Мероприятие помогает старшеклассникам различать виды сложных предложений, учащиеся легко могут разобраться в пунктуации сложного предложения, начертить его схему и дать характеристику. Две команды учащихся соревнуются между собой в составлении схем, умений определять виды придаточных предложений, входящих в состав сложного предложения.Мероприятие помогает старшеклассникам различать виды сложных предложений, учащиеся легко могут разобраться в пунктуации сложного предложения, начертить его схему и дать характеристику. Две команды учащихся соревнуются между собой в составлении схем, умений определять виды придаточных предложений, входящих в состав сложного предложения.
Нед. р.яз.эти сл. предл. 9кл..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«НовоГеоргиевская средняя общеобразовательная школа»
Тарумовского района РД
Брей-ринг в 9-ых классах на
тему:
«Эти
сложные
предложени
я» Учитель русского языка и литературы: ХасбулаеваА.П.
2016-2017учебный год.
Тема: Эти сложные предложения
Цель: формирование навыков интереса к русскому языку
путём составления сложных предложений из простых,
умения различать сложные предложения
по виду.
Ход мероприятия
Задание№1
Даны два предложения: Солнце взошло. Туман рассеялся.
Задание: построить сложные предложения различных видов:
сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное.
Варианты ответов:
Солнце взошло – туман рассеялся (бессоюзное) Солнце взошло, и туман рассеялся (сложносочиненное)
Когда солнце взошло, туман рассеялся (сложноподчиненное)
Вывод: временные отношения можно передать разными видами сложных
предложений. Менее четко они очерчены в бессоюзных сложных
предложениях.
Задание№2
1.Составить два предложения: одно простое с обобщающим словом перед
однородными членами, другое – бессоюзное сложное, вторая часть которого
поясняет первую.
2.Составить два предложения: одно простое с однородными членами и
обобщающим словом после них, второе – бессоюзное сложное, в котором
между частями ставится тире.
Вывод: двоеточие и тире могут быть и в простых, и в сложных предложениях.
3.Работа с грамматическими синонимами. Задание классу: опустить союзы в данном тексте, проставить знаки.
Осень. По лесу шагу нельзя ступить бесшумно, потому что сухие листья
хрустят под ногами, предупреждая лесных жителей, что охотник идет.
4.Дополнительные задания:
начертить схему;
дать характеристику предложения;
объяснить смысловые отношения между частями.
Вывод: полученное бессоюзное сложное предложение – грамматический
синоним данному. Оно передает быструю смену действий.
Определите смысловые отношения:
Светает, так что надо вставать. Светает – надо вставать.
Перестроить последнее предложение так, чтобы его вторая часть раскрывала
причину того, о чем говорится в первой части ( Надо вставать, потому что
светает) . Выразить эти отношения в бессоюзном сложном предложении. ( Надо
вставать: светает).
Вывод: таким образом, смысловые отношения зависят от содержания простых
предложений, входящих в состав сложного.
Задание№3. Продолжить предложения
Прекрасен зимний лес:
Плывут по небу облака,…
Крикнешь ………..
Задание№4
1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с
мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)
1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное 2. Сколько грамматических основ содержится в следующем
предложении?
Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда
оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)
3. Какое сложное предложение состоит из трех простых?
1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи
на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и
чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают,
точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто
так, то в доме становилось както свежее и светлее, точно с люстры чехлы
снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза
росистая ярость лугов.
4. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?
1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в
Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не
мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь чтонибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться
ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а
небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические
устремления. 5. Какое предложение является сложносочиненным?
1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и
дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные
нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.
6. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все
русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса
столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне
долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного
света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин) 7. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из
дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и
громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л.
Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не
исключили из гимназии. (И. Бунин)
8. Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна
используются для выпаса овечьих отар.
9. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки
препинания не расставлены.) 1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою
угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об
университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга
воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)
10. Какое предложение является сложным с разными видами связи?
1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь
страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных
пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот
крик лиса прибежит.
11. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между
частями бессоюзного предложения.
Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли
их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского
языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6)
что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из
языка, (8) другие закрепляются в нем.
II.Итоги.
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Эти сложные предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.