Эссе. Театр при Петре Великом
Возникновение театра на Руси принято начинать с Петра Великого, действительно, в его время было активное заимствование и развитие данной структуры, но начиналось все еще с игрищ в языческую эпоху, затем перешло в русло скоморохов, потом видим много начинающих драматургов во время правления Алексея Михайловича, затем перерыв, и активное взаимодействие с Западом с конца 17 века. Перерыв был связан с запретами театра, некоторые князья все же оставляли актёров. Но их называли не иначе как дураками, шутами.
При Петре I в 1702 был организован первый публичный театр (государственный: на средства казны и под опекой двора), для которого из Гданьска вывезли немецкую труппу, возглавляемую И. Кунстом, обязавшимся обучать и набранных в актёры русских.
Слово «пьеса» применительно к общепонятному жанру появилось только в XVIII веке, ранее такие произведения устного народного творчества называли «байками» или «басенью» (слово «баять» породило эти определения), а рассказчика именовали «бахарем».
Литературная пьеса – авторское, художественное, поэтическое произведение, основанное на фольклорных источниках, на Библии, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно с историческим мотивом, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей, произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит основной отправной точкой характеристики персонажей
Пьеса, как и любой текст, подразумевает произведения определённого типов речевых конструкции – драматического.
Литературная пьеса петровских времен выросла из пьесы фольклорной, унаследовав её черты, проявляющиеся в разной степени:
- фантастический сюжет, часто построенный на бытовой основе;
- обычно счастливый конец;
- мораль, нравоучение – не навязываемое читателю или слушателю, а преподносимое всем содержанием;
- победа доброго начала, наказание зла;
- чёткое деление героев на добрых и злых;
- художественные особенности: постоянные эпитеты, метафоричность, гиперболы, юмор.
Знать историю русской пьесы – знать отечественную литературу, её истоки, понимать и любить историю своего народа, своей Родины.
Язык драматургии – меткий, выразительный, лукавый, звучный – это основа русского национального языка, не знать который просто стыдно русскому человеку, особенно в современном мире, когда остро ощущается потребность в грамотной русской речи;
Просматривая пьесы, и дети, и взрослые воспринимают те здоровые нравственные устои, которыми всегда славился этот литературный жанр.
В пьесе 18 века есть традиционное для фольклорной формы деление героев на положительных и отрицательных, хотя это зарождение и классицизма также, но все характеры персонажей обрисованы как яркие личности. Авторы выводят своих «негодяев» парами: это антагонисты добра и зла.
Герои изначально условны, вместе с тем их действия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передающими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь некими собирательными образами, они чувствуют, размышляют и действуют, как личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.