Особенности детей с ЗПР • Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений; • Незрелость мышления, преобладание игровых интересов; • Низкий уровень работоспособности, утомляемость при интеллектуальной нагрузке; • Замедленная включаемость в работу; • Неумение подчиняться правилам дисциплины; • Замедленное развитие активных форм деятельности; • Неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность; • Недостаточная сформированность чувства долга и ответственности; • Недостаточная способность к волевому усилию и труду; • Несформированность навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; • Низкая потребность в общении • Низкая устойчивость внимания; • Ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. • Ограниченный объем памяти и снижение прочности запоминания материала. • Недостаточная сформированность операционного компонента, т.е. умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
|
Особенности детей с РАС • трудности в общении, потребность сохранения постоянства окружающего мира и стереотипности (бессмысленное, однообразное повторение) фраз, слов, движений, собственного поведения; • не вступает в обычное для его возраста общение; зрительное внимание чаще избирательно или фрагментарно (частично); характерна непереносимость взгляда в глаза – «бегающий • взгляд»; глаза видят правильно, но ребенок не уделяет этому внимания, смотрит «сквозь людей», «ходит мимо людей» и относится к ним как к неодушевленным носителям отдельных интересующих его свойств; не замечает никого вокруг, не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека; • выявляются нарушения концентрации (сосредоточения) внимания, его быстрая истощаемость; бывают резкие колебания активного внимания, когда ребенок практически целиком выключается из ситуации; внимание ребенка с аутизмом непроизвольно, его практически невозможно привлечь; • в развитии восприятия отмечаются нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и вычленение отдельных, аффективно значимых, сенсорных ощущений или ощущений собственного тела.; • в памяти ребенка информация усваивается целыми блоками; воспринятые блоки информации не перерабатываются ребенком и используются в неизменной воспринятой извне форме; • хорошо развита механическая память: быстро запоминают большие по объему стихи и рассказы, но плохо понимают их содержание, не умеют пользоваться заученными знаниями на практике; • трудности в общении, потребность сохранения постоянства окружающего мира и стереотипности (бессмысленное, однообразное повторение) фраз, слов, движений, собственного поведения.
|
Особенности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - патологическая инертность нервных и психических процессов; - интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; - снижение мотивации деятельности (особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств, нарушена целенаправленная деятельность. низкая работоспособность); - тугоподвижность, косность и стереотипность мышления; - нарушение критичности мышления; - нарушение операционного и организационного компонентов мыслительной деятельности; - недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; - низкая точность и прочность запоминания, механическая память сформирована; - непреднамеренность запоминания; - нарушения речи (нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным); - низкая целенаправленность деятельности; - сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование; - уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое. |
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) - нарушение активного произвольного внимания, которое отрицательно сказывается на функционировании всей познавательной системы ребенка; - выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов; - повышенная инертность и замедленность всех психических процессов; - нарушение последовательности и темпа созревания всех двигательных функций; - нарушение мышечного тонуса по типу понижения или повышения; - наличие параличей и парезов; - наличие насильственных действий; - нарушение равновесия и координации движения, нарушение ощущения движения; - задержка или нарушение кинестетического анализатора; низкий уровень зрительного и слухового восприятия; - неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире; - возможность снижения интеллектуального развития; нарушение активного произвольного внимания; нарушение формирования образной памяти; - отставание в развитии наглядно-действенного мышления; нарушение речевого развития |
Нарушение зрения - отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов; операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления; - характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач; - память отличается тем, что они запоминают медленно (и при этом сильнее утомляются), но информация дольше сохраняется в их памяти; у незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти; отмечается так же, что у слепых и слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала; - развитие внимания немного замедленно; интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются; преобладающим все еще остается непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к выполняемой деятельности, от наглядности, эмоциональной стороны их психики; объем внимания мал; - восприятие - имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке, при движении использовать имеющееся у них зрение, которое остается у них ведущим анализатором; зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным; обзор окружающей действительности сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.
|
Нарушения слуха
- сниженный объем внимания и низкий темп переключения - ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому; - меньшая устойчивость внимания и, следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухозрительной основе; - в отличие от слышащего школьника, который в течение урока при чтении опирается на зрительный анализатор, при объяснении материала – наслуховой, ребенок с нарушением слуха постоянно задействует оба анализатора; -испытывает серьезные затруднения в распределении внимания и не может одновременно слушать и писать. - особенности памяти проявляются в возможном преобладании образной памяти над словесной, в зависимости уровня развития словесной памяти от лексического запаса неслышащего/плохослышащего ребенка, в меньшем объеме словесной памяти. Это требует гораздо больше времени на запоминание учебного материала, при этом достаточно часто преобладает механическое, а не осмысленное запоминание. У детей с нарушением слуха, может наблюдаться обедненность эмоциональных проявлений, связанная с неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.