Понятие эмоционального интеллекта
С первых дней жизни человек начинает воспринимать, запоминать, составлять свое собственное представление о чем-либо, а затем говорить об этих событиях. Все эти психические процессы являются линейными и помогают развивать язык, формируют речь. Таким образом, на основе природного интеллекта и развитой речи формируются сложные интеллектуальные операции, которые могут стать отличным стартером для дальнейшего развития интеллекта у человека. То есть, сознательное целенаправленное и систематическое развитие IQ, может помочь компенсировать и стартовое отставание в доставшихся от природы данных или даже повысить то, что заложено генетикой. Так же такая сознательная работа над концепцией саморазвития помогает обозначит такое понятие как эмоциональный интеллект
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось не так давно, и, если сравнивать с понятием «IQ», который перешагнул 100-летний юбилей, то можно сказать, то EQ юный собрат своего родственника. Но тем не менее, оно тоже имеет свою историю, которую мы попробуем представить на страницах данного пособия.
В ходе развития науки проблемой эмоционального интеллекта занималось немалое количество ученых. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо,
«эмоциональный интеллект – «это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих» [1]. Сама «идея эмоционального интеллекта», появилась несколько позже из «понятия социального интеллекта», и разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. Гуманистическая психология предлагала так же рассмотреть данное понятие. Как одно из важных составляющих развитого интеллекта. Введение такого термина
«самоактуализация» Абрахамом Маслоу в 50- е годы, породило серьезные исследования в области западной психологии, которые объединили «когнитивные и аффективные стороны человеческой природы». [11].
Гарднер Х. еще ближе подошел к новому понятию, так как его представление о множественном интеллекте включает очень широкий круг способностей. Модель Х. Гарднера включает семь основных подвидов (форм) интеллекта, среди которых, наряду с традиционными вербальным и логико- математическим, присутствуют пространственный, музыкальный, телесно- кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. (ссылка)
Внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением». (ссылка)
Межличностный интеллект, в свою очередь, включает способность наблюдать чувства других и использовать эти знания для прогнозирования их поведения. (ссылка)
Впервые термин и обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта ввел в 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) и он же предположил, «что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека». В свою очередь, Кэролин Саарни в 1990 г. рассмотрел понятие эмоциональная компетентность и включил в него восемь взаимосвязанных эмоциональных и социальных навыков [14].
Далее попробуем рассмотреть первые публикации на тему эмоциональный интеллект, ею стала статья Питера Салоуэй в 1990 году «Эмоциональный интеллект». Он писал, «что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни».(ссылка)
А вот Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяли эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части:
1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека);
2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму;
3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция;
4) способность управлять эмоциями.( ссылка)
Как позже написал коллега Салоуэя Дэвид Карузо, «очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов»[11, с.56].
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие эмоционального интеллекта позволяет человеку изучать не «общие представления о себе и умения дать оценку другим», а, позволяет узнать и проанализировать эмоции, состояния, чувства как свои собственные, так и других людей из окружающего социума для решения проблемных ситуаций и «регуляции поведения»
Поэтому, в соответствии с описанными выше подходами к пониманию эмоций (особый тип знания) и интеллекта (совокупность взаимосвязанных друг с другом умственных способностей) понятие «эмоциональный интеллект» определяется как:
· способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний;
· способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза;
· способность эффективно контролировать эмоции и использовать их для улучшения мышления;
· совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды;
· эмоционально-интеллектуальная деятельность. ( ссылка)
Делая выводы, можно сказать, что субъекты с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают хорошими способностями к пониманию
«собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что показывает «высокую адаптивность и эффективность в общении». В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с социумом [1].
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.