ЭССЕ
Является ли международное право ориентиром для развития российского права?
Международное право является ориентиром для российского права. Первое доказательство в пользу этого утверждения мы находим в нашей Конституции: «Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств». Мировое развитие приобретало все более противоречивый характер. Но наша государственная система права не отстает в своем развитии, хотя экономически мы не так развиты, как это необходимо для развития в России основ международного права Процесс становления новой системы мироустройства сопровождался усложнением международных отношений, усилением глобальной конкуренции. Поэтому сегодня наиболее актуально звучат проблемы международного права.
Сегодня международное право – совокупность правоотношений с участием иностранных элементов, выделяются три основных направления: международное публичное право, международное частное право, наднациональное право и множество институтов международного права такие, как Европейский союз, Европейский суд и др. В нашей стране неправильное применение судом норм международного права и договоров является основанием к отмене или изменению судебного акта.
У нас в стране активно развивается международное частное право – совокупность норм внутригосударственного законодательства. Целям международного права были поставлены задачи, поставленные в Указе Президента России №605 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». Наша Конституция определила: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Мы участвовали в международном публичном праве, для которого характерно вненациональное правовое урегулирование отношений. Наше руководство страны вело целенаправленную работу в интересах укрепления верховенства права в международных делах, центральной координирующей роли ООН в международных отношениях, вспомним споры о Сирии и Грузии. Отечественная дипломатия твердо исходила из необходимости уважения права народов самостоятельно определять свое будущее, без вмешательства извне. Наше право идет в направлении наднационального права, основа которого – форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение. Важнейшей частью нашей внешнеполитической работы является защита прав российских граждан, содействие российскому бизнесу за рубежом, но здесь мы должны принять ряд соглашений относительно международного экономического права. Экономика в России еще не развит достаточно, чтобы принять международное право во всем его многообразии.
Позиция преемственности международного и российского права находит отражение в международных договорах России. Например, в Договоре о дружественном и добрососедском сотрудничестве с Польшей определено, что стороны строят свои отношения «исходя из верховенства международного права». Сегодня в России растет значение международного права в защите жизненных интересов человека и общества, все более широкие слои населения нашей страны обсуждают мировые и внутрироссийские проблемы права относительно стандартом мировых и европейских. Россиянами осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем как и многие другие, может быть обеспечено лишь в условиях надежного международного правопорядка. Общественность активно проявляет себя и в таких областях, как право окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право, экономическое право. Набирает силу такое явление, как народная дипломатия, воздействующая и на международное право.
Россия давно стала на путь международного права, вспомним что мы являемся участниками Конвенции о защите прав человека, начиная с 1950г. В результате принятия Россией международной нормы, международное право становится элементом политической, экономической и других систем государства. Будучи частью права страны, нормы международного права регулируют и деятельность государственных органов. Так, в Положении о деятельности Федеральной службы контрразведки 1994 г. говорится, что в нормативными актами международными договорами РФ.
Итак, сегодня мы можем говорить о инкорпорации международного права. Хочется отметить, что в Конституции не содержится прямого ответа на вопрос о месте международных норм в правовой системе. Анализ права России дает основания сделать вывод о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права обладают приоритетом перед нормами закона, но нет регулярности присутствия норм международного права в законодательных документах нашей страны.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится о том, что силу имеют только ратифицированные договоры международного уровня. Многие другие соглашения предусматривают приведение законодательства в определенной области в соответствие с международным правом, например, Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (ст. 11).
Таким образом можно говорить о том, что в российское право на данный момент в значительной мере не соответствует нормам международного права, что дает перспективу развития и дальнейшей инкорпорации международного права.
Устойчивое развитие для нашей России – будущий глобальный процесс в контексте международного права, от реализации которого зависит не только будущее нашей страны, но и будущее всего человечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.