Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональные нарушения у детей
Эмоциональные нарушения у детей
дошкольников
дошкольников
Подготовилала: Шапошникова А.П.
Подготовилала: Шапошникова А.П.
« « Коррекция нарушений в развитии
Коррекция нарушений в развитии
эмоциональноличностной сферы
эмоциональноличностной сферы
ребенкадошкольника»»
ребенкадошкольника
эмоционального самочувствия детей в семье и
в семье и
Проблема эмоционального самочувствия детей
Проблема
дошкольном учреждении является одной из самых актуальных,
дошкольном учреждении является одной из самых актуальных,
так как положительное эмоциональное состояние относится к
так как положительное эмоциональное состояние относится к
числу важнейших условий развития личности.
числу важнейших условий развития личности.
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его
психическую жизнь и практический опыт, составляет
психическую жизнь и практический опыт, составляет
характерную особенность дошкольного детства. Внутренним,
характерную особенность дошкольного детства. Внутренним,
субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому
субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому
факту собственного существования является эмоциональное
факту собственного существования является эмоциональное
мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота
мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота
жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие
жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие
аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная
аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная
напряженность взаимодействия, состояние подавленности,
напряженность взаимодействия, состояние подавленности,
сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний,
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний,
может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность,
может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность,
что оказывает непосредственное влияние на его актуальное
что оказывает непосредственное влияние на его актуальное
самочувствие. Современные научные данные убедительно
самочувствие. Современные научные данные убедительно
показывают,
положительнонаправленного
показывают,
положительнонаправленного
детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к
детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к
сотрудничеству
позитивной
сотрудничеству
позитивной
самореализации растущей личности.
самореализации растущей личности.
обеспечивает
обеспечивает
результат
результат
основу
основу
для
для
что
что
Для психического здоровья детей необходима
Для психического здоровья детей необходима
сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая
и
обеспечивающая
и
жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального
жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального
баланса
эмоциональных
баланса
эмоциональных
расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности
расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности
ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
поддержание душевного
поддержание душевного
возникновению
возникновению
способствует
способствует
равновесия
равновесия
АФФЕКТ
КОГНИЦИЯ
В эмоциях имеются три
В эмоциях имеются три
составные части:
составные части:
АФФЕКТ (эмоциональное напряжение,
(эмоциональное напряжение,
возбуждение);
возбуждение);
КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния,
(осознание своего состояния,
обозначение его словом);
обозначение его словом);
ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной
(внешнее выражение в телесной
моторике или поведении).
моторике или поведении).
ЭКСПРЕССИЯ
Различают:
Различают:
первичные
первичные (основные) эмоции: радость,
(основные) эмоции: радость,
печаль, тревога, гнев, отвращение,
печаль, тревога, гнев, отвращение,
стыд, удивление;
стыд, удивление;
вторичные
вторичные (сложные): смещение
(сложные): смещение
первичных эмоций, а также эмоций и их
первичных эмоций, а также эмоций и их
узких интерпретаций.
узких интерпретаций.
Группы нарушений в развитии
Группы нарушений в развитии
эмоциональной сферы
эмоциональной сферы
Выделяются
Выделяются три группы
три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы
нарушений в развитии эмоциональной сферы
дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; –
дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; –
нарушения психомоторики.
нарушения психомоторики.
II)).. Расстройства настроения
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с
можно условно разделить на 2 вида: с
усилением эмоциональности и ее понижением. К 1й группе относятся такие
усилением эмоциональности и ее понижением. К 1й группе относятся такие
состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко
состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко
2й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
2й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
IIII)).. К
К расстройствам повед
расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и
ения можно отнести гиперактивность и
агрессивное поведение: нормативноинструментальную агрессию, пассивно –
агрессивное поведение: нормативноинструментальную агрессию, пассивно –
агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию,
агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию,
агрессию.
демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.
демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную
IIIIII)).. К нарушениям психомоторики относят:
К нарушениям психомоторики относят:
1. Амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры,
1. Амимию отсутствие выразительности лицевой мускулатуры,
наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или
наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или
периферической нервной системы;
периферической нервной системы;
2. Гипомимию легкое понижение выразительности мимики;
2. Гипомимию легкое понижение выразительности мимики;
3. Маловыразительную пантомимику.
3. Маловыразительную пантомимику.
