ЭТИ РАЗНЫЕ МАРШИ

  • docx
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЭТИ РАЗНЫЕ МАРШИ.docx

МКОУ «Дарвагская СОШ №1»

 

 

Технологическая карта урока музыки

на тему: «Эти разные марши»,

во 2 классе

 

Ф.И.О. Мадаева Натаван Зейнутдиновна

Тема урока: «Эти разные марши»

Класс: 2

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: Формировать представление о марше как жанре музыки.

Задачи урока:

Дидактические: содействовать усвоению знаний обучающихся о жанре марша и разнообразии маршевой музыки; формировать умения различать виды и интонационно – образные особенности маршевой музыки;

Развивающие: способствовать развитию умения двигаться в соответствии с маршевой музыкой; развивать музыкально – двигательные, ритмические и вокально – хоровые навыки;

Воспитательные: содействовать развитию вокально – хоровых навыков; воспитывать интерес к музыке.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Познавательные УУД: Понимать основные термины и понятия музыкального искусства; выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; учиться размышлять о музыке.

Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание; высказывать собственное мнение, формулировать своё отношении к чему-либо, уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве.

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал заливаясь на ноте высокой!

Друзья, поздравляю с началом урока!

- Здравствуйте ребята! Меня зовут … и урок музыки сегодня проведу у вас я. Этот день обязательно станет для вас хорошим и добрым, если вы подарите свои тёплые улыбки друг другу.

Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок.

Слушают стихотворение.

 

 

Выполняют установку учителя.

 

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель: Подготовка мышления обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к учебным действиям и фиксированию индивидуального затруднения в пробном действии.

- Итак, на прошлом уроке мы изучали виды танцев. Поверим, насколько хорошо вы усвоили материал. - Послушайте первую мелодию.

- Какой это танец?

- Верно! Послушайте следующую мелодию.

- Какой это танец?

- Отлично! Послушайте третью мелодию.

- А какой это танец?

- Хорошо! Послушайте последнюю мелодию.

- Какой это танец?

 

Слушают мелодию.

- Полька

Слушают мелодию.

- Вальс

Слушают мелодию.

- танец «Камаринская»

Слушают мелодию.

- Танец тарантелла.

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

- Ребята, послушайте следующую мелодию.

- Это танец?

- Почему?

- Верно! А какие движения можно выполнять под эту музыку?

- Хорошо! Может кто-нибудь знает, как называется эта музыка?

 

- Нет

- Потому что под эту музыку неудобно танцевать.

- Шагать, идти куда-то, маршировать.

Высказывают свои предположения.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Ребята, эта музыка называется «марш». Под эту музыку удобно шагать, идти куда-то, она чёткая и ритмичная.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Верно! Сегодня мы с вами познакомимся с маршем и его разновидностями.

Слушают учителя.

- Тема нашего урока: «Марш»

 

 

5 этап. Реализация построенного проекта.

Цель: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач.

- Слово «марш» по-французски – это ходьба, движение. От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и чётким шагом. Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Эта музыка бодрая, чёткая и в то же время не быстрая.

- На свете существует много разных маршей. Послушайте первый марш и определите, кто мог бы под него шагать и где?

Звучит «Встречный марш» С. Чернецкого.

- Как звучит музыка?

- Верно! Ровным строевым шагом проходят солдаты по площади. Музыка марша очень чёткая, под которую сапоги солдат ударяют о землю. Это военный марш.

- Давайте все вместе промаршируем под этот марш, как настоящие солдаты.

- А где можно услышать этот марш?

Звучит марш М. Блантера «Футбольный марш»

- Как звучит музыка?

- Да, такой марш можно услышать по радио во время спортивных передач, на стадионах. Под него шагают спортсмены, чаще всего футболисты при выходе на поле. Это спортивный марш.

- Послушайте следующий марш. И подумайте, кто бы мог шагать под этот марш?

Звучит марш П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

- Как звучит музыка?

- Это «Марш деревянных солдатиков» - звуки детского игрушечного марша легче, тоньше. Под этот марш шагает войско деревянных солдатиков. Они очень лёгкие, дунь на такого солдатика – он и упадёт. Но солдатики хоть и маленькие, но очень смелые и решительные.

- Теперь я предлагаю вам выполнить движения под этот марш. Сначала, когда марш звучит громко мы хлопаем в ладоши, когда марш будет звучать тихо – мы будем хлопать руками по коленкам.

Слушают объяснение учителя.

 

 

Слушают «Встречный марш» С. Чернецкого.

- Под этот марш могут шагать военные на параде.

 

- Гордо, уверенно, твёрдо, мужественно, чётко.

 

Вместе с учителем маршируют под музыку.

Слушают марш М. Блантера «Футбольный марш»

- Под такой марш могут шагать спортсмены на соревнованиях.

- Бодро, отчётливо, важно, чётко.

 

 

Слушают марш П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

- Под этот марш могут шагать игрушки, дети.

- Музыка звучит легко, весело, задорно, игриво.

 

 

 

Выполняют движения вместе с учителем под марш П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Закрепление учащимися способа действия при выполнении заданий

- А теперь мы узнаем, как вы научились отличать марш от других жанров – танца и песни, поиграем в игру «Угадай - ка». Послушайте внимательно задание: прозвучит несколько музыкальных фрагментов – песня, танец и марш. Если вы услышите марш, то вы маршируете, если вы услышите песню или танец – то хлопаете. Будьте внимательны!

Играют в игру «Угадай - ка».

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная).

- Молодцы, ребята. Выполним небольшое тестовое задание. На работу вам даётся 1 минута. Затем один из вас выйдет к доске, и мы проверим получившиеся результаты.

- Кто выйдет к доске? Проверим с помощью документ-камеры. Ребята, у кого вышло также?

Выполняют задания.

 

Проверяют работу.

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Повторение и закрепление ранее изученного.

- Какая музыка называется маршем?

- Какие марши мы с вами сегодня рассмотрели?

- Кто помнит, какой по характеру военный марш?

- А какой по характеру спортивный марш?

- А какой по характеру «Марш деревянных солдатиков»?

- Домашним заданием будет найти информацию о других видах марша и рассказать о них, приводя примеры музыкальных произведений.

- Маршем называется музыка, под которую можно шагать, маршировать.

- Военный, спортивный и игрушечный (детский).

- Гордый, уверенный, твёрдый, мужественный, чёткий.

- Бодрый, отчётливый, важный, чёткий.

- Лёгкий, весёлый, задорный, игривый.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью «Весёлых ноток».

- У вас на столах лежат нотки, выберете ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

- Я очень рада, что урок вызвал у вас такое хорошее настроение. Спасибо за урок, до свидания!

 

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке с помощью приёма «Весёлые нотки»

 

Прощаются с учителем.