Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста
Оценка 4.8

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
16.03.2018
Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста
В статье описано,то что необходимо детям для формирования культурно - гигиенических навыков.Методы и приемы для формирования культурно - гигиенических навыков.Очень важна последовательность в обучении.Для детей должны быть созданы условия.Особое внимание нужно уделять игровому методу. На своей практике использовать потешки и прибаутки.Статья "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"
статья гигиена.docx
Красавина Людмила Сергеевна,                                                                        воспитатель  МБДОУ «Центр развития ребёнка  ­детский сад «Радуга» посёлок Коноша Архангельской  области Особенности  формирования культурно ­ гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста Развитие культурно­гигиенических навыков, усвоение простых норм и правил   поведения   ­   это   очень   важный   процесс   в   социализации   малыша.С первых   дней   жизни   при   формировании   культурно­гигиенических   навыков идёт   не   просто   усвоение   правил   и   норм   культуры   поведения,   а   важный процесс   социализации,   вхождения   малыша   в   мир   взрослых.   Культурно­ гигиенические   навыки   ­   важная   составная   часть   культуры   поведения. Воспитание культурно­гигиенических навыков включает широкий круг задач: ­   развивать   культурно­гигиенические   навыки,   формировать   простейшие навыки поведения во время еды, умывания ­ формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком ­ формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой;   не   крошить   хлеб,   пережевывать   пищу   с   закрытым   ртом,   не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом 1 ­   формировать   начальные   представления   о   ценности   здоровья,   о   том,   что здоровье   начинается   с   чистоты   тела,   что   чистота­красота­здоровье   ­   это неразделимые понятия ­ формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни ­ привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома В   младшем   возрасте   необходимые   навыки   лучше   всего   усваиваются детьми   в   играх   специально   направленного   содержания.Целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя разнообразные сюжетные картинки, символы. Для формирования культурно­гигиенических навыков у детей необходимо: ­ обеспечить постоянное, выполнение ребёнком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Очень важно помочь ребенку, правильно усвоить   нужный   навык.   Например,   прежде   чем   начать   мыть   руки,   надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки; ­  не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же   действие.   Не   нужноэто   действие   выполнять   за   него.   Осваивая   навык, ребёнок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно   он   учится   более   самостоятельно   и   быстро   справляться   с поставленной задачей; ­ научить ребёнка пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; 2 ­   прививать   навыки   аккуратной   еды:   пищу   брать   понемногу,   хорошо пережевывать, есть бесшумно, пользоваться салфеткой, не разговаривать во время еды.      Воспитание культурно ­ гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья   ребёнка.   Забота   о   здоровье   детей,   их   физическом   развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.      К   числу   основных   условий   успешного   формирования   культурно организованная относятся:рационально навыков   ­гигиенических     обстановка,чёткий режим дня,руководство взрослых.Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время ­ это способствует   постепенному   формированию   навыков   и   привычек   культуры поведения.Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.         Методы и приёмы формирования у детей раннего возраста культурно­ гигиенических   навыков:   личный   пример   взрослых,   непосредственно образовательная   деятельность,   показ,объяснение,   пояснение,   поощрение, беседы,   упражнения   в   действиях,   дидактические   игры,   использование потешек,   чтение   стихотворений,   проговаривание   пословиц,   поговорок, игровые приемы, приём повторения действий.         Для   успешного   формирования   культурно­гигиенических   навыков необходимы следующие условия: ­Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки   (мебель, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.).   