«Развитие математических способностей у детей в средней группе через игровую деятельность»

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 24.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главной формой работы и основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, значит и на занятиях преобладающими являются игровые методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника.
Иконка файла материала «Развитие математических способностей у детей в средней группе через игровую деятельность».doc

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад №2 «Солнышко»

 

Тема самообразования:

«Развитие математических способностей у детей в средней группе через игровую деятельность»

 

Picture background

 

 

Подготовила:

воспитатель: Трусова О.В.

 

 

 

 

 

 

Сухой Лог, 2024г.

 

 

 

Актуальность темы.

 

     В современной жизни проблема обучения математике приобретает  всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

     Математика – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) –это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

     Необходимость развития математических способностей, формирование познавательного интереса к математике понималась многими педагогами, психологами, методистами. Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.      

     Актуальность проблемы заключается в том, что общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника (со стороны педагогов и родителей детского сада) часто не приносят желаемых результатов, а в современных обучающих программах начальной школы важное значение придаётся логической составляющей. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако забывают о том, что нужно научить ребёнка думать. При обучении в школе эти умения ненадолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается быстро (через месяц-два) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

     Главной формой работы и основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, значит и на занятиях преобладающими являются игровые методы и приемы взаимодействия педагога и воспитанника.

     На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводится большая роль. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и игры по формированию элементарных математических представлений в игровой форме позволяют расширять и углублять знания дошкольников. Несомненно, игра с элементами обучения поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

      В связи с актуальностью данной проблемы была выбрана тема самообразования: «Развитие математических способностей у детей в средней группе через игровую деятельность».   

 

Цель: повысить уровень профессиональной компетенции по вопросу эффективности использования игровой деятельности для развития математических способностей детей среднего возраста.

 

Задачи на 2024-2025 учебный год:

- повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой литературы;

- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей;

- подготовить консультации для педагогов и родителей по теме самообразования.

- выступление на педагогическом совете по теме: «Итоги работы по теме самообразования».

 

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2024-2025 учебный год.

 

Сроки

Форма работы

Практические выходы

сентябрь

1. Составление плана по самообразованию.

2. Изучение литературы по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

3. Проведение диагностики детей.

4.Составление перспективного плана работы по теме.

1. План работы по самообразованию.

2. Наличие необходимого научного материала по теме самообразования.

3. Выявление уровня математических знаний детей на начало учебного года.

4. Перспективный план работы.

 

октябрь

1. Работа над созданием развивающей среды.

2. Продолжать изучение литературы по заданной теме.

3. Подготовка консультаций для родителей.

1. Пополнить РППС новыми играми по ФЭМП.

2. Выявление новых аспектов по теме самообразования.

3. Проведение консультации для родителей.

ноябрь

1. Подготовка консультации для педагогов.

2. Работа над картотекой «Дидактические игры по ФЭМП».

1. Проведение консультации для педагогов.

2. Картотека дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста.

декабрь

 

январь

1. Продолжать изучение литературы по заданной теме.

2. Продолжить работу над созданием  развивающей среды.

1. Выявление новых аспектов по теме самообразования.

2. Пополнение уголка по познавательному развитию новыми играми и дидактическим материалом.

февраль

1. Продолжать изучение литературы по заданной теме.

2. Подготовка консультации для педагогов.

1. Выявление новых аспектов по теме самообразования.

2. Проведение консультации для педагогов.

март

1. Продолжать изучение литературы по заданной теме.

2. Продолжить работу над созданием  развивающей среды.

1. Выявление новых аспектов по теме самообразования.

2. Пополнение РППС новыми играми и дидактическим материалом по ФЭМП.

апрель

1. Подготовка консультаций для родителей.

1. Проведение консультации для родителей.

май

1. Проведение диагностики детей.  

2. Подготовить отчёт о проделанной работе за учебный год в форме презентации.

1. Выявление уровня познавательного развития детей на конец учебного года.

2. Выступление на педагогическом совете.

 

 

Перспективный план работы на 2024-2025 учебный год.

Месяц 

Форма работы

с детьми

с родителями

с педагогами

сентябрь

1. Диагностика.

 

 

октябрь

1. Д/и «Сделаем кукле бусы»

2. Д/и «Цветные палочки»

3. Д/и «Разложи по коробочкам»

 

Консультация

«Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу».

 

ноябрь

1. Д/и «Один-много».

2. Д/и «Сосчитай хлопки»»

3. И/у «Почини коврик»

4. Д/и «Найди пару»

 

Консультация

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

декабрь

1. Д/и «Назови скорей»

2. Д/и «Покажи столько же»

3. И/у «Угости зайчат»

 

Консультация

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

 

 

январь

1. Считалка «Раз, два – шли утята»

2. Игра «Где лежит игрушка?»

3. И/у «Что где от тебя?»

 

Папка-передвижка: «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

 

 

февраль

1. Игра «Кто первый назовет?».

2. Д/и «Мостики для зайчат»

3. Н-п/и «Геометрическое лото»

 

 

Консультация: «Как научить детей играть в математические игры»

март

1. Беседа «Наш день»

2. П/и «День-ночь»

3. Д/и «Покажи то, что назову»

 

 

апрель

1. И/у «Найди игрушку»

2. П/и «Куда пойдешь, что найдешь?»

3. И/у «Когда это было?»

 

Индивидуальная консультация по запросу родителей.

Рекомендация: «Формирование пространственные представления»

 

май

1. И/у «Где игрушка?»

2. Д/и «Найди пару»

3. Д/и «Сломанная лесенка»

 

 

Доклад на педагогическом совете по результатам самообразования.

 

Работа с детьми по теме самообразования.

