Тематические дни в лагере – это важная воспитательная составляющая в работе воспитателя или вожатого. Составление мероприятий разноплановых, интересных на каждый день работы в лагере – достаточно кропотливая и непростая работа. Предлагаемая методическая разработка может быть использована для проведения одного из тематических дней в лагерной смене. Может быть адаптирована для любого возраста детей.
ЕСЛИ НА УЛИЦЕ ИДЕТ ДОЖДЬ
Довольно часто случается, что изза погодных условий не получается
провести запланированное мероприятие на свежем воздухе. В такой ситуации
помогают различные конкурсы, задания, игры, которые не требуют
предварительной подготовки детей. Количество участников в таких программах
не ограничено, в них могут участвовать все желающие.
Ц е л ь: повышать культуру досуга и разнообразить формы досуга.
Задачи:
– развитие творческих сил и художественных способностей детей;
– раскрытие для коллектива личности ребенка;
– создание в коллективах ситуации сопереживания за успехи товарища.
Подвижные конкурсы актерского мастерства.
1. Представьте и мимикой, походкой, звуками изобразите:
– встревоженного кота;
– грустного пингвина;
– восторженного кролика;
– хмурого орла;
– разгневанного поросенка.
2. Попробуйте изобразить походку:
– первоклассника, который идет в первый класс;
– манекенщицы, идущей по подиуму;
– вас вызвали к директору;
– ботинки малы, натерли ноги;
– человека, который идет в поход с тяжелым рюкзаком;
– звезды эстрады, идущей через толпу поклонников;
– человека, который только что хорошо пообедал;
– человека, несущего кувшин с водой на голове;
– человека, который неудачно пнул кирпич;
– человека, оказавшегося ночью в лесу.
3. Пофантазируйте и изобразите движениями и мимикой:
– горячий утюг;
– будильник;
– чайник;
– телефон;
– кофемолку.4. Представьте, что вы животные, которые очень хотят петь, но не могут
говорить почеловечески, а теперь хором исполните песню «Пусть бегут
неуклюже...»:
– прогавкайте;
– промяукайте;
– промычите;
– прокудахтайте и прокукарекайте;
– прокрякайте.
5. Исполните песню «В лесу родилась елочка», как будто вы:
– хор детского сада;
– армейский хор;
– казачий кубанский хор;
– академический хор.
6. Попрыгайте, как:
– воробей;
– кенгуру;
– заяц;
– лягушка;
– кузнечик.
7. Исполните песню «Во поле береза стояла так, словно вы:
– африканские аборигены;
– горцы Кавказа;
– оленеводы Чукотки.
8. Звуками и движениями изобразите:
– оркестр русских народных инструментов;
– симфонический оркестр;
– военный духовой оркестр;
– джазовый оркестр;
– рокгруппу.
9. Представьте, что сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка».
Попробуйте придумать под эту мелодию танцевальную композицию:
– «Я получил двойку»;
– «Мне купили футбольный мяч»;
– «Ко мне придут сегодня гости»;
– «Я потерял ключ от квартиры».
10. Издать звук машины (предмета) и создать ее (его) образ:
– автобус;
– мотоцикл;– поезд;
– самолет;
– пылесос;
– трактор;
– бормашина;
– «скорая помощь»;
– большой пароход;
– чайник со свистком;
– будильник, который тикает, потом звонит.
11. Представьте, что многие животные решили стать вежливыми и при
встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы
приветствовать друг друга:
– крокодилы;
– жирафы;
– львы;
– гиппопотамы.
12. Вспомните, что делает дирижер, когда управляет оркестром. А теперь
возьмите дирижерскую палочку, взмахните ею и представьте, что ваш
воображаемый оркестр сейчас исполнит:
– военный марш;
– старинный вальс;
– симфонию;
– русскую народную песню;
– современную танцевальную мелодию.
13. Возьмите в руки стул и перенесите его из одного конца комнаты в другой,
но:
– как будто это таз, до краев наполненный водой;
– словно вы идете по минному полю;
– как будто вы – Чарли Чаплин;
– слегка касаясь ногами пола.