соответствующие   росту   детей,   оборудование, 3 ­Многократные   упражнения   детей   в   действиях   с   выделением   способа   и порядка их выполнения (на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы ­ разные. ­Индивидуальная   работа   с   каждым   ребёнком,   учёт   уровня   его   развития   и темпов овладения культурно­гигиеническими навыками. ­Организация   ситуаций,   обеспечивающих   контроль   над   выполнением осваиваемых детьми действий в не привычной обстановке. ­ Выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Очень   важна   последовательность   в   обучении.   Так,   действия,   связанные   с раздеванием,   быстрее   осваиваются   детьми,   чем   действия   с   одеванием; ребёнку   легче   сначала   научиться   мыть   руки,   а   потом   лицо.Постепенное   переводит   ребёнка   на   новую   ступень усложнение   требований, самостоятельности,   поддерживает   его   интерес   к   самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.Формируя у детей дошкольного возраста культурно   ­   гигиенические   навыки,   мы   параллельно   влияем   на   многие психические процессы в развитии ребёнка. Чтобы   научить   ребёнка   культурно   есть,   детей   учат   овладеть   рядом действий,   осуществляемых   в   определенной   последовательности   (правильно сидеть  за   столом,  не   разговаривать,  пережевывать   пищу  с  закрытым   ртом, пользоваться   приборами   для   еды,   салфеткой   и   т.   д.).   Для   постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем. По   мере   усвоения   культурно­гигиенические   навыки   обобщаются   и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Катя простудилась»).Культурно ­ гигиенические навыки связаны не только   с   игрой.   Они   лежат   в   основе   первого   доступного   ребёнку   вида 4 трудовой деятельности ­ труда по самообслуживанию. Освоение культурно ­ гигиенических   навыков   влияет   не   только   на   игровую   и   трудовую деятельность,   но   и   на   взаимоотношения   ребёнка   со   сверстниками   и взрослыми.Малыш   еще   ничего   не   умеет   делать.   Поэтому   любое   действие даётся ему с большим трудом. И не всегда хочется доводить до конца начатое дело, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь   ребёнку   при   малейшем   затруднении,  стараются   освободить   его   от необходимости   прилагать   усилия,   то   у   него   очень   быстро   сформируется пассивная позиция: «завяжите»,«застегните», «оденьте». В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а   гигиенические   навыки   с   возрастом   постоянно   совершенствовались. Гигиеническое   воспитание   и   обучение   неразрывно   связано   с   воспитанием культурного   поведения.   Все   сведения   по   гигиене   прививаются   детям   в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности,   поддерживает   его   интерес   к   самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки. У нас в детском саду созданы все условия: шкафчики по росту детей, полотенце   с   петелькой,   мыло   разрезано   маленькими   кусочками,   мойки   по росту детей.  Для того чтобы малыши легко и без принуждения овладевали 5 приёмами культуры   и   гигиены,   в   своей   практике   использую   ­ потешки   и прибаутки. Например, при мытье рук и лица:  «Водичка серебристая, Ты как сюда попала?» «Через луга росистые Я в детский сад бежала» «Водичка серебристая, Зачем ты к нам бежала?» «Чтоб все вы были чистыми, Чтоб все вокруг сверкало» Перед   каждым   приёмом   пищи,   мы   моем   ручки,   а   затем   надеваем фартучки (чтобы   не  пачкать   одежду).   Я   обучаю   ребёнка   правильным  действиям: держать ложку в правой руке, в левой   хлеб. Пищи на ложку брать немного; хлеб откусывать небольшими кусочкам, слегка наклоняться над тарелкой, опускать ложку в тарелку плавно, не стучать о край. С детьми проводила игровое упражнение  «Накорми куклу». Так же имеются на каждого ребёнка пронумерованный горшок, который стоит   на   стеллаже.   Дети   все   знают   свои   картинки,   уже   сами   берут   свой горшок, садятся на него. Если дома выполняются все требования к ребёнку, какие в детском саду, то он охотно выполняет всё, что от него требуется. 6 Культурно­гигиенические   навыки   нуждаются   в   постоянном закреплении.     Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что   игра   является   ведущим   видом   деятельности   ребёнка   дошкольного возраста,   посредством   игры   ребёнок   лучше   запоминает.Культурно­ гигиенические   навыки   ­   важная   составляющая   часть   культуры   поведения. Привитые   в   детстве   культурно­гигиенические   навыки,   приносят   человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. 7

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста

Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста

Особенности  формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного  возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018