Эссе рассказывает о работе с детьми по предмету "Естествознание".Какие формы,методы и технологии можно использовать в работе с дошкольниками,как научить детей видеть окружающий мир, учит любить и беречь природу,восхищаться и радоваться увиденному.Рассказывает о работе педагога,а его педагогической инициативе,о любви к профессии и о желании научить детей любить свою Родину.Эссе "Моя педагогическая инициатива"
Эссе на тему «Моя педагогическая инициатива»
Подготовила: Кондрашова Т.Н.
Свое эссе я бы хотела начать словами великого педагога, заслуженного учителя
В.А. Сухомлинского: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту
вечерней зари, облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережив
восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом». Работая с
маленькими детьми, я не раз замечала их равнодушное отношение к красоте окружающей
природы. Мало кто из них умеет любоваться распустившимися цветами, их яркими
красками, голубым небом, искристым белым снегом.
Я – воспитатель, передо мной стоит ответственная задача воспитывать малышей, а значит
приобщать ребенка к миру человеческих ценностей, добра и красоты, научить детей не
только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание учувствовать в её
созидании.
«Любовь к природе, впрочем, как и вся человеческая любовь, несомненно закладывается в
нас с детства» И. И. Соколов Никитов. Для того чтобы человек бережно относился к
природе, необходимо чтобы он любил её. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя
разрушать муравейники, убивать лягушек, разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы,
ему необходимо внушать любовь к муравью, к лягушке, к колокольчику, дубу ко всему,
что его окружает. Природа с её разнообразием звуков, запахов, красок, форм дает
малышам большие возможности для пополнения знаний о ней.
В течение трех лет приоритетной темой в работе с малышами для меня является тема
«Природа и человек». Считаю эту тему актуальной, так как дошкольное детство начальный
этап становления человеческой личности, а продуманная организация обучения, прогулок,
специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать
красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения
окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает
свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание
созидать, а не разрушать.
В детском саду экологическое воспитание осуществляется как на занятиях, так и в
повседневной жизни. Начиная работу с детьми, я выяснила, что ребята знают о природе,
каково их отношение к ней. Проанализировав полученные результаты, я сделала вывод, что
отношение маленьких детей к природе строится на чувственном, эмоциональном
восприятии. Именно в дошкольном возрасте пробуждается интерес к окружающему миру.
Работая с маленькими детьми, для меня было важно, вызвать первые эстетические
переживания от красоты окружающей природы на ОУД по естествознанию, прогулках,
виртуальных экскурсиях. Осуществить это можно в первую очередь используя различные
технологи, педагогические приемы. Используя технологию М.Монтессори мы с ребятами
наблюдали за небом и солнцем, тучами и дождем, играли в забавные игры: например, «На
что похоже облачко», рассматривали красивые цветы в цветниках, знакомились с их
названиями, наблюдали за деревьями, учились определять дует ли ветер, наблюдали, как
взрослые убирают урожай, называли, что выросло на грядках, подкармливали птиц зимой и
много другое. После наблюдений и ОУД, я заметила, что многие дети не ломают веток, несрывают цветы, возмущаются не только когда ровесники, но и взрослые ведут себя
неподобающе. Немного повзрослев, ребята начинают усваивать более сложные понятия, и
закономерности, а мне необходимо давая им новые знания опираться на известные им
факты.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью
огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность,
которая понимается не только как процесс усвоения умений и навыков, но и как поиск,
приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Эта деятельность
зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное
экспериментирование с предметами, когда они все проверяют через вкусовые анализаторы.
В дошкольном возрасте познавательноисследовательская деятельность проявляется в виде
так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального
исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
В процессе экспериментирования, ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит
собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному
возрасту заметно нарастает.
Использованные мной технологии, методы и приемы реализуются через:
• организованную учебную деятельность «Естествознание»;
• опытническую и исследовательскую деятельность детей;
• наблюдения;
• беседы и т.д;
В соответствии с обновленным содержанием, в образовательную область «Познание»
ввели ОУД «Естествознание», которая направлена на развитие личности дошкольника,
владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для
взаимодействия с окружающим миром. Прежде чем провести любое занятие по
естествознанию я читаю методическую литературу, готовлю занимательный материал,
подбираю загадки, сказки, вопросы для викторины. Дети с удовольствием принимают
участие в различных опытах и экологических проектах. Неподдельную радость у детей
вызвало наблюдение за прорастающими семенами, посаженными своими руками. Увидеть
метель и создать ее с помощью опыта, увидеть извержение вулкана и ощутить на себе
ветер, вот что главное: дать ребёнку прикоснуться и почувствовать удивительный мир
природы, изобразить его в рисунках. Поэтому в работе я использую проектную
деятельность, сквозные темы недели и тематические ОУД:
ОУД «В феврале, феврале много снега на дворе» одно из используемых мной в работе. Эта
деятельность богата различными методами и приемами. Используя технологию
М.Монтессори я рассказала детям о снеге, наблюдение помогло им увидеть все
особенности и изучить свойства снега. А опыты познакомиться детям с такими явлениями
как метель, снегопад, гололед. В свободной деятельности и на других ОУД, дети закрепили
полученные знания.
В качестве основных развивающих функций познавательноисследовательской
деятельности в ОУД обозначено следующее:• развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
• освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно
следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и временных
кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического
опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение
представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и
исторических представлений);
• перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню
символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между
предметами и явлениями окружающeгo его мира);
• развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализарассуждения) в процессе
активных действий по поиску связей вещей и явлений;
• расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного
практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу
(освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и
исторических представлений).
Для реализации этой работы я создала соответствующую предметноразвивающую
образовательную среду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с
первых минут пребывания в ДО. Она помогает развить в ребенке такое качество как
любопытство. После трех лет ребенок переходит в следующий период – период
любопытства. Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость,
даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излишние
хлопоты. Но с биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в
нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Для развития всех
вышеперечисленных качеств в своей работе использую ИКТ. Также использую игровую и
здоровьесберегающую технологию. В игре ребенок живет и чувствует себя свободно. Она
учит, воспитывает и обучает ребенка, а здоровьесберегающая технология помогает
взрослому не навредить малышу и вовремя организовать отдых в деятельности
дошкольника. Весь комплекс используемых мной приемов, методов и технологий
оказывает благоприятное воздействие на детей, помогает им развиваться и идти в ногу со
временем, быть самостоятельными во всем, находить выход и решение проблемы которую
поставил перед ними педагог.
В наше время вырастить экологически грамотного человека усилиями только воспитателя
невозможно. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно вырастить человека
с большой буквы. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда то
вели себя и поступали их родители. Поэтому я веду большую работу с родителями:
привлекаю их к участию в выставках, проектах, экскурсиях. Родители с удовольствием
окунаются в работу по изготовлению игр, пособий, фотовыставок, презентаций и т.д.
Заканчивая своё эссе, мне бы хотелось отметить, что многообразие используемых
педагогом методов, приемов и технологий, поможет педагогу не только воспитать у
дошкольника любовь к природе, ее понимание, прежде всего, воспитает в нем
человечность, доброту, ответственное отношение к природе и к людям которые живут
рядом и это относится не только к ОУД по естествознанию, но и ко всей педагогическойдеятельности которая объединяет педагога, родителей и ДО. Только вместе мы достигнем
положительного результата и вырастим настоящих граждан нашей страны.