 

  Цель: сформировать у дошкольников элементарные математические представления через игровую деятельность.  

 

 Задачи:
- активизация познавательного интереса дошкольников;

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

- совершенствовать умение сравнивать группы предметов;

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;

- расширять представления о геометрических фигурах;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- сплотить детский коллектив;

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Перспективный план работы с детьми на 2024-2025учебный год.

 

Вид занятия

Задачи.

Месяц

1. Диагностика.

выявление уровня сенсорного развития детей.

Сентябрь

1. Д/и «Сделаем кукле бусы»

2. Д/и «Цветные палочки»

3. Д/и «Разложи по коробочкам»

 

1. Продолжать формировать понятия «цвета».

2. Учить объединять предметы в группу по цвету, форме, размеру.

 

Сентябрь

1. Д/и «Один-много».

2. Д/и «Сосчитай хлопки»»

3. И/у «Почини коврик»

4. Д/и «Найди пару»

1. Закрепление понятий «один», «много».

2. Формировать понимание значения итогового числа (в пределах 3), отвечать на вопрос «Сколько?».

3. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Октябрь

1. Д/и «Назови скорей»

2. Д/и «Покажи столько же»

3. И/у «Угости зайчат»

 

1. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.

2. Формировать понятие о порядковом счете и количественных числительных.

Ноябрь

1. Считалка «Раз, два – шли утята»

2. Игра «Где лежит игрушка?»

3. И/у «Что где от тебя?»

 

1. Упражнять в счете.

2. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

3.Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Декабрь

1. Игра «Кто первый назовет?».

2. Д/и «Мостики для зайчат»

3. Н-п/и «Геометрическое лото»

 

1. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

2. Продолжать формировать представление о понятиях «длина», «ширина».

3. Продолжать формировать представления о геометрических фигурах.

Январь

 

1. Беседа «Наш день»

2. П/и «День-ночь»

3. Д/и «Покажи то, что назову»

 

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток).

2. Продолжать формировать представления о геометрических фигурах.

Февраль

 

1. И/у «Найди игрушку»

2. П/и «Куда пойдешь, что найдешь?»

3. И/у «Когда это было?»

 

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться к окружающем пространстве, относительно себя.

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.

Март

 

1. И/у «Где игрушка?»

2. Д/и «Найди пару»

3. Д/и «Сломанная лесенка»

 

1. Упражнять в правильном назывании животных и их действий.

2. Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Апрель

 

1. Диагностика.

Выявление динамики развития сенсорных навыков детей.

Май

 

 

Работа с родителями по теме самообразования.

 

  Цель: повысить уровень компетентности родителей по вопросу важности формирования у детей математических представлений.

  Задачи:

- сформировать у родителей представления о необходимости проведения игровых упражнений по развитию математических представлений;

- повышать роль семьи в развитии детей среднего возраста;

- формирование у родителей умение создавать дома условия для познавательных игр и правильно подбирать их;

- организовывать взаимодействие педагогов, родителей и детей.

 

Перспективный план работы с родителями на 2024-2025 учебный год.

 

Форма работы

Задачи

Месяц

Дополнительное

Консультация

 «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу».

 

- показать важность знакомства детей с математическими играми и материалами.

Октябрь

список литературы для  родителей для дополнительного самообразования

Консультация

 «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».

 

- развить интерес родителей к совместным играм с детьми.

 

Декабрь

 

список литературы для  родителей для дополнительного самообразования

Папка-передвижка: «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

 

- вызвать у родителей интерес и желание организовать детям игры в домашних условиях.

Январь

 

индивидуальная консультация по запросу родителей.

Индивидуальная консультация по запросу родителей.

Рекомендация: «Формирование пространственные представления»

- помочь в решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей;

- проинформировать об успехах, достижениях ребёнка.

Апрель

 

 

 

 

 

 

Работа с педагогами по теме самообразования.

 

  Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу влияния игровой деятельности на ФЭМП.

  Задачи:

- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу использования математических игр;

- напомнить педагогам о важности формирования математических представлений у детей;

- способствовать созданию развивающей среды в группах по познавательному развитию.

 

Перспективный план работы с педагогами на 2024-2025 учебный год.

 

Форма работы

Задачи

Месяц

Дополнительное

Консультация

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

- показать    значение   формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.

Ноябрь

список литературы

Консультация: «Как научить детей играть в математические игры»

- помочь  педагогам организовать правильно процесс игровой деятельности.

Февраль

брошюра по теме консультации.

Доклад на педагогическом совете по результатам самообразования.

- кратко  представить результаты проделанной работы по вопросу самообразования.

Май

презентация по заданной теме.

 

Прогнозируемый результат:

с детьми:
- у детей сформирован интерес к математическим играм;

- дети умеют сравнивать группы предметов, обозначать словами их количество;

- дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, называть расположение предметов относительно себя;

- дети знают и называют геометрические фигуры, их особенности;

- у детей сформированы навыки самостоятельной деятельности;

- у детей развиты логическое мышление, внимание, память, речь, воображение;

- сплоченный детский коллектив;

- дети умеют применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

с родителями:

- у родителей сформированы представления о необходимости проведения игровых упражнений по развитию математических представлений;

- родители имеют представлением о том, как создавать дома условия для познавательных игр и правильно подбирать их;

с педагогами:

- у педагогов повысилась профессиональная компетентность по вопросу использования игровой деятельности в формировании элементарных математических представлений.

 

 

Литература.

 

1. Волина В. «Веселая математика» - Москва, 1999г.

2. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.

3 Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

4. Носова, Е.А. «Логика и математика для дошкольников» - М.: Детство-Пресс, Санкт- Петербург, 2008.

5. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

6. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н.Е.Вераксы.