«Безответственный, учиться не хочет, всем мешает…».
Веселый Буратино, которого папа Карло отправил учиться, продав последнюю курточку
верит, что у него все обязательно получиться, а никаких усилий прилагать не надо;
дети привыкли откладывать все на завтра: «Вот завтра выучу и отвечу».
К подростковому возрасту у «Незнайки»:
снижается тревожность за оценки;
снижается тревожность за будущее: «Вот со следующей четверти начну учиться».
Оптимистичный и самоуверенный Незнайка из Солнечного города
Причины возникновения синдрома:
Детям характерно:
Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков выделяют 6 групп в структуре мотивов:
Учебная мотивация
социальные;
учебно-познавательные;
оценочные;
позиционные;
внешние по отношению к школе и к учению;
игровые.
Каждый из мотивов присутствует в мотивационной структуре ребенка и оказывает влияние на характер учебной деятельности.
Х. Хекгаузел утверждал, что в процессе осуществления любой деятельности человек может руководствоваться двумя мотивами:
мотив достижения успеха:
Учебная мотивация
Оценочный мотив в процессе учебной деятельности:
Познавательные и игровые мотивы в процессе учебной деятельности:
Учебная мотивация
на первом году обучения у многих детей с нарушениями мотивационной сферы появляется комплекс неполноценности по отношению к учению;
блокируется формирование положительной мотивации учебного успеха;
уровень требований, предъявляемый педагогом к ребенку с нарушениями мотивационной сферы, оказывается недосягаемым вследствие слабой сформированности мотивов учения.
Проблемы мотивационно-волевой сферы детей
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
эмоционально волевая незрелость;
трудности в произвольной регуляции деятельности;
динамические нарушения во всех видах деятельности;
общая ослабленность мотивационной сферы.
ведущий мотив деятельности – игровой;
успешно выполняются лишь те задания, которые связаны с непосредственными интересами ребенка и игрой;
школьные интересы отсутствуют;
безответственное отношение к выполнению учебных заданий.
широкие социальные мотивы практически не присутствуют в мотивационной системе ребенка;
значимым мотивом учебной деятельности становится мотив избегания неудач или наказания;
растет неуверенность в себе;
формируется отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
Дети, имеющие трудности в обучении
преобладают игровые мотивы и мотивы сохранения привычного функционирования;
испытывают повышенную тревогу в ситуации, когда не успевают выполнить задание.
Успешные дети, не имеющие трудности в обучении
преобладают познавательные мотивы, связанные с овладением новыми умениями и навыками.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
по мере приобретения ребенком опыта учебных неудач усугубляются характерные мотивационные особенности;
наблюдаются эмоциональные срывы, отказы выполнять задание, безразличие к происходящему на уроке;
проявляется безразличие по отношению к собственному неверному решению учебной задачи;
отсутствие желания исправить работу и понять причину ошибки;
заинтересованность в оценке со стороны взрослых и чувство радости при похвале.
Личностные особенности детей, имеющих проблемы с учебной мотивацией
Причины:
Формирование у ребенка позиции неуспевающего
Формирование позиции неуспевающего:
Формирование у ребенка позиции неуспевающего
Не у всех детей, имеющих проблемы в мотивационно-волевой сфере, формируется «позиция неуспевающего».
Когда дети, неспособные успешно и в должном темпе обучаться в обычных условиях, ставятся в подходящие для них условия и когда по отношению к ним применяются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание.
А.Н. Леонтьев
Искажения мотивационной сферы приводят к снижению успеваемости, в следствие чего ребенок избегает сложных видов интеллектуальной деятельности.
В процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми усваиваемые им способы действий, этические ценности, нравственные нормы и идеалы превращаются во внутренние достижения личности.
Процесс формирования умственных действий осуществляется поэтапно и предполагает:
П.Я. Гальперин
Основные приемы формирования у детей познавательного интереса
ситуации занимательности;
опыты и эксперименты;
познавательные игры;
интеллектуальные соревнования;
программированные упражнения.
Приемы, позволяющие формировать чувство долга и ответственности
одобрение со стороны сверстников и взрослых;
создание ситуации новизны, актуальности и успеха в учебной деятельности;
анализ проблемной ситуации.
Метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций
специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
«появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
поисковая деятельность;
свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимопонимания;
введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Задача педагога заключается не только в формировании у детей четкой системы знаний, но и устойчивого интереса и потребности в получении знаний.
игровые приемы с элементами соревнования:
стимулируют активность и инициативу учеников;
корректируют нарушения мотивационной сферы;
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
составление задания для одноклассников по пройденному учебному материалу:
получение знаний получает в реальной ситуации:
направление усилий педагога на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов детей:
создание ситуации новизны, неожиданности;
познавательные игры, драматизации и театрализованные занятия;
правильно организованная работа у доски:
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
релаксация на занятиях:
сказки:
специальный инструментарий:
интегрированный подход:
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
занятия, на которых дети являются участниками обучающего процесса:
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемого, формируется определённое отношение детей к занятию и осознаётся ценностная значимость. Через формирование положительной мотивации можно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Каждый день интересоваться у ребенка о том, как у него дела в школе, какие успехи или трудности. Такие беседы должны стать хорошей семейной привычкой.
Помогать ребенку, если он испытывает трудности при выполнении задания, но лишь в той части, которая действительно трудна для него.
Посещать с ребенком интересные места, читать книги с целью стимулирования познавательного интереса и мотивации ребенка.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
Не сравнивать ребенка с другими детьми,сравнивать его с самим собой.
Отмечать, чему ребенок научился за последнее время, какие успехи сделал.
Если появились трудности в учебе, не ругать ребенка, а предложить помощь.
Дать понять ребенку, что его принимают таким, какой он есть.
Обеспечить ребенку определенную степень свободы в выборе увлечений, хобби или любимых предметов.
Рекомендации родителям по повышению учебной мотивации у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.