Эпистолярный жанр «А. Блок: музыка и жизнь»
Оценка 5

Эпистолярный жанр «А. Блок: музыка и жизнь»

Оценка 5
docx
24.08.2022
Эпистолярный жанр  «А. Блок: музыка и жизнь»
Троцкая.docx

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский музыкальный колледж»

 

 

 

 

 

 

I открытый межрегиональный конкурс

 «С любовью о музыке»

 

Номинации «Литературное творчество»

 

Направление

Эпистолярный жанр

 

«А. Блок: музыка и жизнь»

 

 

 

Автор:

Троцкая Мария Леонидовна,

Студентка 1 курса ОГБПОУ «ДМК» г. Димитровграда

Руководитель:

Чистова Т.В., преподаватель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Димитровград – 2021

                      А. Блок

                 БАЛАГАНЧИК

Вот открыт балаганчик
Для веселых и славных детей,
Смотрят девочка и мальчик
На дам, королей и чертей.
И звучит эта адская музыка,
Завывает унылый смычок.
Страшный черт ухватил карапузика,
И стекает клюквенный сок.

Мальчик

Он спасется от черного гнева
Мановением белой руки.
Посмотри: огоньки
Приближаются слева...
Видишь факелы? видишь дымки?
Это, верно, сама королева...

Девочка

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это — адская свита...
Королева — та ходит средь белого дня,
Вся гирляндами роз перевита,
И шлейф ее носит, мечами звеня,
Вздыхающих рыцарей свита.
Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: «Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей — картонный шлем!
А в руке — деревянный меч!»
Заплакали девочка и мальчик,
И закрылся веселый балаганчик.
                            Июль 1905

 

Уважаемые любители словесности!

Надеюсь, Вы читали пьесу А. Блока «Балаганчик»? В этом году ей исполняется 115 лет. Но знаете ли вы, что в основе ее лежит стихотворение с одноименным названием? В январе 1906 года Г. И. Чулков, подготовляя к печати альманах "Факелы", посоветовал Блоку переработать его в драматической форме стихотворение. Как известно, мысль о драме увлекла Блока, и пьеса была написана в несколько дней. 21 января он сообщает Чулкову: "Надеюсь, что успею написать балаган, может быть, раньше, чем Вы пишете. Вчера много придумалось и написалось". А через два дня пишет: "Балаганчик кончен, только не совсем отделан, сейчас еще займусь им. Надеялся вчера видеть Вас у Сологуба, чтобы сообщить. Во многом сомневаюсь. Когда можно будет прочитать его?" Но не было бы стихотворение, мы никогда бы не узнали историю несчастной любви Пьеро и Колумбино. Поэтому хотелось бы сегодня написать о стихотворении «Балаганчик».

Задумывались ли Вы над тем, как связана музыка и литература? Это два вида искусства, которые часто проникают друг в друга. Именно поэтому многие авторы используют в своих стихах упоминание о музыке, нередко она становится равноправным героем произведения. Не исключение в этом плане стихотворение А. Блока «Балаганчик».

Оно создано в период «распутья», когда поэт отказался от поисков и воспеваний Прекрасной Дамы и пытался найти другой идеал, в реальной жизни, окружающей его действительности. Это стихотворение – размышление поэта о своем месте среди других поэтов и вообще среди людей. Стихотворение написано в необычной форме. Это своего рода маленькая пьеса, в которой есть автор, два главных персонажа – девочка и мальчик – и несколько второстепенных героев – «адская свита» королевы, паяц, наверное, другие зрителе в Балагане. Сюжет развивается на фоне «адской музыки», игры скрипки, которая и привлекает внимание героев. Если бы мальчик и девочка не услышали ее, не произошла бы эта история. На протяжении всего стихотворения меняется ритмический рисунок, много пауз, что свидетельствует о повышенной эмоциональности поэта, его взволнованном состоянии.

Стихотворение, после первого прочтения, кажется очень страшным: в балаганчике дети встречаются не только с героями привычного для народного театрального зрелищного представления (балагана) комическими персонажами (один из них точно назван – паяц), но и с героями другого порядка – королями, чертями…

Казалось бы, стихотворение начинается так, как характерно для фольклорного жанра: «Вот открыт балаганчик для веселых и славных детей…» Но уже в первом же четверостишие появляются «темные» герои. Вместе с ними меняется и музыка: «И звучит эта адская музыка, завывает унылый смычок…» Почему происходит это изменение? Поэт понимает, что за искусственно созданной картиной – реальная жизнь, он не хочет больше обманываться сам и не желает обманывать «детей». Они вместе следят за внезапно возникшей перед ними страшной сценой: «Страшный черт ухватил карапузика, истекает клюквенный сок…» «Клюквенный сок», конечно, символ: его цвет ассоциируется в нашем сознании с цветом крови, с болью, страданием.

