Мой взгляд на воспитание.
Эссе Бондарева А.И.
Воспитание… Что значит оно для меня? Что в наш ХХI век считать воспитанием? Я – учитель Я прикасаюсь к детям всей своей жизнью, я имею дело не только со школьным состоянием души школьника, а со всем складом его бытия…
Воспитать ученика! Всего два слова, но за ним целенаправленный, повседневный, порой невидимый труд, труд классного руководителя. Известно, что цель воспитания – формирование всесторонне развитой, гармоничной и нравственной личности. Воспитание в каждом ученике человечности, доброты, творческого отношения ко всему – вот те ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Принципом моей воспитательной деятельности стало как можно меньше ненужных мероприятий, подавляющих волю и ум обсуждений, разбирательств, как можно больше творческих дел, которые доставляют удовольствие ученикам, будят мысль, как можно больше всего того, что развивает ум и душу ученика.
Сущность человека, - писал Александр Фадеев, - лучше всего, благороднее, совершеннее всего выражается через его труд и творчество. Именно на таком понимании я и стараюсь воспитывать моих учеников.
Я считаю, что ученик в процессе воспитания, должен в совершенстве овладеть законами нравственности:
· Первый закон – не делай другим того, чего не желаешь себе;
этот закон создает условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благорассудочных, благовоспитанных или добродетельных, добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков;
· Второй закон – творите для других добро, если у вас для этого есть возможность;
Этот закон учит быть человечным, не оставлять другого в беде, сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим законом ученик учится сопереживать. Ставить себя на место другого, чужое горе переживать как собственное. Такой поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности;
· Третий закон – будьте патриотами своей Родины.
Данный нравственный закон поможет учащимся любить свою Родину, свой народ; он направлен на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения. Через соблюдение этого закона учащиеся должны вырасти патриотами, у них развиты чувства чести и достоинства;
· Четвертый закон – будьте законопослушными, не допускайте нарушений правопорядка;
Вооружение учеников этим законом должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера. Только законопочитание ведет к освоению демократических принципов жизнедеятельности. Гуманизм так же связан с усвоением и выполнением этого закона. Вне этого человек не может быть счастливым, он неминуемо однажды предстанет перед законом и разрушит свою судьбу.
Мне кажется, что успешность воспитания также зависит от соблюдения следующих правил:
· Учить воспитанников личным примером;
· Создавать ученикам постоянную атмосферу успеха;
· Жить интересами учащихся.
Но главное – нужно понимать, что процессом воспитания руководит сама жизнь, ставя перед классным руководителем и учениками такие ситуации, решая которые, можно стать настоящим человеком. «Чем тяжелее и труднее окружающая жизнь, тем больше праздника должно быть в школе, потому что дети не виноваты в этом» – гласит народная мудрость и я с этим полностью согласна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.