Если вы хотите вырастить успешного ребенка

  • pptx
  • 10.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала незнайка.pptx

Синдром «Незнайки» и «Буратино» как проблема мотивационно-волевой сферы современных детей

Синдром «Незнайки»?

Синдром «Буратино»?

Знакомы с этими синдромами педагоги?

«Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…».

ребенка не обременяют домашними обязанностями;
основная задача ребенка – учеба;
ребенку помогают выполнять задания, нанимают репетиторов, водят по секциям и кружкам.

К подростковому возрасту «Буратино»:
не приучен делать что-либо сам;
не сформировано чувство ответственности;
ленится учиться;
бунтует.

Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку

верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо;
дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу».

К подростковому возрасту у «Незнайки»:
снижается тревожность за оценки;
снижается тревожность за будущее: «Вот со следующей четверти начну учиться».

Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города

синдром «Незнайки»

нарушение мотивационно-волевой сферы

синдром «Буратино»

Причины возникновения синдрома:

родители и другие взрослые много хотят сделать «за» ребенка;

у ребенка нет возможности хотеть чего-то самостоятельно.

Детям характерно:

снижение уровня тревожности;

неадекватный уровень самооценки.

Основной движущей силой учения является мотивация

Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов:

Учебная мотивация

социальные;
учебно-познавательные;
оценочные;
позиционные;
внешние по отношению к школе и к учению;
игровые.

Каждый из мотивов присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности.

Х. Хекгаузел утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться двумя мотивами:

мотив достижения успеха:
заставляет человека выбирать такую деятельность, которая не является для него слишком легкой;
результат деятельности зависит от того, сколько усилий приложил индивид;

мотив избегания неудач.

Учебная мотивация

Оценочный мотив в процессе учебной деятельности:
каждый ребенок имеет потребность в признании и одобрении взрослого;
положительная оценка сама по себе может выступать эффективным инструментом по стимулированию активности ребенка.

Познавательные и игровые мотивы в процессе учебной деятельности:
мотивы тесно связаны между собой;
новые знания, полученные детьми, провоцируют игру;
развитие игры требует приобретения новых навыков и умений.

Учебная мотивация

Проблемы мотивационно-волевой сферы детей

Н.А. Менчинская

Н.Л. Белопольская

И.Ю. Кулагина

на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется комплекс неполноценности по отношению к учению;

блокируется формирование положительной мотивации учебного успеха;

уровень требований, предъявляемый педагогом к ребенку с нарушениями мотивационной сферы, оказывается недосягаемым вследствие слабой сформированности мотивов учения.

Проблемы мотивационно-волевой сферы детей

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

эмоционально волевая незрелость;
трудности в произвольной регуляции деятельности;
динамические нарушения во всех видах деятельности;
общая ослабленность мотивационной сферы.
ведущий мотив деятельности – игровой;
успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой;
школьные интересы отсутствуют;
безответственное отношение к выполнению учебных заданий.

Проблемы в обучении связаны с незрелостью личности ребенка в целом

широкие социальные мотивы практически не присутствуют в мотивационной системе ребенка;

значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания;

растет неуверенность в себе;

формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

Дети, имеющие трудности в обучении

преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования;

испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание.

Успешные дети, не имеющие трудности в обучении

преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

по мере приобретения ребенком опыта учебных неудач усугубляются характерные мотивационные особенности;

наблюдаются эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке;

проявляется безразличие по отношению к собственному неверному решению учебной задачи;

отсутствие желания исправить работу и понять причину ошибки;

заинтересованность в оценке со стороны взрослых и чувство радости при похвале.

Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией

Причины:
задание кажется слишком трудным для ребенка;

ослабевает побудительная сила получения высокой оценки;

снижается качество работы ребенка;

сталкивается с объективными трудностями и низкой оценкой со стороны окружающих;

адекватные учебные мотивы не получают развития и трансформируются, в результате имеющиеся мотивационные возможности не реализуются.

Формирование у ребенка позиции неуспевающего

Стойкая неуспеваемость приводит к образованию личностной позиции – «позиции неуспевающего».

Формирование позиции неуспевающего:

в первом классе ребенок еще может объективно не соглашаться со своими учебными неудачами;

со временем самооценка ребенка становится низкой и постепенно утрачивается желание учиться новому;

неуспевающие в учебе дети стараются компенсировать свои трудности путем самоутверждения в других сферах жизни.

Формирование у ребенка позиции неуспевающего

Не у всех детей, имеющих проблемы в мотивационно-волевой сфере, формируется «позиция неуспевающего».

Когда дети, неспособные успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание.

А.Н. Леонтьев

Искажения мотивационной сферы приводят к снижению успеваемости, в следствие чего ребенок избегает сложных видов интеллектуальной деятельности.

В процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности.

Процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает:

формирование мотивационной основы действий;

составление схемы ориентировочной основы действия.

П.Я. Гальперин

Основные приемы формирования у детей познавательного интереса

ситуации занимательности;

опыты и эксперименты;

познавательные игры;

интеллектуальные соревнования;

программированные упражнения.

Приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности

одобрение со стороны сверстников и взрослых;

создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;

анализ проблемной ситуации.

Метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций

специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

поисковая деятельность;

свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;

введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.

игровые приемы с элементами соревнования:
стимулируют активность и инициативу учеников;
корректируют нарушения мотивационной сферы;

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

составление задания для одноклассников по пройденному учебному материалу:
поощрение педагогом наградами «за старание», «за активность» ответов и активности ребенка;

получение знаний получает в реальной ситуации:
занятия должны проходить в интересной и живой форме, чтобы учащиеся сами хотели что-то запомнить.

направление усилий педагога на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей:
ребенок, достигающий цели, испытывает радость и удовлетворение;

создание ситуации новизны, неожиданности;

познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия;

правильно организованная работа у доски:
ребенок испытывает чувство удовлетворения;
повышается самооценка;
интерес к учебной деятельности подкрепляется выработанными навыками.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

релаксация на занятиях:
массаж, упражнения на развитие мелкой моторики с использованием лего-технологий, дыхательная гимнастика;

сказки:
дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудной ситуации, учатся верить в себя, в силу добра и справедливости;

специальный инструментарий:
сборники слайдов, диски, анимированные картинки;

интегрированный подход:
смена видов детской деятельности;
активное участие каждого ребёнка в образовательном процессе.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

занятия, на которых дети являются участниками обучающего процесса:

познавательные мотивы: желание что-то узнать, найти правильный ответ на поставленную педагогом задачу, обменяться впечатлениями;

личностные мотивы: потребность в признании педагогом или сверстниками, потребность в оценке самих себя;

соревновательные мотивы: желание найти более удачное решение данного задания, выполнить его быстрее, рассказать лучше, интереснее по отношению к другим ответам.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Каждый день интересоваться у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.

Помогать ребенку, если он испытывает трудности при выполнении задания, но лишь в той части, которая действительно трудна для него.

Посещать с ребенком интересные места, читать книги с целью стимулирования познавательного интереса и мотивации ребенка.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей

Не сравнивать ребенка с другими детьми, сравнивать его с самим собой.

Отмечать, чему ребенок научился за последнее время, какие успехи сделал.

Если появились трудности в учебе, не ругать ребенка, а предложить помощь.

Дать понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть.

Обеспечить ребенку определенную степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов.

Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей

Если родители все решают за ребенка, познавательный интерес и учебная мотивация не будут сформированы.