Этапы формирования базальных умений у учащихся с ТМНР
Дети с тяжелыми и (или) множественными психофизическими
нарушениями (далее – ТМН) затрудняются:
· свободно передвигаться;
· самостоятельно удовлетворять личные потребности;
· воспринимать и перерабатывать информацию;
· приобретать опыт деятельности;
· овладевать речью и другими средствами коммуникации;
· подражать социальному поведению;
· инициировать и поддерживать социальные взаимодействия;
· выражать эмоциональное состояние.
Базовая образовательная потребность ребенка с ТМН – осознание собственного тела и собственного Я.
Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:
· восприятие и осознание границ собственного тела;
· восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия;
· восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.
Мы используем «метод комплексного педагогического подхода оказания ребенку помощи в осознании собственного тела.
Этот метод разработанная А. Фрёлихом в 1970-е годы, направлена на людей с ТМН, у которых сенсомоторная активность крайне ограничена → небольшой опыт движения, ощущения собственного тела.
Базальная стимуляция – это всегда взаимодействие.
Базальная стимуляция – это попытка обучить на самом элементарном уровне, ее
основная цель – обеспечить ребенку:
• ощущение собственного тела; качание на мяче начало
• установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию (побуждение);
• отделение своего тела от окружающих объектов; качение на мяче на животе
• использование имеющихся двигательных возможностей; подъем
• развитие собственной активности (реакции на окружающий мир); подъем на руках
• подготовку ребенка к выполнению простых движений и действий. подъем на ноги
Базовые потребности человека: |
Особые потребности детей с ТМН: |
· Удовлетворение в еде, питье; избегание боли. · Базовая потребность иметь стимулы, разнообразие и движение. · Безопасность, стабильность, надёжность отношений. · Привязанность к другому человеку, потребность в принятии, нежность. · Одобрение и чувство собственного достоинства. · Независимость, самостоятельность. |
• Много телесного контакта с целью получения прямого опыта общения, научиться воспринимать других. • Человек, который всегда находился бы рядом и помогал воспринимать мир на элементарном и интенсивном уровне. • Человек, который помог бы передвигаться и менять положения тела. • Человек, который мог бы понять без слов своего собеседника, внимательно заботился и осуществлял уход. |
Качества прикосновений взрослого:
· Ожидаемое (одинаковый порядок действий взрослого).
· Ощутимое (избегать скользящих прикосновений).
· Поддержание контакта рукой.
· Здороваемся – прикосновение к центру груди, плечу (не к кисти,
· пальцам).
Принципы организации занятия:
· Ритм.
· Постоянный распорядок дня, постоянное расписание недели.
· Создание подходящего пространства.
· Должно быть понятно, когда занятие, а когда время отдыха.
· Ритуалы приветствия и прощания помогают ребёнку сориентироваться.
· Всегда предупреждаем, что будем делать.
· Всегда одинаковый порядок.
· Кормление – тоже занятие.
· Оптимальное время занятия – 20 минут.
· Многократное повторение.
Требования к материалам:
· Чётко ощущаются форма и поверхность.
· Форму и цвет можно хорошо увидеть, выделить из фона.
· Не нужно прилагать много сил, чтобы включить игрушку.
· Все эффекты игрушки ясные, яркие, чёткие (причинно следственные связи: если я это сделаю, то это случится).
· Игрушки должны быть прочными.
· Можно почистить и продезинфицировать.
· Подобрать материал, с которым ребёнок мог бы сам заниматься.
Комплекс специальных игр и упражнений для дет использованием метода базальной стимуляции
· Использование фена.
· Втирание крема.
· Примерка шапок, перчаток, носков.
· Обведение контура тела массажным мячиком.
· Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге.
· Растирание поверхности тела тканями различной текстур
· Рисование на спине тактильными ладошками.
· Поглаживание различных частей тела с их называнием.
· Постукивание, похлопывание различных частей тела ребё и его руками.
· Ощупывание тела ребёнка его руками.
· Опутывание тела ребёнка ленточками.
· Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предмет формы, температуры.
· Обрызгивание жидкостью различных температур.
· Контакт с игрушками различных температур.
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМН с
использованием метода базальной стимуляции
· Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
· Заворачивание ребёнка в плотную ткань.
· Прослушивание себя через стетоскоп.
· Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья.
· Оставление цветных отпечатков.
· Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры.
· Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша.
· Удержание вибрирующих игрушек.
· Манипулирование предметами одной или двумя руками.
· Толкание предметов руками, ногами ребёнка.
· Рассматривание себя в зеркале, на фотографии.
· Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.
· Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке.
· Покачивание на большом мяче.
Условия успешности базальной стимуляции:
· определение актуального уровня потребностей ребенка;
· комфорт;
· ненасилие;
· позитивное подкрепление;
· обеспечение восприятия материалов различными частями тела;
· максимальное использование ситуаций ухода, стимуляция с помощью теплой воды, крема, предметов туалета и одежды;
· стремление к ситуации первичной самостимуляции;
· использование частей тела ребенка для выполнения
· целенаправленных действий..
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.