Учкентская СОШ
Открытый урок по алгебре 8 класс.
Тема: «Трапеция»
Цели урока:
Ввести понятие, термин и определение «трапеции». Рассмотреть виды трапеции: произвольная, равнобедренная, прямоугольная; свойство средней линии трапеции, свойства равнобедренной трапеции и её признаки.
Развивать связную, логическую речь, наблюдательность. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, доказывать свои предположения и утверждения.
Воспитывать мотивацию к учению.
Развивающая:
· развитие аналитического мышления учащихся;
· формирование умения у учащихся выделять главное и обобщать.
Воспитывающая: формирование умения организовывать свою деятельность
Оборудование: мультимедийный проектор, разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте, карточки с задачами по уровням сложности из конспекта урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Формирование групп.
II. Постановка цели урока:
- Мы с вами продолжаем знакомиться с четырехугольниками.
Предлагаю вам рассмотреть ряд четырехугольников. (Слайд №1)
- Среди представленных фигур, что вы заметили? (Ответ учащихся:«Фигура № 4 выделена цветом».)
- Что общего у этих фигур? (Ответ учащихся:«Все фигуры являются четырехугольниками».)
-Чем отличается выделенный четырехугольник от других? (Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».)
-А кто знает, как называется этот четырехугольник? ( Дети либо ответят, либо нет.)
-Эта фигура называется трапеция.
-Как вы думаете какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока.)
-Ребята, как вы считаете, какой будет цель нашего урока? (формулируют свои цели)
- Какие нужно поставить задачи для достижения нашей цели? (формулируют задачи урока)
III. Актуализация знаний:
(Слайд №2)
-Перед вами фигуры. Разделите фигуры на классы по какому-либо признаку.
- Дайте определение известным фигурам.
IV. Исследование.
- Скажите, приходилось ли вам видеть в своей жизни предметы, похожие по форме на трапецию? Приведите примеры.
1. Определение трапеции и ее элементов.
(Слайд №3)
-Попытайтесь дать определение трапеции, опираясь на существенный признак, и записать это определение с помощью математических символов. (Чертят трапецию в тетрадях. Дают определение трапеции, записывают его с помощью математических символов. АD || BC, AB CD)
(Слайд №4)
- Приставим к верхнему основанию трапеции крышу. Вот такой у нас получился рисунок:
(учащиеся сравнивают трапецию с домом, основание трапеции – с фундаментом, основанием дома.)
- Назовем элементы трапеции: АD || BC – основания; АD – нижнее основание; BC – верхнее основание; AB CD – боковые стороны. (Учащиеся записывают элементы трапеции в тетрадях)
(Слайд №5)
- Посмотрите на эти рисунки:
- Будут ли эти фигуры трапециями? Назовите элементы трапеции.
2. Свойство углов трапеции.
На отворотной доске прикреплены чистые листы, в центре запись – 180° .
- Предлагаю поиграть в игру “Ассоциации” и вспомнить все, что вы можете связать с 180°.
Учитель открывает на доске листы по ходу ответов учащихся. На доске появляется картина:
- Будут ли какие-либо углы трапеции связаны этим свойством? ( учащиеся находят внутренние односторонние углы при основаниях трапеции и записывают свойство этих углов при параллельных прямых: <А + < В = 180°, < С + < D = 180°)
(Слайд №6)
- На рисунке найдите неизвестные углы.
3. Виды трапеции.
- А сейчас проведем работу в парах. Из разрезанных фигур вам необходимо сложить трапеции. (Работают в парах, складывают фигуры.)
- Вот, что должно было у вас получиться. Назовите части, из которых составлены трапеции. (Называют все фигуры, из которых сложена трапеция.)
(Слайд №7)
- Что общего у фигур № 1 и № 2?
- Как называется треугольник с прямым углом?
- Как можно назвать такую трапецию? (Ученики называют трапецию по аналогии прямоугольной.)
- Что общего у фигур № 3 и № 4? Измерьте боковые стороны этих фигур. Вспомните, как называли треугольник, у которого две стороны равны. Назовите трапецию. (Ученики называют трапецию по аналогии равнобедренной (равнобокой).)
4.Свойство равнобедренной трапеции.
(Слайд №8)
Начертите равнобокую трапецию в тетради
Назовите свойство равнобедренного треугольника.
Какую гипотезу можно выдвинуть? (Выдвигают гипотезу о равенстве углов при основаниях равнобокой трапеции.)
На доске учитель записывает условие.
А теперь проведите диагонали равнобокой трапеции, измерить их. (Ученики измеряют длину диагоналей трапеций в своих тетрадях.Выдвигают гипотезу: диагонали равнобокой трапеции равны.)
V. Физкультминутка.
«Стреляем глазами» (как на иллюстрации)(Слайд №9)
VI. Применение знаний.
Решение задач на выбор по уровню сложности
I уровень
1. Найдите углы трапеции:(Слайд №10)
II уровень
2. Найдите периметр трапеции АВСD:(Слайд №11)
III уровень
(Слайд №12)
1. Из вершины тупого угла равнобедренной трапеции АВСD проведен перпендикуляр СE к прямой AD, содержащий большее основание. Докажите, что AE=(AD+BC)/2.
VII. Рефлексия:
Какую фигуру мы сегодня изучили?
Какие виды бывают у трапеции?
Какими свойствами обладает равнобедренная трапеция?
VIII. Домашнее задание.
1) Занимательная задача
Сложить трапецию из:
а) четырёх прямоугольных треугольников;
б) из трёх прямоугольных треугольников;
в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции.
2) Творческое задание: сделать презентацию на тему: «Трапеция в жизни человека».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.