14. Представьте, что открыта скульптурная галерея со странным названием
«Жертвы спорта». Создайте для этой галереи скульптурные композиции:
– штангист, который не успел отпрыгнуть от штанги;
– вратарь, который поймал шайбу зубами;
– парашютист, который забыл дернуть за кольцо;
– гимнаст, вовремя не вышедший из тройного пируэта;
– горнолыжник, не успевший убежать от снежной лавины.15. Вам не раз доводилось видеть, как берут интервью: один, обычно
журналист, задает вопросы, другой – незаурядная личность – на них отвечает.
Разыграйте ситуацию, в которой журналисты берут интервью:
– у профессионального потомственного продувальщика макарон;
– известного гадателя на кофейной гуще;
– виртуоза игры на алюминиевых ложках;
– рекордсмена по прыжкам на тазе с трамплина.
16. Вы с детства знаете и, наверное, любите сказку Г. Х. Андерсена
«Дюймовочка». Попробуйте рассказать эту сказку, используя в своем пересказе
специальную лексику:
– военную;
– медицинскую;
– юридическую;
– педагогическую;
– политическую.
17. Предложите комплекс производственной гимнастики:
– для регулировщиков дорожного движения;
– дирижеров оркестра народных инструментов;
– проводников поездов дальнего следования;
– крановщиков башенных кранов.
18. Выполните этюд:
– вдеть нитку в иголку;
– чинить карандаш перочинным ножом;
– достать из кошелька деньги и считать их;
– причесываться перед зеркалом;
– стирать белье в тазу;
– месить тесто и делать пирожки;
– чистить картошку;
– мыть посуду;
– жарить яичницуглазунью;
– чистить ботинки;
– подметать пол;
– мыть пол;
– гладить вещи утюгом;
– разжигать костер.
19. Представьте ситуацию:
– вы вызываете свою возлюбленную, стоя у окон во дворе;
– вы – вожатый, видите, как ваш воспитанник лезет на высокое дерево;– вы – мама, видите как вашего сына обижают взрослые парни;
– вы на необитаемом острове увидели корабль;
– вы у кабинета зубного врача;
– в вагон поезда входит контролер, у вас нет билета;
– у театра – нет ли лишнего билетика;
– вы не выучили урок, а учитель должен вас спросить.
20. Покажите человека, который ест, жует, грызет или пьет:
– персик;
– жареную курицу;
– семечки;
– грецкий орех;
– батон хлеба;
– коктейль через соломинку;
– грушу с червяком;
– манную кашу;
– костлявую рыбу;
– арбуз;
– плов руками;
– мороженое;
– длинные макароны;
– банан;
– недожаренный шашлык;
– печеную картошку из костра;
– кипяченое молоко с пенками.
21. Витрина магазина. Разбили стекло и сломали манекен. Вы должны его
заменить, а потом служитель переносит вас на другое место. Ваша задача – не
выдать себя.
22. Задание на воображение:
– обоняние: запах ландыша, нашатырного спирта, гари, жареного гуся,
бензина, кислых щей, чеснока;
– осязание: опускаете руку в горячую воду, гладите кошку, берете в руки
лягушку, щупаете меховой воротник, закутываетесь в мокрую простыню, берете
в руки стакан с горячим чаем, принимаете холодный душ, беретесь за провод под
высоким напряжением, у вас берут кровь из пальца;
– вкус: шоколада, соли, апельсина, мороженого, дыни, малины, клубники,
лимона, мухи.
23. Вы – животное и нападаете на человека:– муха;
– бык;
– крокодил;
– комар;
– слон;
– собака.
24. Покажите, как:
– умывается ленивый и аккуратный;
– едят с аппетитом и отвращением;
– нашел кошелек идущего впереди человека, хочу отдать – не хочу отдать.
25. Представьте, что ваша кинокамера испортилась, она показывает то
замедленные, то ускоренные кадры:
– танец;
– драка;
– зарядка;
– фехтование.
26. Ваша музыкальная аппаратура дает сбои. Диск звучит со сменяющейся
скоростью – быстро, медленно. Исполните популярную песню, подражая диску.
