Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области
«Димитровградский музыкальный колледж»
I открытый межрегиональный конкурс
«С любовью о музыке»
Номинации «Литературное творчество»
Направление
Эпистолярный жанр
«А. Блок: музыка и жизнь»
Автор:
Троцкая Мария Леонидовна,
Студентка 1 курса ОГБПОУ «ДМК» г. Димитровграда
Руководитель:
Чистова Т.В., преподаватель русского языка и литературы
г. Димитровград – 2021
Вот открыт балаганчик
Для веселых и
славных детей,
Смотрят
девочка и мальчик
На дам,
королей и чертей.
И звучит эта
адская музыка,
Завывает
унылый смычок.
Страшный черт ухватил
карапузика,
И стекает
клюквенный сок.
Мальчик
Он спасется от черного гнева
Мановением
белой руки.
Посмотри:
огоньки
Приближаются
слева...
Видишь факелы?
видишь дымки?
Это, верно,
сама королева...
Девочка
Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?
Это — адская
свита...
Королева — та
ходит средь белого дня,
Вся гирляндами
роз перевита,
И шлейф ее
носит, мечами звеня,
Вздыхающих
рыцарей свита.
Вдруг паяц
перегнулся за рампу
И кричит:
«Помогите!
Истекаю я
клюквенным соком!
Забинтован
тряпицей!
На голове моей
— картонный шлем!
А в руке —
деревянный меч!»
Заплакали
девочка и мальчик,
И закрылся
веселый балаганчик.
Июль 1905
Уважаемые любители словесности!
Надеюсь, Вы читали пьесу А. Блока «Балаганчик»? В этом году ей исполняется 115 лет. Но знаете ли вы, что в основе ее лежит стихотворение с одноименным названием? В январе 1906 года Г. И. Чулков, подготовляя к печати альманах "Факелы", посоветовал Блоку переработать его в драматической форме стихотворение. Как известно, мысль о драме увлекла Блока, и пьеса была написана в несколько дней. 21 января он сообщает Чулкову: "Надеюсь, что успею написать балаган, может быть, раньше, чем Вы пишете. Вчера много придумалось и написалось". А через два дня пишет: "Балаганчик кончен, только не совсем отделан, сейчас еще займусь им. Надеялся вчера видеть Вас у Сологуба, чтобы сообщить. Во многом сомневаюсь. Когда можно будет прочитать его?" Но не было бы стихотворение, мы никогда бы не узнали историю несчастной любви Пьеро и Колумбино. Поэтому хотелось бы сегодня написать о стихотворении «Балаганчик».
Задумывались ли Вы над тем, как связана музыка и литература? Это два вида искусства, которые часто проникают друг в друга. Именно поэтому многие авторы используют в своих стихах упоминание о музыке, нередко она становится равноправным героем произведения. Не исключение в этом плане стихотворение А. Блока «Балаганчик».
Оно создано в период «распутья», когда поэт отказался от поисков и воспеваний Прекрасной Дамы и пытался найти другой идеал, в реальной жизни, окружающей его действительности. Это стихотворение – размышление поэта о своем месте среди других поэтов и вообще среди людей. Стихотворение написано в необычной форме. Это своего рода маленькая пьеса, в которой есть автор, два главных персонажа – девочка и мальчик – и несколько второстепенных героев – «адская свита» королевы, паяц, наверное, другие зрителе в Балагане. Сюжет развивается на фоне «адской музыки», игры скрипки, которая и привлекает внимание героев. Если бы мальчик и девочка не услышали ее, не произошла бы эта история. На протяжении всего стихотворения меняется ритмический рисунок, много пауз, что свидетельствует о повышенной эмоциональности поэта, его взволнованном состоянии.
