Система заданий по теме «Клетка» для формирования естественнонаучной грамотности
Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой |
Ключевые слова в формулировке вопроса/задания |
Формулировки заданий |
1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных
|
||
1.1. Задачи по узнаванию |
1.1. Что это…? Кто это…? Какая из …? |
Что это |
1.2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий |
1.2. Как называется …? Когда было …? |
Из чего состоит все живое? |
1.3. Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил |
1.3. Дайте определение …; как сформулирован закон …?; Как выражается формула …? |
Давайте дадим определение клетки? |
1.4. Задачи по воспроизведению больших блоков текстов, стихов, таблиц, и т.д. |
1.4. Перескажите …; Воспроизведите… |
После описания основных функций клетки, давайте скажем основные ее функции |
2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными
|
||
2.1. Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления, …) |
3.1. Сколько…? Какой величины..? Какого размера…? (лаб.р.) |
Лабораторная
работа с микроскопом |
2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень, т.д.) |
2.2. Опишите состав…; Перечислите факторы..; Дайте характеристику… |
В ходе работы необходимо сделать рисунок с подписанием основных частей клетки |
2.3. Задачи по перечислению и описанию процессов и способов деятельности |
2.3. Почему так происходит..?; Скажите, как реализуется..? |
Рост и питание клетки, что отвечает за данные процессы |
2.4. Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез) |
2.4. Произведите разбор..; Проанализируйте… |
Анализ строения клетки |
2.5. Задачи по перечислению и различению (сравнение и разделение) |
2.5. Чем отличается..?; Сопоставьте…; Определите совпадения |
Анализ строения растительной и животной клетки – сходства и различия |
2.6. Задачи по распределению (категоризация и классификация) |
2.6. Как можно разделить..?; Согласно чему разделили..? |
От клетки к тканям. Виды клеток и тканей |
2.7. Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ, и т.п.) |
2.7. Что случится, если..?; Почему.?; Каким способом..?; Что является причиной..?; Какое влияние на … оказало..? |
До какого момента растет клетка? |
2.8. Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению |
2.8. Обобщите…; Что объединяет…?; Что лишнее…? |
Что общего между тканями растений и животных? |
2.9. Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.) |
2.9. Определите …, если известно…; Решите уравнение…; |
Скопление нервных клеток - ? |
3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными
|
||
3.1. Задачи по переносу (трансляция, трансформация).- обязательная операция для изучения «предметного» языка |
3.1.Переведите…; Прочитайте диаграмму…; Обозначьте на схеме… |
Что изображено на фото? |
3.2. Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование) |
3.2. Как вы понимаете…? Раскройте значение..; По схеме опишите…; Объясните смысл… |
Опишите фото с указанием частей клетки? |
3.3. Задачи по индукции |
3.3.Продолжи…; Дополни…; |
Продолжите фразу нервная клетка – это часть… |
3.4. Задачи по дедукции |
3.4. Что относится к этому понятию…? |
Составные части нервной системы |
3.5. Задачи по доказыванию (аргументацией) и проверке (верификацией) |
3.5. Подтвердите…; Почему вы думаете..? Проверьте… |
Рефлекс – это … |
3.6. Задачи по оценке |
3.6. Правильно ли…? Что вы думаете…? Соответствует ли…? |
Если произошел разрыв тканей, нарушится ли связь между частью тела и головным мозгом? |
4. Задачи, требующие сообщения данных
|
||
4.1. задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д. |
4.1. Составьте план-конспект…; Кратко выпишите … |
Строение микроскопа – прибор для изучения клеток, составить план работы с микроскопом |
4.2. задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п. |
4.2. Составьте доклад…; Разработайте отчет…; Подготовьте рассказ… |
Доклад на тему клетка и ее функции |
4.3. самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п. |
4.3. Начертите…; Постройте сечение …; Напиши сочинение … |
Клетка своими руками – сделать схему клетки из пластилина |
5. Задачи, требующие творческого мышления
|
||
5.1. задачи по практическому приложению |
5.1. Где мы на практике встречаемся ..? Исследуйте функцию… |
Одна из главных функции – питание. Как оно происходит в клетки? |
5.2. решение проблемных задач и ситуаций |
5.2. Как можно поступить в данной ситуации..? (варианты) |
Как растение в ситуации нахождения в большом количестве воды. |
5.3. постановка вопросов и формулировка задач или заданий |
5.3. Составьте вопросы (задание) по тексту… |
Подготовить тест по функциям клетки |
5.4. задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) |
5.4. Внимательно рассмотрите, что происходит, когда..; На основе собственных наблюдений… |
Лабораторная
работа – обнаружение крахмала в растительной клетки. |
5.5. задачи по обнаружению на основании собственных размышлений (на рациональной основе) |
5.5. На основе собственных размышлений определите… |
Можно ли утверждать, что клетка структурная единица живого? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.