27. Прочитать стихотворение в образе:
– забывчивого;
– с плохой дикцией;
– жестикулирующего;
– чихающего, сморкающего, кашляющего;
– ребенка младшей группы детского сада;
– кавказца;
– подхалима;
– диктора телевидения;
– иностранца, плохо говорящего порусски (можно вставлять иностранные
слова).
28. Изобразите:
– Наполеона;
– Дон Кихота на лошади;
– Аленушку у омута;
– Бабу Ягу на помеле;
– Гулливера за обеденным столом у лилипутов;
– Гулливера за обеденным столом у великанов;
– Иванушкудурачка на Конькегорбунке;– Старика Хоттабыча на ковресамолете;
– Старуху у разбитого корыта.
29. Звукоподражание, «разговор» животных (2 человека):
– курица – петух;
– лев – баран;
– свинья – корова;
– собака – кошка;
– две обезьяны.
30. Составить бурный темпераментный разговор, войдя в роль, предложенную
вам (2 человека):
– мама требует, чтобы вы пошли на дискотеку в школьной форме;
– у телевизора: папа хочет смотреть футбол, а вы – любимый фильм;
– забыли сменную обувь – разговор с дежурным;
– воспитатель требует, чтобы вы ели суп, а вы выкручиваетесь;
– зубной врач уговаривает больного удалить зуб.
31. Имитация поведения животного. Вы стоите перед клеткой… Животное
ходит, ест, прыгает, играет, злится. Вы передразниваете его:
– льва;
– слона;
– удава;
– мартышку.
32. Представьте и покажите:
– жонглера, у которого падают предметы;
– фокусника, у которого во время номера происходит неудача, и он терпит
провал;
– укротителя, который потерял хлыст;
– инспектора манежа, у которого в момент объявления номера неожиданно
спадают штаны.
33. Люди – манекены. Пластическая импровизация на ходу в заданном образе
до команды «стоп»:
– женщина маленького роста, толстовата, с кривыми ногами, без зубов, с
длинными ушами и короткой прической, очень веселая, часто смеется, смех
легко переходит в рыдания;
– мужчина, в прошлом чемпион трамвайного парка по поднятию тяжестей.
Рост ниже среднего, ноги короткие, грудь впалая, живот арбузоподобный, правое
плечо на 30 см ниже левого. Периодически сморкается, очень самолюбив;– старушка, по возрасту близкая к веку, занимается спортивной ходьбой,
голова и ноги трясутся, подслеповата, но спина прямая, походка прыгающая,
подозрительна, часто оглядывается, страдает застарелым кашлем курильщика;
– ребенок в возрасте от 2 до 3 лет, с большой головой и тонкой шеей. Языком
постоянно пытается достать нос, часто падает в лужи, жизнерадостный, даже
слишком, страдает хроническим насморком.
– женщина, рост выше 180 см, пониженной упитанности, правая нога короче
левой, позвоночник искривлен в трех местах, язык не умещается во рту. Одна
бровь выше другой, часто плачет, плач легко переходит в смех;
– очень высокий мужчина, гигант, позвоночник изогнут знаком вопроса,
правую ногу приволакивает, нижняя челюсть далеко выдвинута вперед. Выражен
оскал, лопоухий, при ходьбе часто посапывает, застенчив;
34. Диалог на неожиданность. Немедленно ответить на поставленный вопрос:
– Что у вас на лице написано?
– Зачем вы вчера украли мою книгу?
– Где родился Александр Македонский?
– Зачем ты все время ковыряешь в носу?
– Простите, что такое сольфеджио?
– Почему ты вчера затеял эту драку?
– Ты когда ложишься спать, бороду кладешь поверх одеяла или под него?
– Как ты думаешь: быть или не быть?
35. Изобразите :
– крик, если вам наступили на ногу острым каблуком;
– крикодобрение с галерки театра;
– крик пастухов, сгоняющих стадо;
– крик начальника на подчиненного;
– крик разгневанной матери, зовущей ребенка;
– крик, если вас ошпарили;
– крик «Ура!» на военном параде;
– крик, когда сверлят зуб;
– крик радости «Мама приехала!»;
– крик в горах с эхом.
