План-конспект
проведения классного занятия
Тема: «Есть такая профессия – Родину защищать». (Цикл). «Военный летчик».
Форма проведения: урок-презентация.
Цель: научить воспитанников осознавать свои профессиональные намерения, интересы, склонности.
Задачи:
1. Вызвать интерес и восхищение к людям, стоящим на страже Родины на героических примерах военных летчиков.
2. Стимулировать кадет на профессиональное самоопределение в воинском деле. Предоставить информацию о факторах, влияющих на выбор профессии.
3. Создать положительную мотивацию выбора профессии.
4.Формирование кадет высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
5.Активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Использование современных образовательных технологий:
Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе |
Этапы воспитательного мероприятия, на которых применяются образовательные технологии |
Элементы информационно-коммуникационных технологий |
Основной этап. Видеоролики: клип «Я летчик!» (4 мин), видео пилотажной группы «Стрижи»,http://www.youtube.com/watch?v=0fVES_wF_HM |
Элементы личностно-ориентированных технологий |
Подготовительный, заключительный этап. |
Элементы технологии развития критического мышления |
Заключительный этап. Рефлексия. |
Подготовительная работа: подготовить 2-3 рассказа кадет о военных профессиях своих отцов (какой ВУЗ окончил, должность, звание, обязанности), 1 кадет – выучить стихотворение, подготовить ведущего, распечатать анкеты (профессиональные планы) по количеству воспитанников в классе.
План классного часа:
I. Мобилизующее начало. Вступительное слово.
II. Основная часть.
III. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
I. Мобилизующее начало. Вступительное слово.
Организационный момент.
Слайд 1.
До звонка звучит песня Э.Хиля «Обнимая небо»
Начало мероприятия:
Видео пилотажной группы «Стрижи»
Классный руководитель: Здравствуйте! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Как бы вы сформулировали тему нашего разговора.
Ответы воспитанников.
Классный руководитель: Вы правы, тема нашего разговора: «Есть такая профессия — Родину защищать» (о профессии военного летчика), мы вновь говорим о вашем будущем, сегодня вы начнете разрабатывать свой профессиональный план, а также более подробно мы поговорим о профессии военного летчика.
II. Основная часть.
Классный руководитель: В фильме «Офицеры» один из героев – командир погранотряда, борющегося с басмачами, произносит фразу, ставшую легендарной: «Есть такая профессия – защищать Родину». И в самом деле, ведь солдат – это не просто человек с автоматом, а офицер – не просто человек, которому подчинены солдаты. Чтобы стать солдатом, тем более офицером, нужно учиться, овладевать знаниями.
В России во все времена военная служба была делом чести, школой мужества и самоотверженности, а к профессии военного всегда относились с особым почетом и уважением. “Военная выправка”, “офицерская честь”, “солдатская доблесть” – это далеко не полный список того, что привлекает молодых людей при выборе военной профессии.
Какие качества характера должны быть у военного? (обсуждение).
Ответы воспитанников.
Слайд 2.
Вывод: для этой профессии очень важны целеустремленность, стойкость духа, умение бороться со всеми трудностями, так как профессия не из легких.
Классный руководитель: Что влияет на выбор военной профессии? Во многих семьях это традиция, которой неукоснительно следуют и которая переходит по наследству от отца к сыну.
Рассказы 2-3 кадет о своих отцах – военных. (Черемисин В., Чехонин С.)
– Мои родители – военные. Это во многом определило и мое решение при выборе профессии…
Слайд 3.
Классный руководитель: Выбирая профессию военного, нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои способности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны, так как по-настоящему успешным можно стать лишь в той сфере деятельности, к которой у тебя лежит душа, к которой у тебя есть предрасположенность.
Основные условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Условно, эти составляющие формулы профессии можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».
«Хочу» – интересы и склонности.
Интерес – стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его. Склонности – стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному или нескольким видам деятельности.
«Могу» – способности, состояние здоровья.
Способности – индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
«Надо» – потребности общества в кадрах.
Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии и становления в ней.
Слайд 4.
Классный руководитель:
Распечатанные планы – у каждого кадета на парте
Составление профессионального плана:
1.Я готовлюсь к поступлению в
______________________________________________________________
(название ВУЗа)
2.Я хочу стать ____________________________________________________
(профессия или специальность)
3.У меня есть способности ___________________________________________
________________________________________________________________
4.Мне интересна моя будущая профессия. Я интересуюсь_________________
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Возможно, мне помешают такие качества моего характера, как ________________________________________________________________
6.Мое состояние здоровья____________________________________________
7. Мой средний балл______________________________________________
1. Для этого в оставшееся до поступления время я должен ________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Я закончу ВУЗ в _______году_____________________________________
3. Буду служить (работать) в _______________________________________
в звании__________________________________________________________
4. Мои должностные обязанности будут заключаться в __________________ _________________________________________________________________ _______________________________________________________________
5. Я планирую окончить военную службу в звании_______________________
Воспитанники рассказывают о своих профессиональных планах.
Слайд 5.
Классный руководитель: Человек с незапамятных времен стремился в небесную высь. Эти мечты отражены в мифах, легендах, сказаниях. Сегодня полеты человека в околоземном пространстве и даже в космосе стали реальностью. Желание летать, стремление и интерес к полету, мотивированность на летную профессию — непременные черты личности хорошего летчика. Для человека, пришедшего в авиацию, полеты становятся смыслом жизни.
Слайд 6.
Классный руководитель: Каждый год в авиационные учебные заведения приезжают сотни молодых людей, чтобы выучиться на военного летчика, штурмана, инженера, офицера боевого управления, специалиста связи наземного обеспечения авиации. Но каждый ли из них имеет достаточное представление о профессии, которую он выбирает?
