«Этапы речевого развития детей дошкольного возраста как основополагающий аспект развития связной речи в школьном возрасте»
Оценка 4.8

«Этапы речевого развития детей дошкольного возраста как основополагающий аспект развития связной речи в школьном возрасте»

Оценка 4.8
Работа с родителями +1
docx
Междисциплинарный 3
26.12.2023
«Этапы речевого развития детей дошкольного возраста как основополагающий аспект развития связной речи в школьном возрасте»
Данный материал призван помочь родителям лучше понять этапы развития речи у детей в каждом конкретном возрасте и вовремя обратить внимание на отклонения от нормы.
Этапы речевого развития.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Этапы речевого развития детей дошкольного возраста как основополагающий аспект развития связной речи в школьном возрасте»

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов:

1.     доречевой – 1 год жизни ребёнка (с 3 до 6 месяцев и с 6 до 12 месяцев)

2.     1 –  2 г.

3.     2 – 3 г.

4.     3 – 5 лет

5.     6 – 7 лет

Доречевой период

1 месяц        Ребёнок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Кричит, когда голоден, когда хочет спать, когда у него болит живот или промокли пелёнки.
2 месяца       Ребёнок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.                                                       3 месяца       Хорошо заметен так называемый "комплекс оживления". Когда к ребёнку обращаются, он улыбается, оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки, гласные и звукосочетания.                                                                                                                     3 - 6 месяцев      Ребёнок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен – что является одним из показателей нормального нервно – психического развития. В этом же возрасте (3 месяца) появляется гуление - мягкая голосоподача, отражающая физиологический комфорт ребёнка.

Ребёнок издаёт звуки, напоминающие сочетания гласных ("а", "э", "ы") и согласных ("г", "х"). Например: "гы", "эга".

Гуление – есть у всех детей; может запаздывать, проявляться по-разному.      Тренирует дыхание, артикуляцию (правильное положение органов речи).

5 месяцев  Ребёнок начинает петь - длительно тянет звуки, похожие на гласные, причём их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Услышав человеческий голос или другой звук, поворачивает голову и смотрит в ту сторону.

Повод для обращения к оториноларингологу: ребёнок не реагирует на звучащие игрушки, не поворачивается на голос. А также, если ребёнок перестал гулить, но не начинает лепетать.

6-8 месяцев     Появляется лепет - многократное повторение «цепочек» слогов.     Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог, например: "ба-ба-ба", "ля-ля-ля".   Лепет не у всех детей; может запаздывать.  Тренирует голос, дыхание, артикуляцию;   подготавливает механизм слогообразования. В этом же возрасте ребёнок охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки.

Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру  слова, фразы, на интонацию, а не на смысл.

10 месяцев   Ребёнок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые, и отзывается на своё имя.

1 год      Ребёнок, прощаясь, машет ручкой «пока-пока». Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?»; «Где папа?». На требования «дай!», «покажи!» либо выполняет, либо качает головой в знак отрицания.

      Произносит множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: «тя-бя-ти», «ма-ти-тя» и т. д. По интонации эти последовательности похожи на речь взрослых. Сознательно употребляет первые короткие слова ("мама", "папа", "дядя", "дай" и т. д.)

Важные диагностические параметры речевого развития ребёнка к 1 году жизни: -  первоочерёдное усвоение основных  аспектов человеческой коммуникации /глаза в глаза, ритуалы приветствия и прощания/,                                                                 - хорошее понимание обращённой речи,                                                                            - завершение лепетной стадии и появление первых слов,                                                      - сформированность базовых навыков глотания и жевания.

1 год – 2 года

Понимание речи – на бытовом уровне, простые инструкции.                                 Словарь – 8-12 слов (общеупотребительные, звукоподражания).     Звукопроизношение – гласные, П-Б, Т-Д.                                                                   Поведение не регулируется речью взрослых.                                                             Понимание речи – удерживают в памяти и выполняют двухступенчатые инструкции.    Активно стремятся к речевому контакту со взрослым, обращаются с просьбами. Формируется интонационная сторона речи  / интонация требования, вопроса/.                                                                                                                               Словарь – до 200 слов.                                                                                                          Активно используются изобразительные, указательные жесты.                                      Слоговая структура – 2-3х сложные слова.                                                          Звукопроизношение – В-Ф, ЛЬ, К, Г, Х. /тенденция к смягчению/.                                         К 2 годам появляется фраза.                                                                                              Поведение не регулируется речью взрослого.

