Эссе
Как я проектирую содержание учебного
предмета, внеурочной
деятельности и коррекционной работы
В связи с ограниченными возможностями здоровья – нарушениями слуха, вторичными нарушениями – речевым развитием, обучающиеся младшего школьного возраста испытывают определённые трудности в усвоении учебных предметов, поэтому, в обязательном порядке внеурочная деятельность и коррекционная работа в моей педагогической практике сопровождают все учебные предметы. Для положительной организации взаимодействия с детьми, имеющими слуховую аномалию, при поступлении в первый класс на уроках применяю различные средства общения через коррекционную работу:
во-первых, использую устную речь при активизации слухового восприятия и формирования произношения (фиксирую внимание детей на моём лице в процессе говорения, на движении органов артикуляции);
во-вторых, в процессе восприятия детьми письменной речи, применяю таблички с написанными словами и фразами, т.е. речевые карточки;
во-третьих, показываю естественные жесты не только мимики и движений тела, а также и взгляда;
в-четвёртых, объясняю, что особое значение имеет умение смотреть на моё лицо, внимательно слушать, уметь переспросить в случае непонимания.
Главным содержанием моего взаимодействия с детьми выступает предметная деятельность, с помощью которой создаю условия в процессе внеурочной деятельности для развития познавательной активности, наглядных форм мышления, сенсорного развития. В этом направлении весьма эффективным является включение детей в театрализованную деятельность по разработанной программе по курсу внеурочной деятельности «Театральный кузовок».
Данная деятельность помогает включить ребёнка с нарушениями слуха в непрерывную цепь речевого общения, гарантирует высокое качество учебной деятельности в рамках ФГОС НОО, формирует эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру и к себе. Также стоит отметить, программа «Театральный кузовок» предоставляет возможность использования инновационных процессов воспитание, позволяет достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, организует педагогический процесс с целью формирования духовного и творческого потенциала ребёнка.
В процессе всех начинаний по учебной, внеучебной и коррекционной деятельности, формирую активность, самостоятельность, поддерживаю инициативу ребёнка, признаю его достижения по всем направлениям. Конечно, в значительной степени ребёнок добивается положительных результатов в сюжетной игре, так как воспроизводит различные явления жизни, знакомые бытовые ситуации. Также в процессе обыгрывания бытовых ситуаций ребёнок с нарушениями слуха заучивает и закрепляет выражения речевого этикета, без которого невозможно эмоциональное развитие, речевое общение. Конечно, не у всех первоклассников быстро формируется эта форма общения, но уважительное, равноправное отношение к детям с моей стороны, объективная оценка их деятельности способствует скорейшему освоению данного словаря.
Стоит также отметить, через кукольный театр, который дети представляют гостям и родителям, расширяются представления о профессиях людей. В процессе организации и проведении экскурсий в магазин, на почту, в парк, музей, цирк, формирую у детей представления о правилах, нормах поведения и общения людей. С целью закрепления представлений, на уроках литературного чтения, развития речи, изобразительной деятельности организую просмотр мультфильмов и видеофильмов, дети рассматривают предметные и сюжетные картинки, выполняют сюжетное рисование и др.
Таким образом, в процессе сопровождения учебных предметов внеурочной деятельностью и коррекционной работой у детей с нарушениями слуха формируются личностные качества, создаётся образ своего «Я», что позволяет вербально взаимодействовать, сотрудничать с окружающими.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.