Условием социальноэмоционального развития ребенка
Условием социальноэмоционального развития ребенка
выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное
выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное
состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно,
состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно,
активно на это откликаться». Поэтому к нарушениям в
активно на это откликаться». Поэтому к нарушениям в
эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и
эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и
трудности в адекватном определении эмоциональных состояний
трудности в адекватном определении эмоциональных состояний
людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача
людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача
формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно,
формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно,
а преимущественное внимание уделяется развитию
а преимущественное внимание уделяется развитию
мыслительных процессов.
мыслительных процессов.
Биологические:
1. 1. Биологические:
Генетические
Генетические
(депрессии
(депрессии
у родителей,
у родителей,
потом у детей);
потом у детей);
Соматическая
Соматическая
ослабленность изза
ослабленность изза
частых болезней;
частых болезней;
2. Психологические
2. Психологические
тип нервной системы ;
тип нервной системы ;
нарушение
нарушение
адекватности
адекватности
реагирования
реагирования
на воздействия
на воздействия
извне;
извне;
недоразвитие
недоразвитие
самоконтроля
самоконтроля
поведения
поведения
3. Социально – психологические
3. Социально – психологические
Дисгармоничный стиль воспитания:
Дисгармоничный стиль воспитания:
внутрисемейные проблемы, конфликты
внутрисемейные проблемы, конфликты
Отношение
Отношение
воспитателя,
воспитателя,
учителя;
учителя;
Отношения
Отношения
окружающих.
окружающих.
А.И.Захаров выделил виды свойств личности,
А.И.Захаров выделил виды свойств личности,
предрасположенных к неврозу:
предрасположенных к неврозу:
1)эмоциональная чувствительность и ранимость;
1)эмоциональная чувствительность и ранимость;
2) наивность;
2) наивность;
3) выраженность чувства «я»;
3) выраженность чувства «я»;
4) постепенное раскрытие возможностей
4) постепенное раскрытие возможностей
личности(латентность);
личности(латентность);
5) противоречивость развития;
5) противоречивость развития;
6) внутренний тип переработки
6) внутренний тип переработки
эмоций(импрессивность)
эмоций(импрессивность)
7) неравномерность психического развития.
7) неравномерность психического развития.
Эмоциональное неблагополучие, как
Эмоциональное неблагополучие, как
отклонение в развитии личности,
отклонение в развитии личности,
возникает при потере согласия со
возникает при потере согласия со
своими чувствами, и невозможностью
своими чувствами, и невозможностью
самореализоваться.
самореализоваться.
Еще одной из причин эмоциональных
Еще одной из причин эмоциональных
расстройств являются неадекватные
расстройств являются неадекватные
поощрения и наказания взрослых.
поощрения и наказания взрослых.
Основой невроза является ПТ –
Основой невроза является ПТ –
психотравма, это внешний
психотравма, это внешний
раздражитель,
раздражитель,
оказывающий патологическое,
оказывающий патологическое,
болезненное воздействие на индивида.
болезненное воздействие на индивида.
ПТ бывают двух видов: 1) ситуационная
ПТ бывают двух видов: 1) ситуационная
2) пролонгированная
2) пролонгированная
Самое опасное влияние на личность
Самое опасное влияние на личность
ребенка оказывают пролонгированные
ребенка оказывают пролонгированные
психотравмы как в школе, так и в семье
психотравмы как в школе, так и в семье
А.Фрейд выделяет 3 типа
А.Фрейд выделяет 3 типа
детских конфликтов:
детских конфликтов:
1. Внешние( между личностью ребенка и
1. Внешние( между личностью ребенка и
объективным миром), это страхи перед
объективным миром), это страхи перед
миром – страх потери любви, критика.
миром – страх потери любви, критика.
2. Глубоко осознанные конфликты: когда
2. Глубоко осознанные конфликты: когда
возникают противоречия между
возникают противоречия между
истинными желаниями и требованиями.
истинными желаниями и требованиями.
Этим конфликтам сопутствует чувство
Этим конфликтам сопутствует чувство
вины.
вины.
3. Внутренние конфликты, их создает
3. Внутренние конфликты, их создает
подсознательное, содержащее
подсознательное, содержащее
инстинкты и аффекты
инстинкты и аффекты
противоречивого рода: любовь и
противоречивого рода: любовь и
ненависть, активность и
ненависть, активность и
пассивность.
