Эссе "Безопасная развивающая предметная среда"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л. Новосёлова). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С. Л. Новосёлова). В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Иконка файла материала Эссе.docx
Развивающая   предметная   среда  ­   это   система   материальных   объектов деятельности ребёнка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. Понятие   предметно­пространственная   среда   определяется   как   «система материальных   объектов   деятельности   ребёнка,   содержание   его   духовного   и физического   развития,   это   единство   социальных   и   предметных   средств»   (С.   Л. Новосёлова). В   дошкольной   педагогике   под   термином   «развивающая   среда»   понимается «комплекс   материально­технических,   санитарно­гигиенических,   эстетических, психолого­педагогических   условий,   обеспечивающих   организацию   жизни   детей   и взрослых». Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении ­ обеспечение   жизненно   важных   потребностей   формирующейся   личности.   Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом   его   склонностей,   интересов,   уровня   активности.   Необходимо   обогатить среду   элементами,   эмоциональную, двигательную деятельность детей.   стимулирующими   познавательную, Функция   педагога   заключается   в   том,   чтобы,   используя   предметно­ пространственную   среду   и   ее   средства,   помочь   ребёнку   обнаружить   в   себе   и развивать   то,   что   присуще   ребёнку.   Поэтому   особое   внимание   в   детском   саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Цель   воспитателя:   сконструировать   многоуровневую   многофункциональную предметно­пространственную   среду   для   осуществления   процесса   развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Предметно­пространственная   среда   организуется   так,   чтобы   каждый   ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по   секторам   (центрам   развития)  позволяет   детям   объединиться   подгруппами   по общим интересам:  конструирование, рисование, ручной труд, театрально­игровая деятельность,   экспериментирование.   Обязательным   в   оборудовании   являются материалы,   активизирующие   познавательную   деятельность:   развивающие   игры, технические   устройства   и   игрушки,   модели,   предметы   для   опытно­поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. 1Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым,   инвентарём   (в соответствии со спецификой Программы).   оздоровительным   оборудованием,   спортивным, Трансформируемость   пространства   предполагает   возможность   изменений предметно­пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов предполагает: возможность   разнообразного   использования   различных   составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; Вариативность среды предполагает: наличие   в   Организации   (группе)   различных   пространств   (для   игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих   игровую,   двигательную,   познавательную   и   исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: доступность   для   воспитанников,   всех   помещений   Организации,   где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;  исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность   предметно­пространственной   среды   предполагает   соответствие всех   её   элементов   требованиям   по   обеспечению   надёжности   и   безопасности   их использования. Новые   требования   ФГОС   подтверждают   ранее   известные   характеристики   и принципы построения предметно ­ пространственной среды. Реализация   современных   подходов   к   образованию   дошкольников   возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей предметно ­ пространственной среды в группе детского сада. Комфортность   и   безопасность   обстановки   чаще   всего   достигается   через сходство   интерьера   групповой   комнаты   с   домашней   обстановкой.   С   целью 2приближения   обстановки   дошкольного   учреждения   к   домашней   активно используются   ковровые   покрытия.   Поглощая   звук,   они   создают   благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.) Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровье   сберегающим,   эстетически   привлекательным   и   развивающим.   Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей. Принцип уважения к потребностям и нуждам ребёнка. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении,   в   движении,   в   познании.   Среда   группы   должна   удовлетворять   эти потребности.   Подбор   оборудования   и   материалов   для   группы   определяется особенностями развития детей конкретного возраста. Ребёнок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне   внимания.   Поэтому   в   группе   желательно   иметь   стеллажи   бездверочные, «прозрачные». Для   воспитателя   важно,   чтобы   групповая   комната   хорошо   просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство   могут   создавать   стеллажи   с   открытыми   полками,   которые одновременно   и   разграничивают   пространство   и   оставляют   его   открытым   для наблюдения.   То   есть   педагог   старается,   чтобы   окружающая   ребёнка   обстановка была   комфортной,   эстетичной,   содержательной,   чтобы   оборудование   было расставлено удобно. Принцип опережающего характера содержания оборудования. Педагог   подбирает   в   группу   те   материалы,   которые   предназначены   детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во ­ первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное   содержание,   а   это   возможно   только   через   деятельность   с   играми   и пособиями,   предназначенными   для   более   старших   детей.   Во   –   вторых,   детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития. Предметно­пространственная среда в детском саду должна: • иметь привлекательный вид; • выступать в роли естественного фона жизни ребёнка; • снимать утомляемость; 3• положительно влиять на эмоциональное состояние; • помогать ребёнку индивидуально познавать окружающий мир; • давать возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельностью. •   Содержать   предметы   и   материалы   известные   детям,   для   самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками; •   Предметы   и   материалы,   которыми   дети   будут   овладевать   в   совместной деятельности с педагогом; • Совсем незнакомые предметы и материалы. Таким   образом,   развивающая   среда   ­   это   организованное   социокультурное   и педагогическое   пространство,   в   рамках   которого   структурируются   несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Создавая предметно­развивающую среду необходимо помнить 1.   Среда   должна   выполнять   образовательную,   развивающую,   воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное ­ она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5.   В   каждой   группе   необходимо   предусмотреть   место   для   детской экспериментальной деятельности. 6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать здоровья, закономерности   психического   развития, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально ­ потребностной сферы.   показатели   их   7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8.   При   создании   развивающего   пространства   в   групповом   помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9.   Предметно­развивающая   среда   группы   должна   меняться   в   зависимости   от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной   к   корректировке   и   развитию.   Иначе   говоря,   среда   не   только 4развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий   ребёнка,   необходимо   пополнять   и   обновлять,   приспосабливая   к новообразованиям определенного возраста. 5