Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Оценка 4.8
Лекции
docx
география +1
Взрослым
31.01.2017
Проблема формирования ценностного отношения к миру рассматривается в качестве задачи экологического образования при изучении курса географии в средней школе. Выделяются основные типы ценностей: общечеловеческие, социальные и личностные.
Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде и знаниям о ней является одним из важнейших компонентов содержания школьного географического образования.Взаимодействие человека и общества в целом с природой, соответствие экологических, нравственно-экологических и других оценок нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе
Формирования опыта эмоционально.docx
Формирования опыта эмоциональноценностного отношения к окружающей
среде и знаниям о ней на географии
Щербинина Г. А., МБОУ СОШ № 55,
Акопян М. В., МБОУЛ «ВУВК им А. П. Киселева» г. Воронеж
К концу второго тысячелетия цивилизация вследствие утилитарно
прагматического отношения общества к природе оказалась в кризисной
экологической ситуации, поставившей человечество на грань выживания.
Современный экологический кризис обусловлен не только достижениями
научнотехнического прогресса, но и кризисом нравственности личности,
связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы.
Проблема формирования ценностного отношения к миру
рассматривается в качестве задачи экологического образования при изучении
географии. Различаются три основных типа ценностей: общечеловеческие,
общественные (социальные) и личностные.
Опыт эмоциональноценностного отношения к окружающей среде и
знаниям о ней является одним из важнейших компонентов содержания
школьного географического образования. Вместе с тем, в реальной практике,
как показывают исследования, 89% учителей затрудняются выделить
компоненты, образующие опыт эмоциональноценностного отношения к
окружающей среде и знаниям о ней. 73% указать способы его усвоения. 64%
учителей не отражают эмоциональноценностный компонент в целях урока.
Такое положение сказывается не только на ценностной ориентации
обучающихся, но и на эффективности географического и экологического
образования в целом. На наш взгляд, опыт эмоциональноценностного
отношения к окружающей среде и знаниям о ней, как интегративное качество
личности (потребности, мотивы, эмоции, отношение, оценка и т.д.) включает в
себя следующие блоки:
1. Мотивационноценностный. Проявление интереса к вопросам географии и экологии, наличие
социальнозначимых мотивов охраны природы, осознание универсальной
ценности природы, позитивная эмоциональная установка на изучение и охрану
природы.
2. Содержательнооперационный.
Глубина и систематичность географических и экологических знаний,
сформированность географических и природоохранных умений и навыков,
проявление инициативности и социальной активности в процессе изучения и
охраны природы.
3. Оценочнорезультативный.
Взаимодействие человека и общества в целом с природой, соответствие
экологических, нравственноэкологических и других оценок нормам
общественной морали и права, проявление нравственноэкологической
направленности в оценке результатов деятельности людей в природе. В самом
обобщенном виде методическую стратегию формирования опыта
эмоциональноценностного отношения к окружающей среде и знаниям о ней
можно представить следующим образом:
Первый этап предполагает организацию восприятия географических и
экологических знаний и оценочных суждений. Цель первого этапа создание
впечатлений, откликов, настроения, положительного эмоционального фона,
служащих основой восприятия знаний и оценочных суждений. И . Я. Лернер
считает, что для формирования эмоциональноценностного отношения к
Миру первоначально необходимо вызвать определенные чувства и
переживания. Формирование образа природы осуществляется различными
методическими приемами: на экскурсии в природу, с помощью яркого
объяснения учителя, а также при использовании фрагментов художественных
и музыкальных произведений, картин и графических моделей (карт, схем и
т.п.). Для создания образа природы целесообразны задания на описание или
анализ природы и природных процессов. Например, задание описать реку и ее берега, лес и поляну, небо и облака и другие природные объекты по сезонам
года.
Второй этап способствует выработке личностного отношения к
окружающей среде и знаниям о ней. Цель данного этапа – объяснение
сущности оценивания изучаемых процессов, явлений событий, фактов с
позиций науки, общественных норм, критериев, эталонов и организация
применения учениками оценочных суждений под руководством учителя.
Третий этап предусматривает индивидуализацию обучающимися
моральнонравственных и духовных ценностей и имеет своей целью
организацию применения учениками усвоенных знаний и оценочных суждений
для самостоятельной оценки в ситуации выбора. В современном направлении
обучения в центре ставится личность, опора делается на личностно –
ориентированный подход.
Таким образом, первый этап соответствует спонтанному уровню,
эмоциональные впечатления не влияют на воссоздание географических и
экологических знаний, а также оценочных суждений во всей их сложности и
многообразии. По мере воздействия обучения уровень пополняется научными
представлениями, происходит их осмысление с разных позиций. На втором и
третьем этапах спонтанные представления перерастают в новое качество
(научный, теоретический уровень) и позволяют получить объемную
многомерную картину отношений природы и общества.
Представляемая методика строится по принципу постепенного
усложнения заданий на разных этапах урока. По классификации категорий
уровни сложности выделяются следующие:
1. усвоение и воспроизведение знаний, закрепление общественных
оценок;
2. формирование оценочных суждений под руководством учителя;
3 . применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки в
ситуации выбора; 4.заключительный уровень заключается в самостоятельной оценке в
ситуации выбора. География как учебная дисциплина обладает значительным
интеграционным потенциалом, одновременно относится к естественным и
общественным и социальным областям знания. Предполагает непременную
актуализацию опыта эмоциональных переживаний, осмысление значения,
оценку природных и социальноэкономических процессов и явлений, искания
смысла в ситуациях выбора и принятия решений, самореализацию личности
ученика.
В современных концепциях и программах по географии формирование
эмоциональноценностного отношения учеников к природе обозначено в
качестве ведущей задачи географического образования. Данная методика
позволит оптимизировать процесс формирования знаний об окружавшей
среде, как на уроках географии и краеведения, так и во внеурочной
деятельности с одновременным превращением их в систему взглядов,
убеждений и ценностей. Одним из главных научнометодических условий
формирования эмоциональноценностного отношения учеников к природе
является ориентация на стратегию личностноориентированного образования.
Выявлены следующие исходные положения, которые были положены в основу
стратегии личностноориентированного образования: соблюдение приоритета
индивидуальности и самоценности ученика; выделение основных линий
взаимодействия между субъектами образовательного процесса;
трансформации научного географического содержания в эмоциональное
путем смыслового аксиологического насыщения учебного материала; а также
рефлексивное управление деятельностью обучающихся.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.