пассивность.
Условно можно выделить 3 группы
3 группы
Условно можно выделить
детей,,
детей
имеющих проблемы в эмоциональной
имеющих проблемы в эмоциональной
сфере:
сфере:
1) агрессивные дети(с длительными
1) агрессивные дети(с длительными
аффективными поведенческими
аффективными поведенческими
реакциями)
реакциями)
2) эмоционально расторможенные дети,
2) эмоционально расторможенные дети,
которые реагируют на все слишком
которые реагируют на все слишком
бурно, «заводят других детей»,
бурно, «заводят других детей»,
слишком громко и вызывающе кричат,
слишком громко и вызывающе кричат,
..
плачут…
плачут…
3) слишком застенчивые, ранимые,
3) слишком застенчивые, ранимые,
тревожные, обидчивые, робкие дети.
тревожные, обидчивые, робкие дети.
Они стесняются громко и явно выражать
Они стесняются громко и явно выражать
свои чувства и эмоции. Тихо
свои чувства и эмоции. Тихо
переживают свои проблемы.
переживают свои проблемы.
Характер проявления эмоциональных
Характер проявления эмоциональных
реакций зависит от типа НД –
реакций зависит от типа НД –
темперамента. Дети, относящиеся ко 2
темперамента. Дети, относящиеся ко 2
группе – холерики, а к 3 – меланхолики
группе – холерики, а к 3 – меланхолики
или флегматики. Однако можно
или флегматики. Однако можно
встретить
встретить
детей агрессивных с ранимой, нежной
детей агрессивных с ранимой, нежной
душой, где агрессия играет защитный,
душой, где агрессия играет защитный,
компенсаторный характер.
компенсаторный характер.
Существуют 4 типа наиболее
Существуют 4 типа наиболее
распространенного деструктивного
распространенного деструктивного
семейного воспитания, приводящие
семейного воспитания, приводящие
к эмоциональным расстройствам детей:
к эмоциональным расстройствам детей:
1.1.Неприятие
Неприятие( явное или скрытое)
( явное или скрытое)
Явное неприятие, когда рождение
, когда рождение
Явное неприятие
ребенка было нежелательным, или
ребенка было нежелательным, или
вместо желаемого мальчика родилась
вместо желаемого мальчика родилась
девочка.
девочка.
Скрытое, когда внешне все
, когда внешне все
Скрытое
выглядит благополучно ,но нет
выглядит благополучно ,но нет
душевного контакта с ребенком.
душевного контакта с ребенком.
Неприятие порождает в характере
Неприятие порождает в характере
ребенка негативизм, агрессию, либо
ребенка негативизм, агрессию, либо
неверие в свои силы.
неверие в свои силы.
22. . Гиперсоциоальное воспитание
Гиперсоциоальное воспитание ––
чрезмерное дисциплинирование и
чрезмерное дисциплинирование и
исполнительность, где «надо»
исполнительность, где «надо»
произведено в абсолют,
произведено в абсолют,
что подавляет эмоции
что подавляет эмоции
ребенка, и приводит
ребенка, и приводит
к аутоагрессии, либо к
к аутоагрессии, либо к
замкнутости,отгороженности,
замкнутости,отгороженности,
эмоциональной холодности.
эмоциональной холодности.
33..Тревожно – мнительное воспитание,
Тревожно – мнительное воспитание,
когда с рождением ребенка возникает
когда с рождением ребенка возникает
постоянная тревога за него, за его
постоянная тревога за него, за его
здоровье и благополучие. В результате
здоровье и благополучие. В результате
ребенок вырастает робким,
ребенок вырастает робким, тревожным,
тревожным,
несамостоятельным,
несамостоятельным,
мучительно неуверенным
мучительно неуверенным
в себе.
в себе.
44. . Эгоцентрический тип воспитания.
Эгоцентрический тип воспитания.
Ребенку навязывается представление
Ребенку навязывается представление
о себе, как о сверхценности: он «кумир»,
о себе, как о сверхценности: он «кумир»,
смысл жизни родителей. При этом
смысл жизни родителей. При этом
интересы окружающих игнорируются…
интересы окружающих игнорируются…
В результате он не
В результате он не
переносит никакие
переносит никакие
лишения, капризен,
лишения, капризен,
расторможен, агрессивно
расторможен, агрессивно
воспринимает любые
воспринимает любые
преграды..
