"Есенинский диктант" . Комплект заданий по русскому языку и литературы для 5-9 классов.
Оценка 4.8

"Есенинский диктант" . Комплект заданий по русскому языку и литературы для 5-9 классов.

Оценка 4.8
Рабочие листы
pdf
русская литература +1
5 кл
04.09.2023
"Есенинский диктант" . Комплект заданий по русскому языку и литературы для 5-9 классов.
"Есенинский диктант" приурочен ко дню рождения поэта. Рекомендован к проведению в 5-9 классах на уроках литературы и русского языка. Тестовые задания разработаны для обучающихся 5-9 классов. Время для выполнения работы – 90 минут. Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения. Ключ к заданиям и количество баллов приведено в таблице выше. Если задание выполнено не полностью, баллы за задание не засчитываются. Баллы суммируются и вносятся в итоговый протокол проведения теста. Все задания ориентированы на формирования читательской компетенции обучающихся в области литературы (поддерживается интерес к изучению творчества С.А. Есенина как феномена русской культуры) и повышения уровня их грамотности. К метапредметным умениям в пакете заданий относится умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию,умение классифицировать, анализировать произведение;знать биографию поэта в рамках школьной программы, а также уметь выполнять творческие задания. Это способствует формированию метапредметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.
Есенинский диктант.Тестовое задание по изучению творчества поэта. автор З. Фесан .pdf

ЕСЕНИНСКИЙ ДИКТАНТ

Межрегиональный конкурс методических материалов для формирования заданий просветительской акции «Есенинский̆ диктант»

Автор работы: Зоя Ивановна Фесан,

учитель русского языка и литературы

Место    работы: Муниципальное    казенное общеобразовательное учреждение   "Основная общеобразовательная      школа     №10" Коркинского муниципального   района    (город     Коркино, Челябинская область)

Контактные данные: zoya.fesan@mail.ru

Возрастная категория заданий: учащиеся 6 – 9 классов.

1.Разминка. Филворд. (5 баллов)

Филворды - это игры с поиском слов, спрятанных в таблице с буквами. Перед вами филворд,    в        котором     спрятаны   названия    известных  стихотворений Сергея Есенина. Найдите и выделите их.

2.                 Грамматика. Блок заданий состоят из двух пунктов, в которых представлены орфограммы, изучаемые в 5-9 классах по предмету «Русский язык».

2.1            Перед         вами стихотворение   Сергея       Есенина    «Письмо         матери». Прочитайте внимательно      текст и       расставьте         пропущенные    знаки препинания (5 баллов). Ты жива ещё(-) моя старушка(-)

Жив и я(-) Привет тебе(-) привет(-)

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет(-)

Пишут мне(-) что ты(-) тая тревогу(-)

Загрустила шибко обо мне(-)

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне(-)

2.2            Перед         вами стихотворение   С.      Есенина    «Собаке         Качалова».

Прочитайте внимательно текст, определите правильно орфограмму.

Раскройте скобки и впишите пропущенные орфограммы (5 баллов).

Дай, Джим, на счас(-)ье лапу мне, Такую лапу (не)видал я сроду.

Давай с тобой п(-)лаем при луне На тихую, б(-)сшумную п(-)году.

Дай, Джим, на счас(-)ье лапу мне.

Пожалу(-)ста, г(-)лубчик, н(-)лижись.

П(-)йми со мной хоть самое пр(-)стое.

Ве(-)ь ты (не)зна(-)шь, что такое жизнь,

(Не)знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знам(-)нит,

И у н(-)го г(-)стей бывает в доме мног(-),

И каждый, улыбаясь, н(-)р(-)вит

Т(-)бя по шерсти бархатной п(-)трогать.

Ты (по)собачьи дьявольски краси(-),

С такою мил(-)ю д(-)верчивой приятцей.

И, никого ни капли (не)спр(-)сив,

Как пьяный друг, ты лезешь ц(-)ловат(_)ся.

Мой милый Джим, ср(-)еди тв(-)их г(-)стей Так много всяких и (не)всяких было. Но та, что всех б(_)змолвней и грус(-)ней, Сюда случайно вдруг (не)зах(-)дила?

Она при(-)дет, даю тебе п(_)руку.

И без м(-)ня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и (не)был виноват...

