическими (жар, холод, голод, механические и химические воздействия)

 

- психологическими (конфликты, принятие ответственных решений, информационный, депрессия, снижение самооценки)

 

- социологический (безработица, смерть человека)

 

- философский (использование времени, цель жизни)

 

Фазы стресса:

 

1.Фаза тревоги – организм готовится к быстрым ответным действиям

 

2.Фаза сопротивления – организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации

 

3.Фаза истощения – резервы организма быстро исчезают.

 

Один и тот же стресс может вызвать у людей различные реакции. Тормозить или усиливать стрессовое состояние могут наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, и другие индивидуальные особенности.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Государственное профессиональное образовательное учреждение «ТУЛЬСКИЙ

Государственное профессиональное образовательное учреждение «ТУЛЬСКИЙ

Технологическая карта теоретического занятия

Технологическая карта теоретического занятия

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, лекция - визуализация 7

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, лекция - визуализация 7

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Изложение нового материала.

Изложение нового материала.

Интерес 2.Удивление 3.Радость 4

Интерес 2.Удивление 3.Радость 4

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия

Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость

Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость

Фазы стресса: 1.Фаза тревоги – организм готовится к быстрым ответным действиям 2

Фазы стресса: 1.Фаза тревоги – организм готовится к быстрым ответным действиям 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2024