Эссе
« Я-учитель»
Выполнила: Балтабаева Эльмира Сулеймановна
учитель математики МОБУ СОШ с. Усман-Ташлы
муниципального района Ермекеевский район РБ
«Не тот учитель, кто получает образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.»
Л. Н. Толстой
1 сентябрь, 1992 год. Золотая листва усыпала дорожки под ногами . С деревьев несётся настоящий золотистый дождь. Все ребята после летних каникул, загорелые и весёлые спешат в школу. Я тоже спешу на свой первый урок. Теперь я учитель! Впереди дорога. Какая она будет? Веселая или грустная? Трудная или легкая? Всё зависит от меня. Так началась моя дорога по жизни. Тогда я делала свои первые, ещё неуверенные, осторожные шаги. А сейчас, долгие годы трудной, но интересной работы за спиной. И пройдя время, я думаю всё чаще над одним вопросом: повезло ли мне с выбором профессии? А главное, повезло ли людям; в первую очередь, ребятам и родителям моих учеников, что я выбрала профессию учителя? Не ошиблась ли я 35 лет назад, поступив в Ошский педагогический институт? Я думаю, что мне повезло. Я чувствую: все, что я делаю, - нужно людям; будь то мои ученики или их родители.
Каждое утро, подходя к школе, чувствую, как внутренне преображаюсь, уходят прочь личные проблемы, отодвигаются заботы, готовлюсь к встрече с детьми, и настроение поднимается. Я уверена, что профессия учителя уникальная : вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остаётся востребованной во все времена. Учительство всецело поглощает меня, требует полной отдачи. Иногда что-то задумаю интересное провести с учениками, так это желание настолько пронизывает мои мысли, что просыпаюсь ночью, беру в руки карандаш, лист бумаги и быстро записываю, потом воплощаю в жизнь.
Я - учитель математики. Математика – «величина» постоянная во все времена. Меняются только подходы, методика преподавания – не всегда в лучшую сторону. И тогда вспоминаешь своего первого учителя математики, который смог пробудить любовь к этому предмету, именно он первый оставил представление о методах преподавания, именно еще очень часто пользуешься его методами и подходами в обучении, совершенствуешься, используешь новое. Проработав в школе двадцать четыре года, прихожу к выводу в который раз: ты – не только учитель-предметник, ты и наставник, друг и психолог, воспитатель и воспитываемый. И все это ради детей, чтобы помочь им найти себя в жизни, разобраться в себе. В своей работе стремлюсь развивать творческую личность через систему учебной и воспитательной работы. Но во многом помогает математика, ведь на своих уроках я стараюсь научить детей думать, рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы, а не бездумно заучивать множество формул, теорем. На своих уроках любые задания мы обыгрываем их. Сопоставляем с задачами из жизни. Многие темы изучаются на опытах и экспериментах. Не надо бояться выглядеть в глазах родителей «сумасбродной», главное, что урок станет для ребенка не наказанием, а чем- то в роде, сказки, лаборатории открытий. На уроках ребятам предлагается съесть мандарин, поделиться с соседом шоколадкой (изучение тем с дробями), экспериментировать с водой и кусочками льда (тема положительные и отрицательные числа), построить макет детской площадки или нарисовать автопортрет используя только геометрические фигуры (начальное знакомство с геометрией), приготовить бутерброды (сечение цилиндра). И самое увлекательное для ребят – это школа для родителей, где учащиеся дома с родителями повторяют опыты или проводят исследование, сами ребята выступают в роли учителя и корреспондента-фотографа, предоставляя фотоотчет.
Эффективными результатами является то, что мои ученики активные участники математических конкурсов «Кенгуру», «Олимпус», различных интернет-олимпиад, математических игр, они подбирают интересный и содержательный материал во время проведения недель математики; растет качество обучения учащихся.
Новое время, новые требования, новые технологии… сколько всего нового. Да жизнь требует перемен, дети уже не те как были 5,10,15,35 лет назад, так нам говорят на курсах и с трибун институтов. Может быть, но они остаются детьми. Показывая свою самостоятельность, они все равно ждут от нас любви и понимания. Поэтому в нашей профессии не должно быть человека, которого может раздражать детская непосредственность. Где бы не были, в котором часу, хоти мы этого или нет но настоящий учитель остается учителем. И его можно определить сразу. Нет не по внешнему виду как думают многие, может быть и это играет какую –то роль. Но учителя можно определить по взгляду, манере вести разговор, если в поле зрения появляется книжный отдел, то он не задумываясь меняет направление движения и родным тут ничего не поделать. Мы не можем спокойно слушать музыку, обязательно начнем представлять где, на каком празднике можно применить данное произведение в оригинале или переделать, а может поставить композицию. К слову могу сказать, что показывая насколько математика поэтична и без нее жить нельзя. Ребята ставили концертную программу, в которой звучали песни, содержащие математические понятия.
От нас требуют межпредметную связь, комбинирование уроков. С какими предметами можно сопоставить математику? Физика, химия, биология, география и все. И опять развиваем интерес, соединим математику и литературу : математик Льюис Кэрролл создал «Алису в стране чудес », а Пушкин «троешник» по математике являлся автором журнала «Математика», Чехов в своих произведениях предлагал героям решать задачи, Ломоносов великий литератор и математик в одном лице. А если взять математику и русский язык, сколько созвучных тем подобные слагаемые и однокоренные слова, положительные –отрицательные числа и синонимы и антонимы, рациональные числа и числительные . Можно продолжать долго. А главное в данных занятиях, это ребята понимают, что несовместимое совместить можно.
Когда я слышу слова благодарности от родителей своих учеников, от выпускников прошлых лет, я хочу поклониться всем своим учителям. И воспитательнице детского сада, которая помогла мне сделать первые шаги в профессии. И первому учителю, который каждый день одаривал нас новыми знаниями и открытиями. И учителям, которые щедро делилась своей любовью к этой профессии. И преподавателям института, прекрасно знающим свой предмет. Все эти годы они были и остаются для меня образцом настоящего учителя.
Я – самый счастливый человек. У меня есть любимая семья, замечательная и любимая профессия. Я работаю в творческом коллективе, где меня окружают люди, которые готовы поддержать меня и помочь в трудную минуту. Вокруг меня дети, и каждый из них - это интересный, увлекательный мир мыслей, переживаний, радостей и тревог. Мне хочется закончить своё рассуждение о роли учителя словами Великого человека, который сказал: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживёшь вечность!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.