Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Оценка 4.8

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Оценка 4.8
Лекции
docx
география +1
Взрослым
31.01.2017
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Проблема формирования ценностного отношения к миру рассматривается в качестве задачи экологического образования при изучении курса географии в средней школе. Выделяются основные типы ценностей: общечеловеческие, социальные и личностные. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде и знаниям о ней является одним из важнейших компонентов содержания школьного географического образования.Взаимодействие человека и общества в целом с природой, соответствие экологических, нравственно-экологических и других оценок нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе
Формирования опыта эмоционально.docx
Формирования опыта эмоционально­ценностного отношения к окружающей среде и знаниям о ней на географии Щербинина Г. А., МБОУ СОШ № 55,   Акопян М. В., МБОУЛ «ВУВК им А. П. Киселева» г. Воронеж К   концу   второго   тысячелетия   цивилизация   вследствие   утилитарно­ прагматического   отношения   общества   к   природе   оказалась   в   кризисной экологической   ситуации,   поставившей   человечество   на   грань   выживания. Современный   экологический   кризис   обусловлен   не   только   достижениями научно­технического   прогресса,   но   и   кризисом   нравственности   личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы.  Проблема   формирования   ценностного   отношения   к   миру рассматривается в качестве задачи экологического образования при изучении географии.   Различаются   три   основных   типа   ценностей:   общечеловеческие, общественные (социальные) и личностные. Опыт   эмоционально­ценностного   отношения   к   окружающей   среде   и знаниям   о   ней   является   одним   из   важнейших   компонентов   содержания школьного географического образования. Вместе с тем, в реальной практике, как   показывают   исследования,   89%   учителей   затрудняются   выделить компоненты,   образующие   опыт   эмоционально­ценностного   отношения   к окружающей среде и знаниям о ней. 73% ­ указать способы его усвоения. 64% учителей не отражают эмоционально­ценностный компонент в целях урока.  Такое   положение   сказывается   не   только   на   ценностной   ориентации обучающихся,   но   и   на   эффективности   географического   и   экологического образования   в   целом.   На   наш   взгляд,   опыт   эмоционально­ценностного отношения к окружающей среде и знаниям о ней, как интегративное качество личности (потребности, мотивы, эмоции, отношение, оценка и т.д.) включает в себя следующие блоки: 1. Мотивационно­ценностный. Проявление   интереса   к   вопросам   географии   и   экологии,   наличие социально­значимых   мотивов   охраны   природы,   осознание   универсальной ценности природы, позитивная эмоциональная установка на изучение и охрану природы. 2. Содержательно­операционный. Глубина   и   систематичность   географических   и   экологических   знаний, сформированность   географических   и   природоохранных   умений   и   навыков, проявление инициативности и  социальной активности в процессе изучения и охраны природы. 3. Оценочно­результативный. Взаимодействие человека и общества в целом с природой, соответствие экологических,   нравственно­экологических   и   других   оценок   нормам общественной   морали   и   права,   проявление   нравственно­экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе. В самом обобщенном   виде   методическую   стратегию   формирования   опыта эмоционально­ценностного отношения к окружающей среде и знаниям о ней можно представить следующим образом: Первый  этап предполагает организацию восприятия географических и экологических знаний и оценочных суждений. Цель первого этапа   создание впечатлений,   откликов,   настроения,  положительного   эмоционального   фона, служащих основой восприятия знаний и оценочных суждений. И . Я. Лернер считает,   что   для   формирования   эмоционально­ценностного   отношения   к Миру   первоначально   необходимо   вызвать   определенные   чувства   и переживания.   Формирование   образа   природы   осуществляется   различными методическими   приемами:   на   экскурсии   в   природу,   с   помощью   яркого объяснения учителя, а также при использовании фрагментов художественных и музыкальных произведений, картин и графических моделей (карт, схем и т.п.). Для создания образа природы целесообразны задания на описание или анализ природы и природных процессов. Например, задание описать реку и ее берега, лес и поляну, небо и облака и другие природные объекты по сезонам года. Второй   этап   способствует   выработке   личностного   отношения   к окружающей   среде   и   знаниям   о   ней.   Цель   данного   этапа   –   объяснение сущности   оценивания   изучаемых   процессов,   явлений       событий,   фактов   с позиций   науки,   общественных   норм,   критериев,   эталонов   и   организация применения учениками оценочных суждений под руководством учителя. Третий   этап   предусматривает   индивидуализацию   обучающимися морально­нравственных   и   духовных   ценностей   и   имеет   своей   целью организацию применения учениками усвоенных знаний и оценочных суждений для самостоятельной оценки в ситуации выбора. В современном направлении обучения   в   центре   ставится   личность,   опора   делается   на   личностно   – ориентированный подход. Таким   образом,   первый   этап   соответствует   спонтанному   уровню, эмоциональные   впечатления   не   влияют   на   воссоздание   географических   и экологических знаний, а также оценочных суждений во всей их сложности и многообразии. По мере воздействия обучения уровень пополняется научными представлениями, происходит их осмысление с разных позиций. На втором и третьем   этапах   спонтанные   представления   перерастают   в   новое   качество (научный,   теоретический   уровень)   и   позволяют   получить   объемную многомерную картину отношений природы и общества. Представляемая   методика   строится   по   принципу   постепенного усложнения заданий на разных этапах урока. По классификации категорий уровни сложности выделяются следующие: 1.       усвоение   и   воспроизведение   знаний,   закрепление   общественных оценок; 2.   формирование оценочных суждений под руководством учителя; 3   .       применение   усвоенных   знаний   для   самостоятельной   оценки   в ситуации выбора; 4.заключительный   уровень   заключается   в   самостоятельной   оценке   в ситуации выбора. География как учебная дисциплина обладает значительным интеграционным   потенциалом,   одновременно   относится   к   естественным   и общественным и социальным   областям знания. Предполагает непременную актуализацию   опыта   эмоциональных   переживаний,   осмысление   значения, оценку природных и социально­экономических процессов и явлений, искания смысла в ситуациях выбора и принятия решений, самореализацию личности ученика. В современных концепциях и программах по географии формирование эмоционально­ценностного   отношения   учеников   к   природе   обозначено   в качестве   ведущей   задачи   географического   образования.   Данная   методика позволит   оптимизировать   процесс   формирования   знаний   об   окружавшей среде,   как   на   уроках   географии   и   краеведения,   так   и   во   внеурочной деятельности   с   одновременным   превращением   их   в   систему   взглядов, убеждений   и    ценностей.  Одним   из   главных   научно­методических   условий формирования   эмоционально­ценностного   отношения   учеников   к   природе является ориентация на стратегию личностно­ориентированного образования. Выявлены следующие исходные положения, которые были положены в основу стратегии личностно­ориентированного образования: соблюдение приоритета индивидуальности   и   самоценности   ученика;   выделение   основных   линий взаимодействия   между   субъектами   образовательного   процесса; трансформации   научного   географического   содержания   в   эмоциональное путем смыслового аксиологического насыщения учебного материала; а также рефлексивное управление деятельностью обучающихся.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017