Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л. Новосёлова).
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л. Новосёлова).
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая предметная среда это система материальных объектов
деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и
физического развития ребенка.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их
жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их
них.
Понятие предметнопространственная среда определяется как «система
материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и
физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л.
Новосёлова).
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается
«комплекс материальнотехнических, санитарногигиенических, эстетических,
психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать
возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с
учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить
среду элементами,
эмоциональную,
двигательную деятельность детей.
стимулирующими познавательную,
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно
пространственную среду и ее средства, помочь ребёнку обнаружить в себе и
развивать то, что присуще ребёнку. Поэтому особое внимание в детском саду
уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие
творческой активности дошкольника.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную
предметнопространственную среду для осуществления процесса развития
творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном
учреждении.
Предметнопространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок
имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования
по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по
общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театральноигровая
деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются
материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры,
технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытнопоисковой
работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования,
составления коллекций.
1Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в
том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными,
игровым,
инвентарём (в
соответствии со спецификой Программы).
оздоровительным оборудованием,
спортивным,
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек
и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников,
всех помещений Организации,
где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметнопространственной среды предполагает соответствие
всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и
принципы построения предметно пространственной среды.
Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна
только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно
пространственной среды в группе детского сада.
Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через
сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью
2приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно
используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные
возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и
др.)
Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным,
здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель
должна соответствовать росту и возрасту детей.
Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка.
У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в
общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти
потребности. Подбор оборудования и материалов для группы определяется
особенностями развития детей конкретного возраста.
Ребёнок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности
чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в
зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные,
«прозрачные».
Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась,
чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое
пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые
одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для
наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребёнка обстановка
была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было
расставлено удобно.
Принцип опережающего характера содержания оборудования.
Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям
определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15%
материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).
Это объясняется следующими причинами. Во первых, дети отличаются по уровню
своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии.
Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более
сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и
пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское
экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу
саморазвития.
Предметнопространственная среда в детском саду должна:
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребёнка;
• снимать утомляемость;
3• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребёнку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельностью.
• Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной
деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
• Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной
деятельности с педагогом;
• Совсем незнакомые предметы и материалы.
Таким образом, развивающая среда это организованное социокультурное и
педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько
взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для
развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Создавая предметноразвивающую среду необходимо помнить
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное
она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
здоровья,
закономерности психического развития,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоционально потребностной сферы.
показатели их
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметноразвивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только
4развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к
новообразованиям определенного возраста.
5