Этапы формирования базальных умений у учащихся с ТМНР
Оценка 5

Этапы формирования базальных умений у учащихся с ТМНР

Оценка 5
doc
21.09.2021
Этапы формирования базальных умений у учащихся с  ТМНР
Этапы формирования базальных умений у учащихся с ТМНР.doc

Этапы формирования базальных умений у учащихся с  ТМНР

 

Дети с тяжелыми и (или) множественными психофизическими

нарушениями (далее – ТМН) затрудняются:

·    свободно передвигаться;

·    самостоятельно удовлетворять личные потребности;

·    воспринимать и перерабатывать информацию;

·    приобретать опыт деятельности;

·    овладевать речью и другими средствами коммуникации;

·    подражать социальному поведению;

·    инициировать и поддерживать социальные взаимодействия;

·    выражать эмоциональное состояние.

Базовая образовательная потребность ребенка с ТМН – осознание собственного тела и собственного Я.

Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:

·    восприятие и осознание границ собственного тела;

·    восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия;

·    восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.

 

Мы используем  «метод комплексного педагогического подхода оказания ребенку помощи в осознании собственного тела.

 

Этот метод разработанная А. Фрёлихом в 1970-е годы, направлена на людей с ТМН, у которых сенсомоторная активность крайне ограничена → небольшой опыт движения, ощущения собственного тела.

 

Базальная стимуляция – это всегда взаимодействие.

 

Базальная стимуляция – это попытка обучить на самом элементарном уровне, ее

основная цель – обеспечить ребенку:

• ощущение собственного тела; качание на мяче начало

• установление контакта со взрослым, выполняющим стимуляцию (побуждение);

• отделение своего тела от окружающих объектов; качение на мяче на животе

• использование имеющихся двигательных возможностей; подъем

• развитие собственной активности (реакции на окружающий мир); подъем на руках

• подготовку ребенка к выполнению простых движений и действий. подъем на ноги

Базовые потребности человека:

Особые потребности детей с ТМН:

·   Удовлетворение в еде, питье; избегание боли.

·   Базовая потребность иметь стимулы, разнообразие и движение.

·   Безопасность, стабильность, надёжность отношений.

·   Привязанность к другому человеку, потребность в принятии, нежность.

·   Одобрение и чувство собственного достоинства.

·   Независимость, самостоятельность.

•  Много телесного контакта с целью получения прямого опыта общения, научиться воспринимать других.

•  Человек, который всегда находился бы рядом и помогал воспринимать мир на элементарном и интенсивном уровне.

•  Человек, который помог бы передвигаться и менять положения тела.

•  Человек, который мог бы понять без слов своего собеседника, внимательно заботился и осуществлял уход.

 

Качества прикосновений взрослого:

 

·   Ожидаемое (одинаковый порядок действий взрослого).

·   Ощутимое (избегать скользящих прикосновений).

·   Поддержание контакта рукой.

·   Здороваемся – прикосновение к центру груди, плечу (не к кисти,

·   пальцам).

 

 

 

Принципы организации занятия:

 

·   Ритм.

·   Постоянный распорядок дня, постоянное расписание недели.

·   Создание подходящего пространства.

·   Должно быть понятно, когда занятие, а когда время отдыха.

·   Ритуалы приветствия и прощания помогают ребёнку сориентироваться.

·   Всегда предупреждаем, что будем делать.

·   Всегда одинаковый порядок.

·   Кормление – тоже занятие.

·   Оптимальное время занятия – 20 минут.

·   Многократное повторение.

 

Требования к материалам:

 

·   Чётко ощущаются форма и поверхность.

·   Форму и цвет можно хорошо увидеть, выделить из фона.

·   Не нужно прилагать много сил, чтобы включить игрушку.

·   Все эффекты игрушки ясные, яркие, чёткие (причинно следственные связи: если я это сделаю, то это случится).

·   Игрушки должны быть прочными.

·   Можно почистить и продезинфицировать.

·   Подобрать материал, с которым ребёнок мог бы сам заниматься.

 

Комплекс специальных игр и упражнений для дет использованием метода базальной стимуляции

·   Использование фена.

 

·   Втирание крема.

 

·   Примерка шапок, перчаток, носков.

 

·   Обведение контура тела массажным мячиком.

 

·   Обведение контура тела ладони, стопы на бумаге.

 

·   Растирание поверхности тела тканями различной текстур

 

·   Рисование на спине тактильными ладошками.

 

·   Поглаживание различных частей тела с их называнием.

 

·   Постукивание, похлопывание различных частей тела ребё и его руками.

 

·   Ощупывание тела ребёнка его руками.

 

·   Опутывание тела ребёнка ленточками.

 

·   Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предмет формы, температуры.

 

·   Обрызгивание жидкостью различных температур.

 

·   Контакт с игрушками различных температур.

 

Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМН с

использованием метода базальной стимуляции

·    Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.

·    Заворачивание ребёнка в плотную ткань.

·    Прослушивание себя через стетоскоп.

·    Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья.

·    Оставление цветных отпечатков.

·    Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры.

·    Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша.

·    Удержание вибрирующих игрушек.

·    Манипулирование предметами одной или двумя руками.

·    Толкание предметов руками, ногами ребёнка.

·    Рассматривание себя в зеркале, на фотографии.

·    Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка.

·    Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности дорожке.

·    Покачивание на большом мяче.

 

 

Условия успешности базальной стимуляции:

·   определение актуального уровня потребностей ребенка;

·   комфорт;

·   ненасилие;

·   позитивное подкрепление;

·   обеспечение восприятия материалов различными частями тела;

·   максимальное использование ситуаций ухода, стимуляция с помощью теплой воды, крема, предметов туалета и одежды;

·   стремление к ситуации первичной самостимуляции;

·   использование частей тела ребенка для выполнения

·   целенаправленных действий..


Скачано с www.znanio.ru

Этапы формирования базальных умений у учащихся с

Этапы формирования базальных умений у учащихся с

Здороваемся – прикосновение к центру груди, плечу (не к кисти, · пальцам)

Здороваемся – прикосновение к центру груди, плечу (не к кисти, · пальцам)

Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша

Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2021