Мальчик, видимо, пытается успокоить девочку, уверяет ее, что это только обычная сказка, у которой обязательно будет счастливый конец: «Он спасется от черного гнева мановением белой руки…» Мальчик видит именно «светлую» королеву: «Посмотри: огоньки приближаются слева… Видишь факелы? Видишь дымки? Это, верно, сама королева…» Возможно, мальчик символизирует самого поэта, верящего и воспевающего Прекрасную Даму: не случайно и она, и королева одеты в белые, светлые одежды…

Но посмотрите, как развивается сюжет дальше: девочка оказывается прозорливее мальчика. Она романтична, как и свойственно девочке в ее возрасте, но именно  поэтому она точно знает, что «королева – та ходит средь белого дня, вся гирляндами роз перевита» и рядом с ней должна быть «вздыхающих рыцарей свита» (в памяти возникает влюбленный рыцарь  - герой первого цикла А. Блока, да и сам поэт тоже). Героиня знает правду, она, может быть, даже мудрее и опытнее мальчика (женщина всегда ведет за собой мужчину!), поэтому она не желает верить в сказки и помогает прозреть мальчику: «Ах, нет, зачем ты дразнишь меня? Это – адская свита…»

И сами герои шуточного представления помогают детям увидеть реальность:

Вдруг паяц перегнулся за рампу

И кричит: «Помогите!

Истекаю я клюквенным соком!

Забинтован тряпицей!

На голове моей – картонный шлем!

А в руке – деревянный меч!»

После слов девочки становится понятно, что здесь льется не «клюквенный сок», а настоящая человеческая кровь и герою, действительно, нужна помощь, потому что, кроме игрушек, картонок, у него нет никаких средств для самозащиты. Музыка как бы «зазывает» героев в новый мир, полный опасностей, трудностей (интересна в этом отношении фоника стихотворения: много звуков «з», «д», «в», «к» – действительно слышатся жесткие, пронзительные звуки!).  Но избежать этого испытания нельзя – детство прошло, закончился «розовый» период их жизни, а вместе с ними и «белый» период в творчестве поэта…

Мне кажется, наступило прозрение героев: «Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик». Кольцевая композиция стихотворения: в начале  балаганчик открылся, а в конце – закрылся, - символизирует окончание определенного этапа в жизни человека, своеобразного перехода на новый виток развития. И движение это не закончено, оно будет продолжаться; через некоторое время герои вновь придут в «балаганчик», чтобы попытаться найти новые идеалы, чтобы жить дальше… Уверена: музыка всегда будет сопутствовать нам в жизни, порой даже определять нашу жизнь.

В таком же настроении писалась поэтом пьеса «Балаганчик»: из стихотворения в нее вошли мотивы факельного шествия, деревянного меча, клюквенного сока - насмешливые символы театра жизни.

«Балаганчик» родился из отчаяния и иронии. В «Автобиографии» поэт отмечает: «Около 15-ти лет - первые определенные мечтания о любви. И рядом - приступы отчаяния и иронии, которые нашли себе исход через много лет - в первом моем драматическом опыте («Балаганчик», лирические сцены)».

Мистика, музыка, необычные герои берут нас в плен и не отпускают до последней сцены….

На этом я хотела бы проститься с вами, любители словесности и пожелать вам приятного прочтения этих произведений великого русского трагика и символиста Александра Александровича Блока. Надеюсь, встреча с ними поможет вам в определении своего пути!

С уважением к Вам, Мария Троцкая.


 

Министерство искусства и культурной политики

Министерство искусства и культурной политики

А. Блок БАЛАГАНЧИК

А. Блок БАЛАГАНЧИК

Надеялся вчера видеть Вас у Сологуба, чтобы сообщить

Надеялся вчера видеть Вас у Сологуба, чтобы сообщить

Почему происходит это изменение?

Почему происходит это изменение?

После слов девочки становится понятно, что здесь льется не «клюквенный сок», а настоящая человеческая кровь и герою, действительно, нужна помощь, потому что, кроме игрушек, картонок,…

После слов девочки становится понятно, что здесь льется не «клюквенный сок», а настоящая человеческая кровь и герою, действительно, нужна помощь, потому что, кроме игрушек, картонок,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022