Эпистолярный жанр «Музыка – это любовь!»
Оценка 4.6

Эпистолярный жанр «Музыка – это любовь!»

Оценка 4.6
docx
24.08.2022
Эпистолярный жанр «Музыка – это любовь!»
Бузикова.docx

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Димитровградский музыкальный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I открытый межрегиональный конкурс

 «С любовью о музыке»

 

 

Номинации «Литературное творчество»

 

Направление

Эпистолярный жанр

«Музыка – это любовь!»

 

Автор:

Бузикова Яна Артемовна,

Студентка 1 курса ОГБПОУ «ДМК» г. Димитровграда

Руководитель:

Чистова Т.В., преподаватель русского языка и литературы

 

 

 

 

г. Димитровград – 2021

 

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

                                              И. Северянин, 1910 г.

Дневниковые записи Яны Бузиковой.

15.11.2021 г.

Сегодня я вновь открываю свой дневник, чтобы доверить ему самые сокровенные свои мысли, мысли о музыке, к которой я имею прямое отношение, потому что занимаюсь ей с детства, а сейчас учусь в музыкальном колледже. Что же такое музыка? Мы часто задаемся этим вопросом? Мне кажется, музыка – это особый язык. Да-да, именно язык, как английский, что мы изучаем в школе. Единственное отличие в том, что музыка требует постижение не только умом (а может быть, даже не столько умом!), но и душой. Чтобы разговаривать на этом языке и понимать других, нужно научиться чувствовать, нужно иметь обнаженную для звуков душу и открытое сердце. Как хочется овладеть этим языком виртуозно, чтобы тебя понимали слушатели, близкие, чтобы он помог понять саму себя…

16.11.2021 г.

Здравствуй, мой любимый дневник! Вчера я задумалась над тем, как сделать язык музыки частью себя. А ведь очень часто помогают понимать музыку стихи о ней. Одно из таких стихотворений – поэма-миньонет «Это было у моря…» футуриста Игоря Северянина.

Мне кажется, это изящное произведение не претендует на глубину смысла. Его прелесть заключается в другом: в утонченной простоте сюжета, в изощренной музыкальности стиха. В центре стихотворения два героя – королева и ее паж – и музыка Шопена, волнующая, сентиментальная, изысканная, парящая. Под стать ей и строчки стихотворения: важнейшую роль здесь играют повторы слов и целых конструкций, создающие особую, «волнообразную», легкую интонацию. Хорошо сочетается с этим кольцевая композиция: поэма-миньонет окаймлена рефреном «Это было у моря…». Стихотворение как музыка, вернее, сама музыка!

17.11.2021 г.

Как не странно, но мне не дает покоя это стихотворение, написанное в начале 20 века. Оно завораживает, берет в плен своей музыкальностью.
И. Северянин в первых строчках описывает место действия любовной истории – одинокий берег моря,  «где встречается редко городской экипаж». Действительно, музыку и свое сердце лучше чувствуешь, когда рядом нет других звуков, грубых звуков реального мира. На самом деле, благодаря этому создается впечатление, что все придуманное автором происходит не в реальном, а в вымышленном мире. Стихотворение написано в 1910 году, в это время, действительно, был запрос на уход от суровой реальности. Наверное, такая атмосфера возникла из-за неудовлетворенности жизнью, предчувствия войны, революции и хаоса.

А ведь в центре этого стихотворения - Любовь! Может быть, именно поэтому оно так притягательно для меня? Место действие оправдывает романтический сюжет, история любви. Интересна мысль поэта о роли музыки в жизни влюбленных: соната, сыгранная королевой, в финале становится принадлежностью пажа, да и сама госпожа, предавшаяся неожиданно нахлынувшей на нее страсти, оказывается «рабыней» своего слуги. Музыка заставляет королеву увидеть пажа совершенно в ином свете и стать простой женщиной. «Королева просила перерезать гранат…» Выбор этого экзотического фрукта автором не случаен. С одной стороны, гранат – символ власти, поэтому он под стать королеве, а с другой – это плод, который искушает: здесь явная перекличка с библейским сюжетом, связанного с грехопадением Адама и Евы. Но, конечно, в рамках этого стихотворения нельзя использовать обычное яблоко – можно испортить музыку…

18.11.2021 г.

Мой дорогой друг! Мой дневник! Из плена стихотворения
И. Северянина выходить совсем не хочется. Когда читаешь стихотворение, слышишь эту невесомую, хрустальную музыку, этому помогают аллитерация, которые использует поэт. В первом четверостишии обыгрывается звучание шипящих «Ж» и «Ш» («ажурная», «экипаж», «в башне», «Шопен», «паж»), напоминающий шелест морских волн. Причем, наверное, неслучайно поэт берет все слова, которые близки по звучанию со словом «Шопен»: море, может быть, тоже «играет» его мелодии!? Во втором четверостишии подчеркнут контраст «Р» («Королева просила перерезать гранат…») и «Л» («И дала половину, и пажа истомила, и пажа полюбила….»). А еще я сегодня открыла, что стихотворение написано анапестом, что тоже как бы передает замедленное течение музыки.

Почему жанром этого произведения выбран миньонет? Ведь эта поэтическая форма тоже позаимствована из музыки. Миньонет – это танец, похожий по звучанию на вальс.

Я поняла, думаю, главное: поэма-миньонет И. Северянина, как и музыка Шопена, способна расцветить наш серенький мир, разбудить дремавшие чувства любви, радости или печали. Дай бог нам всем познать это счастье!

 


 

Министерство искусства и культурной политики

Министерство искусства и культурной политики

Это было у моря, где ажурная пена,

Это было у моря, где ажурная пена,

Мне кажется, это изящное произведение не претендует на глубину смысла

Мне кажется, это изящное произведение не претендует на глубину смысла

Адама и Евы. Но, конечно, в рамках этого стихотворения нельзя использовать обычное яблоко – можно испортить музыку… 18

Адама и Евы. Но, конечно, в рамках этого стихотворения нельзя использовать обычное яблоко – можно испортить музыку… 18
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022