преграды
социально – психологическим факторам
К К социально – психологическим факторам
эмоциональных нарушений относятся
эмоциональных нарушений относятся
дидактогении ,то есть негативные
дидактогении ,то есть негативные
психические
психические
остояния вызванные неправильным
ccостояния
вызванные неправильным
отношением
отношением
учителя;
учителя;
школьными
школьными
фобиями,
фобиями,
страхом
страхом
отвечать у
отвечать у
доски
доски..
методом
методом
коррекции
коррекции
эмоциональных
эмоциональных
состояний.
состояний.
Коррекция эмоциональных нарушений
Коррекция эмоциональных нарушений
Ведущим
Ведущим
эмоциональных
эмоциональных
нарушений в дошкольном возрасте является имитация
нарушений в дошкольном возрасте является имитация
детьми различных
детьми различных
Значимость данного метода обусловлена рядом
Значимость данного метода обусловлена рядом
особенностей:
особенностей:
1)
пантомимические
1)
пантомимические
проявления помогают предотвращать перерастание
проявления помогают предотвращать перерастание
некоторых эмоций в патологию;
некоторых эмоций в патологию;
2)
лица
2)
лица
обеспечивается активная разрядка эмоций;
обеспечивается активная разрядка эмоций;
активные мимические
активные мимические
работе мышц
работе мышц
благодаря
благодаря
и
и
и
и
тела
тела
3) у детей при произвольном воспроизведении
3) у детей при произвольном воспроизведении
выразительных движений происходит оживление
выразительных движений происходит оживление
соответствующих эмоций и могут возникать яркие
соответствующих эмоций и могут возникать яркие
воспоминания
ранее
ранее
воспоминания
переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти
переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти
первопричину нервного напряжения ребенка и
первопричину нервного напряжения ребенка и
нивелировать его реальные страхи;
нивелировать его реальные страхи;
неотреагарованных
неотреагарованных
о
о
4) имитация осуществляет функцию «начальной,
4) имитация осуществляет функцию «начальной,
исходной ориентировки развивающегося субъекта в
исходной ориентировки развивающегося субъекта в
проблемных областях, наиболее значимых на данной
проблемных областях, наиболее значимых на данной
конкретной ступени онтогенеза».
конкретной ступени онтогенеза».
5) имитация эмоциональных состояний позволяет не
5) имитация эмоциональных состояний позволяет не
только расширить представления детей об эмоциях, умение
только расширить представления детей об эмоциях, умение
их дифференцировать и понимать, но и активизировать
их дифференцировать и понимать, но и активизировать
эмоциональный словарь дошкольников, так как при
эмоциональный словарь дошкольников, так как при
освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети
освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети
выделяют не существенные признаки, на основе которых
выделяют не существенные признаки, на основе которых
формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой
формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой
эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные
эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные
переживания;
переживания;
6) имитация эмоциональных состояний способствует
6) имитация эмоциональных состояний способствует
развитию устойчивости, концентрации, переключаемости
развитию устойчивости, концентрации, переключаемости
внимания, позволяет произвольно изменять мышечный
внимания, позволяет произвольно изменять мышечный
тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию
тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию
поведения;
поведения;
7) имитация выполняет важную функцию в
7) имитация выполняет важную функцию в
социальноэмоциональном развитии дошкольника: с
социальноэмоциональном развитии дошкольника: с
помощью имитации строится образ другого лица и,
помощью имитации строится образ другого лица и,
одновременно, строится и углубляется
одновременно, строится и углубляется
представление ребенка о самом себе. В теории
представление ребенка о самом себе. В теории
социального научения имитация рассматривается
социального научения имитация рассматривается
как «ключевой процесс социализации, как способ
как «ключевой процесс социализации, как способ
приобретения ребенком поведения, принятого,
приобретения ребенком поведения, принятого,
одобряемого в его социальном окружении».
одобряемого в его социальном окружении».
Основными направлениями коррекции
Основными направлениями коррекции
эмоциональных нарушений являются:
эмоциональных нарушений являются:
смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
повышение их активности и самостоятельности;
повышение их активности и самостоятельности;
коррекция самооценки, уровня самосознания,
коррекция самооценки, уровня самосознания,
формирование
формирование
эмоциональной устойчивости и
эмоциональной устойчивости и
ccаморегуляции…
аморегуляции…