В авиации каждая специальность интересна, необъятна и дает полную возможность для самовыражения. Но, вместе с тем, это тяжелый повседневный труд, большие физические и моральные нагрузки, необходимость действовать в условиях непосредственной опасности для себя и других людей, высокая ответственность и многое другое.
Зачисление для обучения производится на основе результатов вступительных испытаний и профессионального отбора, который осуществляется по следующим критериям:
• Результаты ЕГЭ.
• Уровень психологической и военно-профессиональной пригодности к военной службе в Вооруженных Силах РФ.
• Уровень физической подготовки.
Слайд 7.
Классный руководитель: Мотивация — побудительная основа любой деятельности, а летной — тем более. Но, чтобы осуществить мечту о полете, нужно обладать еще целым рядом личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физических качеств.
Это такие качества, как гражданственность, высокая нравственность, патриотизм, чувство долга, ответственность, мужество, твердая воля, готовность принимать трудные, но единственно верные решения, способность воспринимать и быстро оценивать самую разнообразную информацию, ориентироваться в пространстве, обладать выдержкой и хладнокровием, проявлять эмоциональную устойчивость, выдерживать большие физические нагрузки и многое другое. Такие качества должны быть как у опытных летчиков, так и у тех, кто еще только обучается летному делу.
Я прошу рассказать о профессии летчика воспитанников, которые планируют поступать в летные училища.
Слайд 8.
Чирва Антон: Не менее важны такие качества, как патриотизм, осознание воинского долга, ответственности за безопасность Родины, способность ради этого пожертвовать всем, а если понадобиться, даже самой жизнью. Большую роль играет самовоспитание. Надо отметить, что самовоспитание обязательно присутствует в формировании личности летчика. Привычка к самовоспитанию должна у летчика проходить через всю жизнь. Об этом очень обстоятельно и убедительно. основываясь на богатейшем собственном опыте пишет замечательный летчик, испытатель, ученый и организатор авиационной науки, педагог и писатель М.М. Громов.
И еще одно требование летной профессии. Это необходимость развивать у себя интеллектуальные способности. Под интеллектом понимается целостно функционирующая совокупность познавательных психических процессов: ощущений, восприятия, представлений, мышления, памяти и внимания, представляющая собой единую систему получения, хранения и переработки информации человеком.
Сафроненко Артем: Интеллект человека имеет ярко выраженную индивидуальность, которая определяет успешность овладения профессиональной деятельностью. Очень важны такие качества интеллекта летчика, как пространственные представления и профессиональное мышление. Именно эти свойства интеллекта определяют и большой объем, и быстрое переключение, и устойчивость внимания, и пространственную ориентировку, готовность и способность к действиям в особых ситуациях в полете в условиях дефицита времени и навязанного темпа деятельности.
Почему так важно развивать у себя качества интеллекта? Дело в том, что в современной авиации происходит активный процесс интеллектуализации летного труда. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, необходимо отметить, что деятельность летчика становится все более и более интенсивной.
Слайд 9.
Классный руководитель: Самолеты — все более сложными в техническом отношении. Сейчас они представляют собой многоцелевые, многофункциональные комплексы, развивающие сверхзвуковые скорости, насыщенные компьютерами, радиоэлектроникой и автоматикой. Это ведет к увеличению в кабинах самолетов органов управления и контроля.
Появились принципиально новые системы отображения информации. Возрастает, таким образом, объем информации, адресуемой человеку. Расширился диапазон пилотажно-навигационных параметров, контролируемых летчиком. Значительно возросли скорости полета, сократилось время принятия решения. Летчику приходится действовать в условиях дефицита времени.
Возросшие возможности современных самолетов и вертолетов по маневренным характеристикам, а также по характеристикам дальности и продолжительности, высокая степень автоматизации многих рабочих функций летчика существенно повысили нагрузку на интеллектуальную сферу человека. Чем технически совершеннее летательный аппарат, тем более широкий круг задач он позволяет решать. Это тоже усиливает требования к интеллекту летчика. Наконец, надо не забывать, что в полете сложнее ориентироваться, чем на земле. Пространственная ориентировка — процесс интеллектуальный. Этот процесс постоянно усложняется в связи с возрастающей маневренностью современных самолетов. Кроме того, полеты производятся не только в условиях хорошей видимости. Авиация стала всепогодной, она летает в условиях ограниченной видимости, в облаках, ночью. В этих условиях особенно хорошо надо ориентироваться, так как возможно появление иллюзий пространственного положения.
Летный труд сложен, напряжен, опасен. Но он прекрасен, увлекателен, дает возможность увидеть, узнать, почувствовать то, что увидеть и узнать в земных условиях просто невозможно. В небе человек чувствует себя первооткрывателем, небо всегда разное, его созерцание потрясает. Профессия летчика необыкновенна, она вдохновляет, человек неба становится лучше и чище.
Тот, кто хоть однажды покорил небо, влюбляется в него навсегда!
III. Рефлексивный анализ. Подведение итогов.
Мы с вами заканчиваем разговор о профессиях военного летчика. Скажите, что нового вы сегодня узнали? На какие вопросы мы сегодня ответили?
Ответы воспитанников.
Классный руководитель: А что скажут те, кто выбрал себе другую военную профессию? Ответы воспитанников.
Классный руководитель: А что было трудней всего? Ответы воспитанников.
Классный руководитель: На все ваши вопросы мы сегодня ответили? Ответы воспитанников.
Классный руководитель: Как вы думаете, достигли мы цели нашей встречи? Ответы воспитанников.
Классный руководитель: Нравственные качества, умственные и физические способности, которые Вы приобретете во время учебы, позволят Вам стать ценным специалистом в своем деле и занять достойное место в обществе. И в дальнейшем весь ваш будущий жизненный путь будет связан с военным долгом перед Родиной.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.