Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад №2 «Солнышко»
Тема самообразования:
«Развитие математических способностей у детей в средней группе через игровую деятельность»
Подготовила:
воспитатель: Трусова О.В.
Сухой Лог, 2024г.
Актуальность темы.
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.
Математика – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) –это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
Необходимость развития математических способностей, формирование познавательного интереса к математике понималась многими педагогами, психологами, методистами. Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.
Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
Главной формой работы и основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, значит и на занятиях преобладающими являются игровые методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводится большая роль. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и игры по формированию элементарных математических представлений в игровой форме позволяют расширять и углублять знания дошкольников. Несомненно, игра с элементами обучения поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема самообразования: «Развитие математических способностей у детей в средней группе через игровую деятельность».
Цель: повысить уровень профессиональной компетенции по вопросу эффективности использования игровой деятельности для развития математических способностей детей среднего возраста.
Задачи на 2024-2025 учебный год:
- повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой литературы;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- разработать перспективный план работы с детьми;
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей;
- подготовить консультации для педагогов и родителей по теме самообразования.
- выступление на педагогическом совете по теме: «Итоги работы по теме самообразования».
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2024-2025 учебный год.
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы |
сентябрь |
1. Составление плана по самообразованию. 2. Изучение литературы по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. 3. Проведение диагностики детей. 4.Составление перспективного плана работы по теме. |
1. План работы по самообразованию. 2. Наличие необходимого научного материала по теме самообразования. 3. Выявление уровня математических знаний детей на начало учебного года. 4. Перспективный план работы.
|
октябрь |
1. Работа над созданием развивающей среды. 2. Продолжать изучение литературы по заданной теме. 3. Подготовка консультаций для родителей. |
1. Пополнить РППС новыми играми по ФЭМП. 2. Выявление новых аспектов по теме самообразования. 3. Проведение консультации для родителей. |
ноябрь |
1. Подготовка консультации для педагогов. 2. Работа над картотекой «Дидактические игры по ФЭМП». |
1. Проведение консультации для педагогов. 2. Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста. |
декабрь
январь |
1. Продолжать изучение литературы по заданной теме. 2. Продолжить работу над созданием развивающей среды. |
1. Выявление новых аспектов по теме самообразования. 2. Пополнение уголка по познавательному развитию новыми играми и дидактическим материалом. |
февраль |
1. Продолжать изучение литературы по заданной теме. 2. Подготовка консультации для педагогов. |
1. Выявление новых аспектов по теме самообразования. 2. Проведение консультации для педагогов. |
март |
1. Продолжать изучение литературы по заданной теме. 2. Продолжить работу над созданием развивающей среды. |
1. Выявление новых аспектов по теме самообразования. 2. Пополнение РППС новыми играми и дидактическим материалом по ФЭМП. |
апрель |
1. Подготовка консультаций для родителей. |
1. Проведение консультации для родителей. |
май |
1. Проведение диагностики детей. 2. Подготовить отчёт о проделанной работе за учебный год в форме презентации. |
1. Выявление уровня познавательного развития детей на конец учебного года. 2. Выступление на педагогическом совете.
|
Перспективный план работы на 2024-2025 учебный год.
Месяц |
Форма работы |
||
с детьми |
с родителями |
с педагогами |
|
сентябрь |
1. Диагностика. |
|
|
октябрь |
1. Д/и «Сделаем кукле бусы» 2. Д/и «Цветные палочки» 3. Д/и «Разложи по коробочкам»
|
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу». |
|
ноябрь |
1. Д/и «Один-много». 2. Д/и «Сосчитай хлопки»» 3. И/у «Почини коврик» 4. Д/и «Найди пару» |
|
Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» |
декабрь |
1. Д/и «Назови скорей» 2. Д/и «Покажи столько же» 3. И/у «Угости зайчат»
|
Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
|
|
январь |
1. Считалка «Раз, два – шли утята» 2. Игра «Где лежит игрушка?» 3. И/у «Что где от тебя?»
|
Папка-передвижка: «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
|
|
февраль |
1. Игра «Кто первый назовет?». 2. Д/и «Мостики для зайчат» 3. Н-п/и «Геометрическое лото»
|
|
Консультация: «Как научить детей играть в математические игры» |
март |
1. Беседа «Наш день» 2. П/и «День-ночь» 3. Д/и «Покажи то, что назову» |
|
|
апрель |
1. И/у «Найди игрушку» 2. П/и «Куда пойдешь, что найдешь?» 3. И/у «Когда это было?»
|
Индивидуальная консультация по запросу родителей. Рекомендация: «Формирование пространственные представления» |
|
май |
1. И/у «Где игрушка?» 2. Д/и «Найди пару» 3. Д/и «Сломанная лесенка»
|
|
Доклад на педагогическом совете по результатам самообразования. |
Работа с детьми по теме самообразования.
Цель: сформировать у дошкольников элементарные математические представления через игровую деятельность.
Задачи:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- совершенствовать умение сравнивать группы предметов;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;
- расширять представления о геометрических фигурах;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- сплотить детский коллектив;
- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Перспективный план работы с детьми на 2024-2025учебный год.
