Эмоциональное выгорание педагогов
В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители образовательных учреждений, так и сами педагоги. Это обусловлено тем фактом, что выгорание специалистов (особенно так называемых «помогающих» профессий, к категории которых относится профессия воспитателя) начинается незаметно и на начальном этапе не вызывает никаких трудностей для организации, а в результате обходится очень дорого.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д., 2002). По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессии педагога и психолога являются еще более сложными, поскольку и тот и другой в процессе работы взаимодействуют и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и специалист испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. Даже если конкретная встреча, разговор, мероприятие заканчивается, казалось бы, болезненно, с положительным результатом, через какое-то время «копилка» эмоций специалиста окажется переполненной и любое взаимодействие в системе «человек—человек» будет восприниматься им как нежелательное и травмирующее.
Профессиональное выгорание рассматривается, в том числе, как долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие воздействия продолжительных профессиональных стрессоров средней и высокой интенсивности. Сегодня в литературе можно встретить различные трактовки этого понятия, такие как: "эмоциональное выгорание", "психическое выгорание", "профессиональное выгорание" - всё это разные названия одного и того же явления.
http://testoteka.narod.ru/0.pngАвтор термина «профессиональное выгорание» (burnout), Freudenberger, утверждает, что данный процесс приводит к эмоциональному истощению специалистов, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей и постоянной необходимостью находиться с ними во взаимодействии.
На сегодняшний день в образовательных учреждениях растет потребность в психологическом сопровождении профессиональной деятельности, и, прежде всего, профилактике профессионального выгорания педагогов. Практические подходы к профилактике посредством психологических методов и технологий, разработанные в настоящее время позволяют поддерживать эмоциональное благополучие специалистов, способствуют повышению работоспособности и улучшению психологического климата в коллективе (в случае, если работа проводится внутри одной организации).
Психологическая работа осуществляется через разрядку психоэмоционального напряжения, развитие творческого потенциала и активизацию личностных ресурсов специалистов.
http://testoteka.narod.ru/0.pngРабота осуществляется в форме психологического тренинга, посредством психологических методов и технологий и обеспечивается достижение следующих результатов:
1. приобретение новых знаний по проблеме профессионального выгорания;
2. актуализацию и мобилизацию личностных ресурсов;
3. снижение психоэмоционального напряжения;
4. развитие коммуникативной компетентности;
5. формирование навыков конструктивного решения конфликтов в профессиональной среде;
6. обогащение навыками совладания со стрессом и саморегуляции эмоционального состояния.
http://testoteka.narod.ru/0.pngВ результате групповой работы участники овладевают:
• знаниями о способах эмоциональной саморегуляции;
• умениями применять их с целью самопомощи.
http://testoteka.narod.ru/0.pngКроме этого, как уже было отмечено выше, можно прогнозировать повышение работоспособности специалистов, а так же улучшение психологического климата в коллективе (в случае, если работа проводится внутри одной организации).
Что касается конкретно моей профессиональной деятельности, работа ведется следующим образом. С периодичностью раз в пол года проводится анкетирование учителей с целью выявить наличие синдрома профессионального выгорания или состояния, близкого к нему. Эта информация обрабатывается и доводится до сведения администрации. Кроме того эта информацяи доводится так же и до сведения самих педагогов. Более эффективной работу считаю индивидуальную, помимо сообщения результатов диагностической работы даю устные рекомендации в зависимости от возраста, семейного положения и характера данного педагога. Часто отношение к таким рекомендация довольно скептическое, так как такие способы снижения стресса как ванна, чтение книги и прогулки в одиночестве в лесу кажутся малоэффективными, и многие сомневаются, что это им как то поможет, кроме того жалко тратить на это время. Но тут важно убедить человека, порой даже личным опытом, что систематичская и комплексная забота о себе дейтсвительно эффективна и может изменить их состояние в лучшую сторону. Личный примерн на мой взгляд максимално эффективен для молодых педагогов.
Что касается того, как я сама справляюсь с многочисленными стрессами на работе. Максимально эффективным для меня является спорт. На втором месте по эффективности — смена деятельности (для меня такой сменой является ежесубботние и ежевоскресные занятия в институте), чтение книг, капание в земле, 8-10 часовой сон. Стараюсь как можо чаще напоминать себе, что если я не способна позаботиться о себе, то как я могу позаботиться и помочь кому-либо еще?
Методики, используемые мной в работе: 2 из них мы с вами уже сделали, они не максимально информативны, но дают хотя бы базовое представление о том, что происходит с человеком, тем более, что есть возможность не просто посчитать балы, а проанализировать ответы на определенные вопросы. Если учесть тотальную нехватку времени на работе, маленький тест – самый лучший тест. После экспресс-диагностики педагогов, чье состояние вызывает серьезное опасение можно протестировать более объемными и информативными методиками.
Синдром профессионального выгорания - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории.
Упражнение «Имя – профессиональное качество»
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение «Имена-качества».
Цель: обмен положительными эмоциями и чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2 - 3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина - мечтательная, миролюбивая».
Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом педагог-психолог должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.
Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день.
По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?
Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.
Флеш-тренинг.
Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.
«Мешочек пожеланий»
Участники достают позитивные пожелания и зачитывают их. В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т. д.
2. Упражнение “Ассоциации”
3. Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”. Писать эмоции. 10 слов. У вас получились позитивные слова или негативные? Подумайте над тем, что у вас вышло.
Профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
15.Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения,займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Используемая литература:
1. Безюлева Г. В.Толерантность: взгляд, поиск, решение: Учебное пособие. / Г. В. Безюлева, Г. М. Шеламова. - М.: Вербум - М, 2003.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие. / В. В. Бойко. - М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996.
3. Митина Л. М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы): практическое пособие. \ Л. М. Митина. М.: Дело, 1994.
4. Семенова Е. Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. / Е. Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.