Эссе
«Моя педагогическая философия»
…Что такое педагогическая философия?..
На этот вопрос нет однозначного ответа, ведь для каждого развивающегося педагога это нечто индивидуальное, требующее непрерывного творчества и постоянных изменений, уточнений, словно алмаз, требующий филигранной обработки.
Рассуждая на эту тему, мне вспомнилась одна история, которая произошла со мной еще в самом начале обучения в университете…
«Полупустая маршрутка, путь домой... внутри то состояние, когда уже почти засыпаешь, но ещё не перестаешь думать о предстоящей работе, учёбе, возникающих трудностях...мысли, мысли, мысли. Думаю, многим знакомо. На одной из остановок заходят и садятся напротив мама с сыном. На первый взгляд ничего особенного и удивительного. Чуть позже стала невольно приглядываться...и стало понятно - передо мной ребёнок с особенностями развития. Все остальное время, пока мы ехали, еле сдерживая слёзы, я наблюдала, как искренне и нежно сын относится к своей маме... как трепетно смотрит ей в глаза, с какой теплотой он гладит её руки, с какой любовью он улыбается ей в ответ... Женщина держала своего ребёнка за руку и... и в её глазах было счастье. Настоящее счастье. Когда мы стали приближаться к очередной остановке, и им вот-вот нужно было выходить, мальчик вдруг посмотрел мне прямо в глаза... посмотрел и искренне улыбнулся. Внутри меня будто взошло солнце… стало так тепло. Я улыбнулась в ответ. После они вышли. Как только маршрутка тронулась, из моих глаз покатились слёзы... мысли все куда-то вдруг исчезли. Осталась только одна: как может вывернуть наизнанку твою душу одна лишь улыбка такого ребёнка... и как часто мы лишаем такой улыбки своих родных, делая их несчастными».
Эта история помогла мне понять, что в каждом из нас есть та неповторимая черта, которая помогает нам находить множество заветных ключей, открывающих маленькие дверцы на пути к улыбке ребенка…на пути к его маленьким, и, в то же время, большим шагам в новый мир, к его свершениям и победам. Так что же все-таки кроется за этой неповторимостью?
Прежде всего, это желание. Желание привносить в жизнь каждого ребенка яркие краски, вместе с ним учиться мечтать и воплощать новые идеи в жизнь, не боясь ошибиться, и идти по новым, неизведанным дорожкам на пути к мечте. Очень важно идти вместе с детьми в ногу со временем, находить те способы и приемы, которые будут увлекать их в мир знаний.
Кроме этого, очень важно помнить о слове «вместе». Ведь все мы знаем, что построить дом без человека и инструментов нельзя, верно? Вот так и ребенок не сможет пройти весь этот тернистый путь без помощи родителей и педагога.
Одним из приемов, которым под силу решить такие задачи, мне видятся инновационные технологии, потому как именно в них кроется неподдельный детский интерес ко всему новому и неизведанному. Эта мысль сподвигла меня к созданию авторской технологии «Speech box», применение которой позволяет решать целый спектр задач по развитию речи детей в процессе увлекательных игр и упражнений.
Что же такое «Speech box»? Это раскладывающийся речевой куб, состоящий из шести модулей, каждый из которых содержит в себе определенное задание. Красочность, необычность и многофункциональность куба вызывают у детей желание не только к индивидуальной работе, но и к работе в команде, к совместному решению многих задач, к достижению поставленной цели. Помимо этого, у ребенка повышается интерес к участию в детских мастер-классах и соревновательной деятельности не только со сверстниками, но и со своими родителями. Ведь ни для кого не секрет, что каждому из крохотных созданий хочется показать себя и с уверенностью сказать: «Мама, папа…я у вас самый лучший». Что еще нужно для счастья?..
В процессе своей педагогической деятельности я пришла к еще одной мысли… Развивая речь ребенка, очень важно не забывать и об эмоциях. Намного лучше все получается у того, кто в хорошем расположении духа. Почему бы тогда и нам не попробовать совместить приятное с полезным?
Сделав для себя такой вывод, я решила совместить речь и музыку, ведь именно это сочетание дает нам возможность полноценного развития темпо-ритмической и эмоциональной составляющей речи. «Baff-терапия» - как раз та инновационная технология, которая позволила осуществить задуманное.
Под словом «Baff» подразумевается удар ладонями о музыкальный инструмент – кахон, который напоминает барабан. При помощи него можно не только отрабатывать вышеуказанные речевые составляющие, но и заучивать тексты песен, проигрывать небольшие сюжеты из сказок, развивать речевое дыхание, а также общую и мелкую моторику. Дети с удовольствием отстукивают заданные ритмы и повторяют знакомые им мелодии, изображают шум осенней листвы или синего моря, а затем жаркую пустыню или холодные ветра, погружаются в сказочный мир разнообразных звуков и воплощают их, делая «Baff!»… «Нам музыка строить и жить помогает», - почти, как из песни… И точно, как в жизни.
Используя все вышеперечисленные технологии, методы и приемы, я руководствовалась одной целью – пробудить в каждом ребенке желание говорить правильно, поскольку «без желания ученика даже Гуру бессилен».
В своем эссе мне хотелось сказать о том, как важно педагогу сделать детей своими друзьями, а родителей – коллегами. Ведь так хорошо, когда они уходят от тебя с улыбкой и в надежде вернуться…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.