Чазова Мария Вячеславовна, 3 курс, специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах, ГПБОУ « Соликамский социально-педагогический колледж» им. А.П. Раменского
Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Аннотация. В статье раскрывается проблема художественно-эстетического развития младших школьников во внеурочной деятельности. Определены значение и необходимость эстетического воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова. эстетическое воспитание, младший школьный возраст, внеклассная деятельность.
Эстетическое воспитание в начальной школе занимает важное место, так как это развитие не только эстетических качеств личности, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личностных и общественных идей, мировоззрения. Внеклассная деятельность является средством формирования эстетических чувств, знаний, вкусов.
В данной статье я попытаюсь рассмотреть вопрос о содержании эстетического воспитания младшего школьника, раскрывается роль внеклассной деятельности в эстетическом воспитании.
Понятие эстетического воспитания неразрывно связано с эстетикой и эстетической культурой. Эстетическое воспитание объединяет, активизирует и гармонизирует все духовные способности человека, необходимые в различных сферах творческой деятельности. В настоящее время проблема эстетического воспитания как средства формирования эстетической культуры, духовно развитой личности выходит на первый план в процессе школьного образования. Эта проблема является предметом исследований известных педагогов и психологов: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, С. Л. Рубинштейна , к. т. н. В. Н. Ушинского. Шацкой и др. В своих работах авторы рассматривают различные подходы к определению понятия эстетического воспитания. В своих работах К. Д. Ушинский называет задачей эстетического воспитания " идею развития ребенка через развитие эстетических образов и формирование представлений, основанных на художественном слове. В процессе такого развития ребенок учится воспринимать красоту мира, природы, человеческих отношений, жить и творить по законам красоты»
Сущность эстетического воспитания, по мнению И. Ф. Харламова, состоит в "организации художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на развитие эстетических взглядов, идей, вкусов и идеалов, а также на выявление и развитие творческих задатков и талантов в области искусства" [58, с. 395]. Таким образом, основным направлением эстетического воспитания является формирование у человека способности правильно понимать и воспринимать прекрасное, уметь воспроизводить его в различных областях искусства.
Формирование эстетической культуры личности младшего школьника всегда было и остается актуальным, так как уровень культурного развития общества в целом зависит от уровня культуры каждого отдельного человека. Чтобы наслаждаться красотой и творить ее, необходимо обладать качествами, которые вместе составляют эстетическую культуру личности. Начальный этап культуры-это эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость на мир прекрасного. Младшим школьникам должны быть даны знания, которые в полной мере способствуют формированию представления об эстетических ценностях и тем самым развитию эстетического мировоззрения учащегося
Существенная ценность внеклассных занятий заключается в том, что они могут помочь младшему школьнику реализовать лучшее, что есть в нем, так как для него важен сам процесс реализации. Внеклассная деятельность активно воздействует на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, возбуждает, пробуждает радость, гордость, восхищение, восторг и накладывает отпечаток на всю остальную жизнь личности.
Мы считаем целесообразным определить уровень эстетического воспитания младшего школьника, который проявляется в идеях, знаниях, переживаниях, чувствах, потребностях и его способности к творческой деятельности. Мы также пришли к выводу о необходимости систематической, целенаправленной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Эстетическое воспитание во внеучебной деятельности учащихся позволяет расширить и закрепить знания, полученные в процессе обучения. Кроме того, это помогает лучше узнать студентов, изучить их интересы и потребности, выявить возможности и способности каждого
Педагоги ставят перед собой цель: развивать способности всех детей, пробуждать и поддерживать желание проявить себя в музыкально-художественной деятельности, в спорте, в актерском мастерстве, выявлять талантливых детей. А что, если природа одарила ребенка способностями, о которых никто не знает?
Открытие уникальной личности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с окружающими. Наградой за это будет создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, повышает жизненную силу.
Таким образом, для себя я сделал следующие выводы: только тот, кто увлечен своим делом, может вдохновлять других, и только тот, кто творчески подходит к организации своей деятельности, может научить студентов творчески мыслить. Вся педагогическая практика-это творческий процесс, и результат зависит от того, как вы подходите к этому процессу.
Список литературы:
1. Козлова, Е.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 7-10.
2. Мамедова, И.М. Эстетическое воспитание школьников // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 790-792.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.