36. Сказать фразу «Я люблю лето» с разными интонациями:
– с восторгом;
– с ненавистью;
– со страхом;
– с отчаянием;
– с бодростью;
– с кокетством;
– с наглостью;
– с недоверием;
– с унынием;
– с горечью;
– с нежностью;
– с завистью;– с оптимизмом;
– с ехидством;
– с презрением;
– с ленью;
– с радостью;
– с тоской;
37. Придумайте новый творческий конкурс.
– с уважением;
– с ревностью;
– с усмешкой;
– с дрожью в голосе;
– со злостью.
Конкурсы, сидя за столом.
1. Нарисуйте пословицу:
– «На чужой каравай рот не разевай»;
– «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;
– «Дареному коню в зубы не смотрят»;
– «Одна голова хорошо, а две лучше»;
– «Доброе слово и кошке приятно».
2. Нарисуйте красивую медаль, которую можно было бы вручить друзьям за
особые заслуги, например:
– за потрясающее шоколадолюбие;
– за хорошую лужепроходимость;
– за скоростное шнуркозавязывание;
– за безопасную перилосъезжаемость;
– за невероятную булкопоглотительность.
3. Придумайте как можно больше новых применений старому, никому не
нужному предмету:
– пустой консервной банке;
– дырявому носку;
– лопнувшему воздушному шарику;
– перегоревшей лампочке;
– пустому стержню от ручки.
4. Досочините еще строчки, чтобы получилось смешное четверостишие:
– Шла собака по роялю,
Говоря примерно так...
– Удивляется народ:
Почему сердит Федот?..
– Царь издал такой указ:
«Всем боярам в тот же час...»5. Однажды герои сказки А. Милна «ВинниПух и все, все, все» захотели
иметь головные уборы. Нарисуйте, какой головной убор мог бы носить:
– ВинниПух;
– Пятачок;
– Ослик Иа;
– Сова.
6. Придумайте новое название урокам:
– математики;
– музыки;
– физкультуры;
– труда;
– русского языка.
7. Придумайте новый конец сказке:
– «Колобок»;
– «Курочка Ряба»;
– «Теремок»;
– «Репка»;
– «Волк и семеро козлят».
8. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами.
Попробуйте сказать подругому, не повторив ни одного слова, но сохраняя
смысл, следующие предложения:
– муха села на варенье;
– на столе стоит стакан;
– бьют часы двенадцать раз;
– воробей влетел в окно;
– шел отряд по берегу.
9. Нарисуйте растение, которое никогда не существовало, и придумайте ему
название.
10. Сочините стихотворение, в котором четыре строчки, и эти строчки
заканчиваются такими словами:
– кошка – ложка – окошко – немножко;
– стакан – банан – карман – обман;
– бег – снег – век – человек;
– кружка – подружка – лягушка – частушка;
– конь – гармонь – огонь – ладонь.
11. Вспомните как можно больше названий кинофильмов и из этих названий
составьте веселый рассказ. Не забывайте: вам легче будет составить рассказ,
если вы все названия выпишете на одном листочке.12. Сочините маленький рассказ, всего на 20–30 слов, но так, чтобы все эти
слова начинались на букву:
– «К»;
– «М»;
– «О»;
– «П»;
– «С».
13. Вы, наверное, помните рассказ А. П. Чехова про Ваньку Жукова, который
писал письмо своему дедушке. Используя сюжет этого рассказа, попробуйте
сочинить свой вариант письма Ваньки Жукова:
– из группы продленного дня;
– музыкальной школы;
– детской больницы;
– спортивной секции;
– туристического похода.
14. Представьте, что создан «музей рекордов», где все рекорды необычные.
Придумайте и прокомментируйте, как могли бы выглядеть в таком музее стенды
рекордов:
– неслыханной щедрости;
– удивительного упрямства;
– великого зазнайства;
– невероятной жадности;
– чрезвычайной скромности.
15. Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым
персонажам басен А. И. Крылова, занимающим в своей жизни активную
общественную позицию:
– Моське – за смелость в критике вышестоящих инстанций;
– Лебедю, Раку и Щуке – за принципиальность в отстаивании жизненных
– Муравью – за последовательную борьбу с тунеядством.
16. Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес некоторых
литературных персонажей, нарушающих законы и инструкции:
– старухе Шапокляк – за выгул крыс в неустановленных местах;
– лисе Алисе и коту Базилио – за втягивание несовершеннолетних в валютные
убеждений;
махинации;
– Емеле – за ловлю рыбы запрещенным способом;
– Карлсону – за проживание без прописки и без определенных занятий.17. Бывают гимны стран, гимны профессий. А вы придумайте гимн (текст
и музыку), который могли бы считать своим некоторые категории наших
граждан, например:
– любители кефира;
– любители чесать в затылке;
– любители кукурузных палочек;
– любители шмыгать носом;
– любители манной каши.
Исполните этот гимн, как и полагается, торжественно и величаво.
18. Представьте, что вы – художникавангардист, и вам предложили
нарисовать обложку для музыкального диска. Сделайте это в присущем вам
стиле:
– для диска группы «Отпетые мошенники»;
– диска ансамбля песни и пляски Российской Армии;
– диска народного коллектива «Русская балалайка»;
– записи инсценированной сказки К. Чуковского «МухаЦокотуха».
19. Сочините рассказ, который назывался бы так:
– «Маргарин на сковородке»;
– «Кирпич на крыше»;
– «Кокакола» в бутылке».
20. Много раз вы, наверное, читали объявления на столбах и автобусных
остановках. Они составлены в своеобразном, лаконичном и емком стиле.
Составьте текст еще одного объявления:
– о сдаче в аренду собачьей конуры;
– о потере (сдаче) морального облика;
– об обмене ревматизма на радикулит;
– о купле авианосца;
– о наборе на двухдневные курсы по подготовке к полету в космос.
Вывешивать эти объявления в вашем городе совсем не обязательно.
21. Превратитесь на время в изобретателя и придумайте новый оригинальный
способ:
– предотвращения замерзания носа в зимнее время;
– снятия лака с ногтей;
– открывания банки консервов;
– определения температуры тела без термометра;
– предотвращения непроизвольного чихания.
22. На тот случай, когда человек не знает, как нужно чтолибо сделать,
составляются специальные документы – инструкции. В них подробно иобстоятельно разъясняется, в какой последовательности что выполнять.
Сочините и вы для всех нуждающихся инструкцию:
– как приручить таракана;
– как вымыть слона;
– как доить корову;
– как правильно поймать в комнате муху.
23. Сделайте научный доклад на тему:
– «Гусь свинье не товарищ»;
– «Баба с возу – кобыле легче»;
– «В тихом омуте черти водятся»;
– «Сила есть – ума не надо».
24. Когда человек устраивается на работу, он, как правило, пишет
автобиографию. Представьте, как она могла бы выглядеть, и напишите от имени
некоторых знаменитых личностей их автобиографии. Среди этих знаменитостей:
– Баба Яга;
– Карлсон;
– Старик Хоттабыч;
– Барон Мюнхгаузен;
– Кощей Бессмертный.
25. Составьте рецепт блюда, которое имеет несколько странное название:
– салат «Тиха украинская ночь»;
– рассольник «Через тернии к звездам»;
– коктейль «Ежик в тумане».
26. Придумайте новые названия всем двенадцати месяцам календаря и
объясните, почему именно такое название вы им дали.
27. Попробуйте себя в рекламе: вам необходимо одновременно восхвалять
одно и ругать другое:
– воздушный шарик – голубой и красный;
– футбольный мяч – теннисный мячик;
– будильник – наручные часы;
– зубная щетка – щетка для волос;
– кроссовки – резиновые сапоги.
28. Попробуйте стать Пьером Карденом и по вашему заказу воплотите на
бумаге:
– рабочий костюм Бабы Яги;
– парадновыходной костюм Иванушкидурачка;
– домашний костюм Змея Горыныча;
– спортивный костюм Кощея Бессмертного;– зимний костюм Водяного.
29. Придумать предложение, слова которого начинаются на буквы «н», «г»,
«о», «к». Предлоги использовать можно.
30. Возьмите газету и из заголовков составьте маленький рассказ.