2 - 3 года

Активность в речи и познавательной деятельности. Любимое слово: «Почему?»        Чем лучше умственное развитие ребёнка, тем больше преобладает в его речи познавательная сторона, тем больше вопросов он задаёт и тем внимательнее выслушивает ответы на них.                                                                                                 Чем раньше ребёнок задал вопрос "почему?", тем полноценнее его умственное развитие, чем позже - тем явственнее задержка. Если трёхгодовалый ребёнок ещё не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребёнка. Словарь – до 1000 слов.                                                                                 

Звукопроизношение – появляются свистящие звуки ([С], [С'],[З], [З'], [Ц]). Осваиваются основные грамматические категории.                                                             Не понимают и не конструируют сложноподчинённые предложения.     «Расцвет» конструктивной речевой деятельности – неологизмы /показатель нормального речевого развития/.                                                                                           

Речь ситуативная.                                                                                                                Активно развивается самокоммуникация, эгоцентрическая речь-показатель нормального речевого развития. Большой интерес к детским текстам: стихи, сказки. Хорошо запоминают.                                                                                         Поведение хорошо регулируется речью взрослого.

3 – 5 лет                                                                                                                  Заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны.                          Хорошо развита лексико-грамматическая сторона. Пользуются и сложноподчинёнными предложениями. Активное становление монолога /описание, повествование/.  Эгоцентрическая речь свёртывается во внутренний план. Интерес и понимание слов с обобщающим, абстрактным значением.     Формируется чувство языковой нормы. Сформированы предпосылки к овладению чтением. Чем обширнее словарный запас у ребёнка, тем лучше он понимает окружающее.                                                                                                      Основная роль на этом этапе психоречевого развития принадлежит семье. Чем богаче словарный запас и эмоциональность речи родителей, тем богаче будет словарный запас ребёнка и тем глубже и полнее он будет познавать окружающий его мир.

Звукопроизношение                                                                                                                     С 3 до 4 лет появляются шипящие звуки ([Ш], [Ж],[Ч], [Щ]).                                                            С 4 до 5 лет появляются сонорные звуки ([Л], [Р], [Р']).                                                    Если многие звуки произносятся неправильно («каша во рту» - дизартрия), то между тремя и четырьмя годами необходима консультация логопеда и занятия по выработке правильного произношения.

6 - 7 лет

К шести годам ребёнок должен овладеть развёрнутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке.                                                             С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.

Закономерности развития речи в норме                                                                        1. Наиболее интенсивно развивается импрессивная речь по отношению к экспрессивной.                                                                                                                          

2. Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже).

Становление фонематического слуха у детей в норме (по Н.Х. Швачкину)                         1. Период дофонемного развития речи - до 11 месяцев                                                  /понимание речи строится не на восприятии специфических языковых средств – фонем, а на улавливании общей ритмико - мелодической структуры слова, фразы/.                                                                                                                                          

2. Период фонемного развития речи –  с 11 месяцев до 1 года 10 месяцев

1 стадия. Различение гласных                                                                                     

различение А от других гласных;                                                                                         различение И – У, Э – О, И – О, Э – У;                                                                                         различение И – Э, У – О.

2 стадия. Различение согласных                                                                                    

различение наличия согласных /крот-рот/;                                                                             различение сонорных и артикулируемых  шумных: М – Б, Р – Д, Н – Г, Й – В;    различение твёрдых и мягких согласных:  Н- НЬ, М – МЬ, Б – БЬ, Д – ДЬ; различение носовых и ротовых соноров:  М – Л, М – Р, Н – Л, Н – Р, Н – Й,  М – Й; различение носовых соноров: М – Н;                                                                                          различение плавных ротовых соноров: Р – Л;                                                             различение соноров и неартикулируемых шумных: М – З, Л – Х, Н – Ж;  различение губных и язычных: Б – Д, В – З, Ф – Х, В – Ж;                                          различение взрывных и щелевых:  Б – В, Д – З, К – Х, Д – Ж;                             различение переднеязычных и заднеязычных: Д – Г, С – Х, Ш – Х;                         различение глухих и звонких согласных: П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В, С – З,    Ш – Ж; различение шипящих и  свистящих: Ж – З, Ш – С;                                                                      различение плавных ротовых соноров и Й:  Р – Й, Л – Й.


 

Этапы речевого развития детей дошкольного возраста как основополагающий аспект развития связной речи в школьном возрасте» учитель-логопед:

Этапы речевого развития детей дошкольного возраста как основополагающий аспект развития связной речи в школьном возрасте» учитель-логопед:

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов: 1

Б.М. Гриншпун предложил выделить в развитии детской речи 5 периодов: 1

Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл

Понимание речи. Дети больше реагируют на общую ритмико-мелодическую структуру слова, фразы, на интонацию, а не на смысл

Словарь – до 1000 слов.

Словарь – до 1000 слов.

Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже)

Структурные компоненты языка развиваются неравномерно (лексико-грамматическая сторона раньше, фонетико-фонематическая позже)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2023