3.На примере творчества Сергея Есенина предлагаем найти эпитеты в строках его стихотворений и разгадать кроссворд. Поэт очень часто использовал в своём творчестве различные средства художественного выражения:эпитеты,метафоры,сравнения,инверсии,придавая поэтическую яркость своим произведениям.(10 баллов)

X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X X X X X

1

X X X X X

X X X X X

X X X X X

X X X X X

 

X X X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X X X

2

X

X

 

 

 

X X X X X X X X X X

3

 

 

 

 

 

 

X X X

X X X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X X X

 

X

X

 

X X X X X

X X X X X

 

 

X X X X

X X X X

X X X X

X X X X

X X X X

X X X X

4

X X X X X X X

 

X X X X X X X

 

X

5

 

 

 

 

 

 

 

 

X X X X X

 

X X X X X X X

 

X X X X X X X

X X X X X X X

 

X

6

 

 

7

 

 

 

 

X X X X

X X X X

 

X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X

 

 

X X X

X X X

X X X

X X X

X X X

8

 

 

 

 

 

 

 

X X X X X X X X X

 

X X X X X

 

X X X X X X X X X X

9

 

 

 

 

 

X X X X X X X X X X X

 

X X X X X X X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X X X X X X X

 

X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X

По горизонтали: 3. Эх, береза русская! 5. Что он видел, верблюд кирпичный, в завывании дождевом?

6.         Потрепи его за головушку, дескать, беда для тебя опасная...8. Но не бойся, безумный ветр, плюй спокойно листвой по лугам.9. Вечером лунным был я когда-то красивым и юным... По вертикали: 1.Выхожу я на высокий берег, где покойно плещется залив. 2. Плачет у окошка пасмурная буря.. 4. О солнце, солнце, золотое, опущенное в мир ведро.

7.         Седые  вербы         у       плетня

нежнее головы наклонят. 8. Белый ангел этой полночью моего увел коня.

4.   Облачный ребус.

4.1            Рассмотрите облако слов. В нем зашифрованы известные цитаты Сергея Есенина. Восстановите их. В предложениях используйте недостающие части речи: а, не, в. (5 баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2            Поэтическое облако.Некоторые стихи известного поэта имеют название по первой строчке. Угадайте стихотворение С. Есенина и впишите его название, соблюдая знаки препинания. (10 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Вспомните биографию поэта, которую вы изучали на уроках литературы. Вставьте пропущенные факты в биографию поэта, используя подсказки.(10 баллов)

Большую часть своего творчества поэт посвятил простому____________, русской _________________, откуда он и сам был родом.


А в 1914 году в журнале «Мирок» впервые было опубликовано стихотворение «Береза». Молодой поэт не решился подписывать свои стихи своим настоящим именем и использовал _________________ Аристон.

Во время посещения Петрограда Есенин нашёл возможность встретиться с уже популярным в северной столице поэтом ___________ и прочитал ему свои стихи. Эта встреча стала судьбоносной для молодого поэта.

Слова-ключи для выполнения задания: народ, деревня, крестьяне, село, псевдоним, кличка, инициалы, Александр Блок, Николай Гумилев, Владимир Маяковский.

Ключи ко всему пакету заданий:

№ задания

Ключ к заданиям

Баллы

1.Разминка. Филворд.

Разгадать все слова из списка, отметив их в сетке филворда.

5

2.Грамматическое задание.

2.1Есенин С. А. - Письмо матери.

вставить пропущенные знаки препинания

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

2.2 Вставь пропущенные орфограммы

Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

10

 

 

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват

 

3.Средства художественной выразительности. Определи эпитет в тексте. Литературный кроссворд.

1.Высокий

2.Пасмурная

3.Русская

4.Золотое

5.Кирпичный

6.Опасная

7.Седые

8.Белый.Безумный

9.Лунным

 

10

4.Облачный ребус

4.1Рассмотрите облако слов. В нем зашифрованы известные цитаты Сергея

Есенина.    Восстановите      их.    В предложениях     используйте недостающие части речи: а, не, в. Жить нужно, чтобы радоваться, а не тосковать.

Грубым даётся радость. Нежным даётся

15

 

 

печаль.

В дружбе тоже есть чувства.

4.2Облако стихов. Некоторые стихи известного поэта имеют название по первой строчке. Узнай стихотворение С. Есенина и напиши его название, соблюдая знаки препинания в самом предложении и в конце предложения.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

Не жалею, не зову, не плачу...

Отговорила роща золотая...

 

5.Вставьте пропущенные слова в биографию поэта

Большую часть своего творчества поэт посвятил простому народу, русской деревне, откуда он и сам был родом. А в 1914 году в журнале «Мирок» впервые было опубликовано стихотворение «Береза». Молодой поэт не решился подписывать свои стихи своим настоящим именем и использовал псевдоним Аристон.