Стихотворение, после первого прочтения, кажется очень страшным: в балаганчике дети встречаются не только с героями привычного для народного театрального зрелищного представления (балагана) комическими персонажами (один из них точно назван – паяц), но и с героями другого порядка – королями, чертями…
Казалось бы, стихотворение начинается так, как характерно для фольклорного жанра: «Вот открыт балаганчик для веселых и славных детей…» Но уже в первом же четверостишие появляются «темные» герои. Вместе с ними меняется и музыка: «И звучит эта адская музыка, завывает унылый смычок…» Почему происходит это изменение? Поэт понимает, что за искусственно созданной картиной – реальная жизнь, он не хочет больше обманываться сам и не желает обманывать «детей». Они вместе следят за внезапно возникшей перед ними страшной сценой: «Страшный черт ухватил карапузика, истекает клюквенный сок…» «Клюквенный сок», конечно, символ: его цвет ассоциируется в нашем сознании с цветом крови, с болью, страданием.
Мальчик, видимо, пытается успокоить девочку, уверяет ее, что это только обычная сказка, у которой обязательно будет счастливый конец: «Он спасется от черного гнева мановением белой руки…» Мальчик видит именно «светлую» королеву: «Посмотри: огоньки приближаются слева… Видишь факелы? Видишь дымки? Это, верно, сама королева…» Возможно, мальчик символизирует самого поэта, верящего и воспевающего Прекрасную Даму: не случайно и она, и королева одеты в белые, светлые одежды…
Но посмотрите, как развивается сюжет дальше: девочка оказывается прозорливее мальчика. Она романтична, как и свойственно девочке в ее возрасте, но именно поэтому она точно знает, что «королева – та ходит средь белого дня, вся гирляндами роз перевита» и рядом с ней должна быть «вздыхающих рыцарей свита» (в памяти возникает влюбленный рыцарь - герой первого цикла А. Блока, да и сам поэт тоже). Героиня знает правду, она, может быть, даже мудрее и опытнее мальчика (женщина всегда ведет за собой мужчину!), поэтому она не желает верить в сказки и помогает прозреть мальчику: «Ах, нет, зачем ты дразнишь меня? Это – адская свита…»
И сами герои шуточного представления помогают детям увидеть реальность:
Вдруг паяц перегнулся за рампу
И кричит: «Помогите!
Истекаю я клюквенным соком!
Забинтован тряпицей!
На голове моей – картонный шлем!
А в руке – деревянный меч!»
После слов девочки становится понятно, что здесь льется не «клюквенный сок», а настоящая человеческая кровь и герою, действительно, нужна помощь, потому что, кроме игрушек, картонок, у него нет никаких средств для самозащиты. Музыка как бы «зазывает» героев в новый мир, полный опасностей, трудностей (интересна в этом отношении фоника стихотворения: много звуков «з», «д», «в», «к» – действительно слышатся жесткие, пронзительные звуки!). Но избежать этого испытания нельзя – детство прошло, закончился «розовый» период их жизни, а вместе с ними и «белый» период в творчестве поэта…
Мне кажется, наступило прозрение героев: «Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик». Кольцевая композиция стихотворения: в начале балаганчик открылся, а в конце – закрылся, - символизирует окончание определенного этапа в жизни человека, своеобразного перехода на новый виток развития. И движение это не закончено, оно будет продолжаться; через некоторое время герои вновь придут в «балаганчик», чтобы попытаться найти новые идеалы, чтобы жить дальше… Уверена: музыка всегда будет сопутствовать нам в жизни, порой даже определять нашу жизнь.
В таком же настроении писалась поэтом пьеса «Балаганчик»: из стихотворения в нее вошли мотивы факельного шествия, деревянного меча, клюквенного сока - насмешливые символы театра жизни.
«Балаганчик» родился из отчаяния и иронии. В «Автобиографии» поэт отмечает: «Около 15-ти лет - первые определенные мечтания о любви. И рядом - приступы отчаяния и иронии, которые нашли себе исход через много лет - в первом моем драматическом опыте («Балаганчик», лирические сцены)».
Мистика, музыка, необычные герои берут нас в плен и не отпускают до последней сцены….
На этом я хотела бы проститься с вами, любители словесности и пожелать вам приятного прочтения этих произведений великого русского трагика и символиста Александра Александровича Блока. Надеюсь, встреча с ними поможет вам в определении своего пути!
С уважением к Вам, Мария Троцкая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.