Доклад на тему «Естественнонаучная функциональная грамотность».
Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения. Поэтому, работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность
Различают несколько форм ФГ: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная. К основным направлениям ФГ можно отнести: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление.
Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Умение объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.
Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путём простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений.
На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно таким образом, как переход от решения задач по алгоритму, шаблону к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений. На центральное место ставится стимулирование учебной деятельности самих обучающегося; создание мотивирующей образовательной среды; обучение через исследование, и вместе с педагогом оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы.
При составлении заданий на формирование естественнонаучной грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области; использование рисунков, таблиц и т.п.
В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной функциональной грамотности:
- метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;
- метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;
- приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;
- исследовательский метод направлен на решение практических задач;
- метод кейс-стади, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.
Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…», «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.
Таким образом, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся современности. Чему учить? А главное - как учить результативно? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.