Во время посещения Петрограда Есенин нашёл возможность встретиться с уже популярным в северной столице поэтом Александром Блоком и прочитал ему свои стихи. Эта встреча стала судьбоносной для молодого поэта.

10

ИТОГО

 

50

Методические рекомендации к выполнению и оценке тестовых заданий.

Тестовые задания разработаны для обучающихся 5-9 классов. Время для выполнения работы – 90 минут.

Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения. Ключ к заданиям и количество баллов приведено в таблице выше. Если задание выполнено не полностью, баллы за задание не засчитываются. Баллы суммируются и вносятся в итоговый протокол проведения теста. Все задания ориентированы на формирования читательской компетенции обучающихся в области литературы (поддерживается интерес к изучению творчества С.А. Есенина как феномена русской культуры) и повышения уровня их грамотности.

К метапредметным умениям в пакете заданий относится умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию,умение классифицировать, анализировать произведение;знать биографию поэта в рамках школьной программы, а также уметь выполнять творческие задания. Это способствует формированию метапредметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы.

Список использованных ресурсов для составления заданий.

1)      https://learningapps.org/display?v=pzgra0i2k20. Персональный аккаунт Зоя Фесан https://learningapps.org/my.php для создания методических онлайн-разработок по русскому языку и литературе.

2)      https://wordscloud.pythonanywhere.com/

Сайт «Облако слов» представляет собой изображение составленное на основе текста. Воспользовавшись сервисом Word's Cloud вы получите картинку, в формате png, составленную из слов содержащихся в предоставленном вами тексте. Слова в облаке будут разного размера и цвета. Размер и цвет будет зависеть от частоты появления данного слова в тексте. На уроках по литературы можно зашифровывать разнообразные произведения и проводить викторины. С помощью этой онлайн программы составлены задания по творчеству С. Есенина.

3)      http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=587752D1A7BFBBAU

Ссылка на кроссворд по поиску средств художественного выражения в стихитворениях С. Есенина. Эту ссылку можно разместить на персональном сайте педагога или в качестве домашнего задания в Сетевом городе. На этом сайте можно быстро составить или сгенерировать кроссворд- онлайн для учёбы.

4)      http://stih.su/esenin/. Сайт:Лучшие стихи Есенина по темам .

5)      http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/esenin Сайт:Есенин.

Биография кратко самое главное. Источник: chitatelskij-dnevnik.ru


 

ЕСЕНИНСКИЙ ДИКТАНТ Межрегиональный конкурс методических материалов для формирования заданий просветительской акции «Есенинский̆ диктант»

ЕСЕНИНСКИЙ ДИКТАНТ Межрегиональный конкурс методических материалов для формирования заданий просветительской акции «Есенинский̆ диктант»

Грамматика. Блок заданий состоят из двух пунктов, в которых представлены орфограммы, изучаемые в 5-9 классах по предмету «Русский язык»

Грамматика. Блок заданий состоят из двух пунктов, в которых представлены орфограммы, изучаемые в 5-9 классах по предмету «Русский язык»

Загрустила шибко обо мне(-) Что ты часто ходишь на дорогу

Загрустила шибко обо мне(-) Что ты часто ходишь на дорогу

Ты за меня лизни ей нежно руку

Ты за меня лизни ей нежно руку

X X X X X X X X X X X X X X

X X X X X X X X X X X X X X

"Есенинский диктант" . Комплект заданий по русскому языку и литературы для 5-9 классов.

"Есенинский диктант" . Комплект заданий по русскому языку и литературы для 5-9 классов.

Поэтическое облако.Некоторые стихи известного поэта имеют название по первой строчке

Поэтическое облако.Некоторые стихи известного поэта имеют название по первой строчке

Вспомните биографию поэта, которую вы изучали на уроках литературы

Вспомните биографию поэта, которую вы изучали на уроках литературы

А в 1914 году в журнале «Мирок» впервые было опубликовано стихотворение «Береза»

А в 1914 году в журнале «Мирок» впервые было опубликовано стихотворение «Береза»

Грамматическое задание. 2

Грамматическое задание. 2

Ты по-собачьи дьявольски красив,

Ты по-собачьи дьявольски красив,

Облачный ребус 4.1Рассмотрите облако слов

Облачный ребус 4.1Рассмотрите облако слов

Вставьте пропущенные слова в биографию поэта

Вставьте пропущенные слова в биографию поэта

Это способствует формированию метапредметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

Это способствует формированию метапредметных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2023