Эстетические и духовно-нравственные смыслы в контексте новой модели образования
Оценка 4.6

Эстетические и духовно-нравственные смыслы в контексте новой модели образования

Оценка 4.6
docx
11.04.2023
Эстетические и духовно-нравственные смыслы  в контексте новой модели образования
Статья. Кузнецова Н.Б..docx

Эстетические и духовно-нравственные смыслы

в контексте новой модели образования z48173154

Нонна Борисовна Кузнецова

МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»

 

В контексте новой модели образования поиск эффективных путей в воспитании, обучении и развитии подрастающего поколения – объективная потребность и веление времени.

Нет сомнения, что формирование эстетических взглядов, духовно-нравственных ценностей следует начинать как можно раньше. Ведь именно в детстве душа открыта прекрасному. С годами это качество теряется, и то, что было упущено в раннем возрасте, во взрослом состоянии уже не наверстать.

         Совершенно очевидно, огромная ответственность ложится на плечи педагогов дополнительного образования, учителей музыки, изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, других предметов, где присутствует культурологический подход к преподаванию. Им отводится главное место в духовно-нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Именно они должны посредством искусства затронуть самое сокровенное, глубокое и жизненно важное духовный мир ребенка. Поэтому проблема эстетического воспитания, формирования духовно-нравственных ценностей личности становится как никогда актуальной.

Формой, которая наиболее адекватно понимает и воспроизводит эстетическое сознание, формирует духовно-нравственные смыслы, является искусство, то есть, провозглашается развитие «внутреннего слуха», «внутреннего зрения», как основ творческого воображения. Следовательно, слова А. де Сент-Экзюпери «главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце», могут выполнить роль художественно-педагогической идеи эстетического и духовно-нравственного воспитания личности.

Проанализировав работы мастеров педагогического искусства и культуры: Д. Лихачева, Ю. Лотмана, Б. Асафьева, Л. Боровикова, Д. Кабалевского, Г. Нейгауза и других, а также исходя из собственного управленческого и педагогического опыта, прихожу к выводу, что главным предметом, объектом эстетического и духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является само искусство, а потом, собственно, идут вопросы технологии. То есть, важен результат – создавшееся настроение, душевное состояние, те духовно-нравственные изменения, которые возникают в детях и развивают личность ребенка.

Следует заострить внимание на важности результата. Как бы методически грамотно педагог не выстроил занятие, если    глаза        ребенка     остались   пусты, а тончайшие струны  души   не  затронуты, если  не   возникла     особая   аура, не произошло слияния чувств педагога и учащегося, то задача осталась не выполненной, а конечная цель не приблизилась.

Следовательно, всякая система воспитания и обучения, не затрагивающая внутренний мир ребенка, не развивающая интерес к искусству, бесперспективна для его творческого развития, формирования эстетического вкуса и духовно-нравственного сознания.

Важно заметить, что если для общей педагогики свойственно, скажем так, равновесие рассудочного и душевного начал (имеются в виду классические цели: воспитывающая, обучающая, развивающая), то для педагогики искусства важна и выходит на первый план эмоционально-чувственная сфера. Поэтому цели и задачи, которые педагог ставит перед собой и учащимися, должны быть преломлены не только через принципы общей педагогики, но и через призму педагогики искусства. Важен развивающийся и постоянно меняющийся художественно-педагогический процесс, естественно приводящий к результату, а не только сумма знаний, умений и навыков.

Таким образом, учебные занятия целесообразно разделить на два типа, абсолютно равноценных по своему значению:

1. занятия накопления духовного опыта, где ведется эмоционально-смысловой анализ произведений искусства;

2. непосредственно обучение, где ребенок овладевает суммой знаний, умений

и навыков, необходимых для практической деятельности, изучает теоретический материал и т. д.

Исходя из выше изложенного, определяем цель – научить любить искусство и понимать его образный язык, то есть создать условия для культурной компетентности, духовно-нравственного становления, творческой самореализации, социального самоопределения личности ребенка.

Для реализации данной цели рассмотрим задачи, образующие тот подход в современном образовательно-воспитательном процессе, который требует, чтобы в центре педагогической деятельности стоял ребенок, его внутренний мир:

-воспитание эстетического вкуса, высоких морально-нравственных качеств, потребности в общении с искусством;

-развитие творческих способностей ребенка, которые потенциально заложены в каждом растущем человеке;

-изучение теоретического материала и привитие практических навыков в учебной деятельности.

В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания  и  обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить программу действий в личном творчестве: наглядно-слуховой, сравнения, контраста и сопоставления, проблемных воспитывающих ситуаций, частично-поисковый, эвристический, диалога культур и другие.

Подводя итог, повторюсь еще раз, что понимание и усвоение искусства только на рациональном уровне вводит ребенка в, а «предметом» искусство быть не может. В реальной практике педагогика искусства – это любовно выбранный способ существования педагога и учащегося. Занятия по формированию эстетической культуры, эстетического сознания – особые занятия, которые строятся по законам искусства, а искусство предполагает, прежде всего, духовное общение, овладение духовно-нравственными ценностями общечеловеческой культуры.


 

Эстетические и духовно-нравственные смыслы в контексте новой модели образования z48173154

Эстетические и духовно-нравственные смыслы в контексте новой модели образования z48173154

Следовательно, всякая система воспитания и обучения, не затрагивающая внутренний мир ребенка, не развивающая интерес к искусству, бесперспективна для его творческого развития, формирования эстетического вкуса и…

Следовательно, всякая система воспитания и обучения, не затрагивающая внутренний мир ребенка, не развивающая интерес к искусству, бесперспективна для его творческого развития, формирования эстетического вкуса и…

В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить…

В претворение в практику выше перечисленных задач большое значение имеет разнообразие используемых методов воспитания и обучения, которые определяются спецификой вида искусства и умением учащихся строить…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2023