Вид занятия |
Задачи. |
Месяц |
1. Диагностика. |
выявление уровня сенсорного развития детей. |
Сентябрь |
1. Д/и «Сделаем кукле бусы» 2. Д/и «Цветные палочки» 3. Д/и «Разложи по коробочкам»
|
1. Продолжать формировать понятия «цвета». 2. Учить объединять предметы в группу по цвету, форме, размеру.
|
Сентябрь |
1. Д/и «Один-много». 2. Д/и «Сосчитай хлопки»» 3. И/у «Почини коврик» 4. Д/и «Найди пару» |
1. Закрепление понятий «один», «много». 2. Формировать понимание значения итогового числа (в пределах 3), отвечать на вопрос «Сколько?». 3. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
Октябрь |
1. Д/и «Назови скорей» 2. Д/и «Покажи столько же» 3. И/у «Угости зайчат»
|
1. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление. 2. Формировать понятие о порядковом счете и количественных числительных. |
Ноябрь |
1. Считалка «Раз, два – шли утята» 2. Игра «Где лежит игрушка?» 3. И/у «Что где от тебя?»
|
1. Упражнять в счете. 2. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей. 3.Формировать умение ориентироваться в пространстве. |
Декабрь |
1. Игра «Кто первый назовет?». 2. Д/и «Мостики для зайчат» 3. Н-п/и «Геометрическое лото»
|
1. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей. 2. Продолжать формировать представление о понятиях «длина», «ширина». 3. Продолжать формировать представления о геометрических фигурах. |
Январь
|
1. Беседа «Наш день» 2. П/и «День-ночь» 3. Д/и «Покажи то, что назову»
|
1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток). 2. Продолжать формировать представления о геометрических фигурах. |
Февраль
|
1. И/у «Найди игрушку» 2. П/и «Куда пойдешь, что найдешь?» 3. И/у «Когда это было?»
|
1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться к окружающем пространстве, относительно себя. 2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме. |
Март
|
1. И/у «Где игрушка?» 2. Д/и «Найди пару» 3. Д/и «Сломанная лесенка»
|
1. Упражнять в правильном назывании животных и их действий. 2. Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. |
Апрель
|
1. Диагностика. |
Выявление динамики развития сенсорных навыков детей. |
Май |
Работа с родителями по теме самообразования.
Цель: повысить уровень компетентности родителей по вопросу важности формирования у детей математических представлений.
Задачи:
- сформировать у родителей представления о необходимости проведения игровых упражнений по развитию математических представлений;
- повышать роль семьи в развитии детей среднего возраста;
- формирование у родителей умение создавать дома условия для познавательных игр и правильно подбирать их;
- организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 учебный год.
Форма работы |
Задачи |
Месяц |
Дополнительное |
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу».
|
- показать важность знакомства детей с математическими играми и материалами. |
Октябрь |
список литературы для родителей для дополнительного самообразования |
Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
|
- развить интерес родителей к совместным играм с детьми.
|
Декабрь
|
список литературы для родителей для дополнительного самообразования |
Папка-передвижка: «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
|
- вызвать у родителей интерес и желание организовать детям игры в домашних условиях. |
Январь
|
индивидуальная консультация по запросу родителей. |
Индивидуальная консультация по запросу родителей. Рекомендация: «Формирование пространственные представления» |
- помочь в решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей; - проинформировать об успехах, достижениях ребёнка. |
Апрель |
|
Работа с педагогами по теме самообразования.
Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу влияния игровой деятельности на ФЭМП.
Задачи:
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу использования математических игр;
- напомнить педагогам о важности формирования математических представлений у детей;
- способствовать созданию развивающей среды в группах по познавательному развитию.
Перспективный план работы с педагогами на 2024-2025 учебный год.
Форма работы |
Задачи |
Месяц |
Дополнительное |
Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» |
- показать значение формирования математических способностей у детей дошкольного возраста. |
Ноябрь |
список литературы |
Консультация: «Как научить детей играть в математические игры» |
- помочь педагогам организовать правильно процесс игровой деятельности. |
Февраль |
брошюра по теме консультации. |
Доклад на педагогическом совете по результатам самообразования. |
- кратко представить результаты проделанной работы по вопросу самообразования. |
Май |
презентация по заданной теме. |
Прогнозируемый результат:
с детьми:
- у детей сформирован интерес к математическим играм;
- дети умеют сравнивать группы предметов, обозначать словами их количество;
- дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, называть расположение предметов относительно себя;
- дети знают и называют геометрические фигуры, их особенности;
- у детей сформированы навыки самостоятельной деятельности;
- у детей развиты логическое мышление, внимание, память, речь, воображение;
- сплоченный детский коллектив;
- дети умеют применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
с родителями:
- у родителей сформированы представления о необходимости проведения игровых упражнений по развитию математических представлений;
- родители имеют представлением о том, как создавать дома условия для познавательных игр и правильно подбирать их;
с педагогами:
- у педагогов повысилась профессиональная компетентность по вопросу использования игровой деятельности в формировании элементарных математических представлений.
Литература.
1. Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г.
2. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
3 Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
4. Носова, Е.А. «Логика и математика для дошкольников» - М.: Детство-Пресс, Санкт- Петербург, 2008.
5. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
6. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н.Е.Вераксы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.