Естественнонаучная функциональная грамотность
Оценка 4.6

Естественнонаучная функциональная грамотность

Оценка 4.6
docx
26.10.2024
Естественнонаучная функциональная грамотность
Естественнонаучная функциональная грамотность..docx

Доклад на тему «Естественнонаучная функциональная грамотность».

Динамично изменяющийся мир требует от обучающихся новые навыки и умения.  Поэтому, работа современной школы нацелена на формирование у выпускника не только прочных знаний, но и умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность 

Различают несколько форм ФГ: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная. К основным направлениям ФГ можно отнести: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, глобальные компетенции, финансовую грамотность, креативное и критическое мышление.

Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.  Умение объяснять или описывать природные явления, анализировать и оценивать, делать выводы, являются основными компетенциями естественнонаучной грамотности.

Эффективность обучения при таком подходе определяется не только полнотой и систематичностью знаний, но и способностью обучающихся оперировать имеющимся запасом предметных знаний и умений в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в окружающей действительности. Компетентность не противопоставляется знаниям и умениям, она включает их в себя, но не путём простого суммирования, а посредством свободного использования наиболее эффективного для данной конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале учащегося знаний-умений.

На практике отмечается, что невысокие результаты обучающихся связаны с недостаточным овладением некоторыми метапредметными умениями. Решить эту проблему можно таким образом, как переход от решения задач по алгоритму, шаблону к проведению исследований, к поиску смыслов и альтернативных решений.  На центральное место ставится стимулирование учебной деятельности самих обучающегося; создание мотивирующей образовательной среды; обучение через исследование, и вместе с педагогом оценивание выполнения поставленной задачи. Оценка результатов показывает слабые и сильные стороны работы, указывает направления и цели дальнейшей работы.

При составлении заданий на формирование естественнонаучной  грамотности нужно учесть: в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная обучающемуся; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны; требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области; использование рисунков, таблиц и т.п.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной функциональной грамотности:

- метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации;

- метод «корзина идей» - организация индивидуальной и групповой работы обучающихся в начале урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний;

- приём «найди ошибку», активизирующий внимание обучающихся, совместный или индивидуальный поиск решения;

- исследовательский метод направлен на решение практических задач;

- метод кейс-стади, позволяющий обучающемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Немало важную роль в развитии ЕН функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, в том числе и практических, которые способствует развитию самостоятельного мышления обучающихся, возможность творчества, возбуждая интерес. Приведем примеры домашних заданий: «Придумать рекламу закона, понятия, явления», «Составить задачу (кроссворд) по теме «…»,  «Придумать домашний эксперимент по теме …, используя домашние подручные средства», «Усовершенствовать прибор школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты)» и др.

Таким образом, использование  активных форм обучения на уроках и во внеурочное время создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.

Таким образом, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся современности. Чему учить? А главное - как учить результативно? Это вопросы, которые решают педагоги ежедневно. Ведь функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников.


 

Доклад на тему « Естественнонаучная функциональная грамотность»

Доклад на тему « Естественнонаучная функциональная грамотность»

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной функциональной грамотности: - метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит…

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной функциональной грамотности: - метод проблемного обучения, в ходе которого подача нового материала происходит…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2024